Методическая разработка «Рекомендации родителям по обучению грамоте и автоматизации звуков»
методическая разработка (подготовительная группа)

Тютенкова Елена Владимировна

Одна из форм сотрудничества логопеда, и родителей –это методические рекомендации или домашние задания от логопеда. С помощью них: - родители составляют представление о занятиях, о том, что было пройдено за неделю; - позволяют систематизировать материал по изучаемой теме; - увеличивается время и частота речевых упражнений, что позволяет добиться более быстрого и устойчивого результата, установления детско-родительских доверительных и взаимоуважительных отношений. Для закрепления пройденного материала мною разработаны методические рекомендации для родителей по обучению грамоте и закреплению различных автоматизируемых звуков, которые необходимо выполнять в выходные дни закреплять полученные знания ребёнком за неделю. В методических рекомендациях даны игры и упражнения для развития лексико-грамматических категорий, а также словарного запаса, что способствует комплексному усвоению и развитию всех компонентов речи. Материал разработан для детей подготовительной группы, может использоваться родителями не только для закрепления пройденного на занятиях материала, но и как дополнительные задания при подготовке к школьному обучению, а также автоматизации поставленных звуков. Все картинки и различный речевой материал, используемый в методической разработке, находятся в свободном доступе в интернете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx912.69 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Артикуляционная гимнастика

Обратить внимание на упражнения:

- «лопатка»          - «вкусное варенье»       - «маляр»

- «качели»                   - «лошадка»              - «иголочка»

2. Дыхательная гимнастика     «Певец»

ЦЕЛЬ: развивать силу голоса и плавную воздушную струю.

Ребёнок тянет гласный звук сначала тихо, постепенно наращивая громкость, а потом на максимальной громкости: а-а-а-а-а-а-а-а-а (грудная клетка при этом не сжимается).

2-ой вариант. Упражнение на ослабление голоса: громко-средне-тихо-шёпот-беззвучная артикуляция.

3.Развитие фонематического слуха Д/У «Назови одинаковый звук в словах»:

А) Аист, апельсин, муха;

Б) Утюг, мука, усы;

В) Ослик, облака, о[А]кно;

Г) Весы, усы, мосты.

Д/У «Раздели слова на слоги»

Ма-ли-на, мак, да-ча.

4. Автоматизация звуков

[с] в чистоговорках (устранение м\з произношения)

СЫ – СЫ – СЫ   у дедушки усы   СЫ – СЫ – СЫ   лисёнок у лисы;

СЫ – СЫ – СЫ   хвост красивый у лисы СЫ – СЫ – СЫ  новые весы;

СЫ – СЫ – СЫ   заведи часы  СЫ – СЫ – СЫ  не боюсь я злой осы.

[л] в словосочетаниях :

весёлый малыш, гладкий лоб, глубокая лужа, ласковая улыбка, голубые волны, кислое молоко, луч солнца, лыжная палка, метла под столом, молочная лапша.

Упражнение  “ Заведи мотор»

Улыбнись. Широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй язычком по бугоркам за верхними зубами, произнося д-д-д.

  1. Артикуляционная гимнастика

Обратить внимание на упражнения:

- «лопатка»          - «вкусное варенье»       - «маляр»

- «качели»                   - «лошадка»              - «иголочка»

2. Дыхательная гимнастика  «Ёжик». Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым  носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

3.Развитие фонематического слуха Д/У «Определи первый звук»

                                                                  

                                                                                                                                                                   

 

4. Автоматизация звуков

[ч] в чистоговорках

ЧКА – ЧКА – ЧКА на цветочке бабочка

ЧКА – ЧКА – ЧКА я гоню бычка

ЧКА – ЧКА – ЧКА это наша лодочка

ЧКУ – ЧКУ – ЧКУ мальчик ловит бабочку

 [л] в скороговорках :

- В Луку Клим луком кинул.

- Палку толкал лапкой Полкан.

- У елки иголки колки.

- Колпак - под колпаком, под колпаком - колпак.

Упражнение  “ Заведи мотор»

Улыбнись. Широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй язычком по бугоркам за верхними зубами, произнося д-д-д.

  1. Артикуляционная гимнастика

Обратить внимание на упражнения:

- «лопатка»          - «вкусное варенье»       - «маляр»

- «качели»                   - «лошадка»              - «иголочка»

2. Дыхательная гимнастика     «Певец»

ЦЕЛЬ: развивать силу голоса и плавную воздушную струю.

Ребёнок тянет гласный звук сначала тихо, постепенно наращивая громкость, а потом на максимальной громкости: а-а-а-а-а-а-а-а-а (грудная клетка при этом не сжимается).

2-ой вариант. Упражнение на ослабление голоса: громко-средне-тихо-шёпот-беззвучная артикуляция.

3.Развитие фонематического слуха Д/У «Назови одинаковый звук в словах»:

А) Аист, апельсин, муха;

Б) Утюг, мука, усы;

В) Ослик, облака, о[А]кно;

Г) Весы, усы, мосты.

Д/У «Раздели слова на слоги»

Ма-ли-на, мак, да-ча.

4. Автоматизация звуков

[с] в чистоговорках (устранение м\з произношения)

СЫ – СЫ – СЫ   у дедушки усы   СЫ – СЫ – СЫ   лисёнок у лисы;

СЫ – СЫ – СЫ   хвост красивый у лисы СЫ – СЫ – СЫ  новые весы;

СЫ – СЫ – СЫ   заведи часы  СЫ – СЫ – СЫ  не боюсь я злой осы.

[л] в словосочетаниях :

весёлый малыш, гладкий лоб, глубокая лужа, ласковая улыбка, голубые волны, кислое молоко, луч солнца, лыжная палка, метла под столом, молочная лапша.

Упражнение  “ Заведи мотор»

Улыбнись. Широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй язычком по бугоркам за верхними зубами, произнося д-д-д.

  1. Артикуляционная гимнастика

Обратить внимание на упражнения:

- «лопатка»          - «вкусное варенье»       - «маляр»

- «качели»                   - «лошадка»              - «иголочка»

2. Дыхательная гимнастика  «Ёжик». Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым  носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

3.Развитие фонематического слуха Д/У «Определи первый звук»

                                                                  

                                                                                                                                                                   

 

4. Автоматизация звуков

[ч] в чистоговорках

ЧКА – ЧКА – ЧКА на цветочке бабочка

ЧКА – ЧКА – ЧКА я гоню бычка

ЧКА – ЧКА – ЧКА это наша лодочка

ЧКУ – ЧКУ – ЧКУ мальчик ловит бабочку

 [л] в скороговорках :

- В Луку Клим луком кинул.

- Палку толкал лапкой Полкан.

- У елки иголки колки.

- Колпак - под колпаком, под колпаком - колпак.

Упражнение  “ Заведи мотор»

Улыбнись. Широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй язычком по бугоркам за верхними зубами, произнося д-д-д.

Занятие 3

  1. Артикуляционная гимнастика

См. упражнения для сонорных звуков [р-р’]

  1. Дыхательная гимнастика  «Аромат цветов».

Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!». Повторить 3-4 раза.

  1. Развитие фонематического слуха

А) «Повтори, не ошибись »

Ма-ма-ма       па –ба - па  

На-на-на         ба – па – ба

ма-на –ма       ба – ба – па –па

на-ма-на         па – па – ба – ба

Б) «Определи место звуков [с-с‘]». Рассмотри картинки, назови их. Определи какой звук ты слышишь : твердый [c] или мягкий [c’], определи место: в начале слова, в середине слова или в конце слова, закрась нужный квадрат

                                                                           

                                     

  1. Автоматизация звуков

Автоматизация звука [л] в предложениях

У лайки – белые  лапки. У белки – тёплое  дупло. У Милы – голубое платье. Владик уехал в колхоз.  По волнам плывёт плот.  Клава захлопала в ладоши. Стул упал на пол. Павел ушёл на футбол.

Дифференциация звуков [ш-ж]

жаль – шаль           ежата – мышата            лужа – Луша

выучи:

Однажды шёл дождик дважды.

Отважный Миша бежит от мыши.

Шьёт кошка на окошке жакет Тимошке

Занятие 3

  1. Артикуляционная гимнастика

См. упражнения для сонорных звуков [р-р’]

  1. Дыхательная гимнастика  «Аромат цветов».

Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!». Повторить 3-4 раза.

  1. Развитие фонематического слуха

А) «Повтори, не ошибись »

Ма-ма-ма       па –ба - па  

На-на-на         ба – па – ба

ма-на –ма       ба – ба – па –па

на-ма-на         па – па – ба – ба

Б) «Определи место звуков [с-с‘]». Рассмотри картинки, назови их. Определи какой звук ты слышишь : твердый [c] или мягкий [c’], определи место: в начале слова, в середине слова или в конце слова, закрась нужный квадрат

                                                                           

   

  1. Автоматизация звуков

Автоматизация звука [л] в предложениях

У лайки – белые  лапки. У белки – тёплое  дупло. У Милы – голубое платье. Владик уехал в колхоз.  По волнам плывёт плот.  Клава захлопала в ладоши. Стул упал на пол. Павел ушёл на футбол.

Дифференциация звуков [ш-ж]

жаль – шаль           ежата – мышата            лужа – Луша

выучи:

Однажды шёл дождик дважды.

Отважный Миша бежит от мыши.

Шьёт кошка на окошке жакет Тимошке.

Занятие 4

  1. Артикуляционная гимнастика

См. упражнения для сонорных звуков [л-л‘], упражнение «Лошадка» - «Останови лошадку».

  1. Дыхательная гимнастика  «Самолёт»

Глубокий вдох, не поднимая плеч, на выдохе продолжительно произносить звук «у – у – у».

  1. Развитие фонематического слуха

А) «Повтори не ошибись»

На-на-на – на холме сосна                  но-но-но – на дворе темно.

Ны-ны-ны – на небе нет луны           онь-онь-онь – зажигай огонь

Б) «Определи место звуков [н-н‘]». Рассмотри картинки, назови их. Определи какой звук ты слышишь : твердый [н] или мягкий [н’], определи место: в начале слова, в середине слова или в конце слова, закрась нужный квадрат

                                             

  1. Автоматизация звуков в скороговорках и предложениях

Звук [щ]:

Этой щёткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки, 
Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку.
- Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?

Звуки [л-л’] У Лены лепёшка. В лесу много лип. У Любы в косе лента. У лифта стоит лифтёр. Летом часто идут ливни.

Лаяла лайка за дальним селом,    - Милая лайка, больше не лай,
Лайку услышал малыш за окном:  Лаем своим малыша не пугай.

Звук [р]       Тра- тра- тра- начну с утра.

              Тра- тра- тра- на трамвай бегу с утра.

              Тро- тро- тро- трое едут на метро.

              Тро- тро- тро- пью ситро.

Занятие 5

  1. Артикуляционная гимнастика: см. упражнения для сонорных звуков [р-р‘];
  2. Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

И.п.: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. . «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши,

«из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

3.Развитие фонематического слуха:

А) Д/И «Повтори, не ошибись»

Ку-ку-ку – мы рассыпали муку.     Ок-ок-ок – по столу потек желток.    

Ко-ко-ко – и разлили молоко.     Ков-ков-ков – не видать нам пирожков!

Б) «Определи место звуков [к-к‘]» Рассмотри картинки, назови их. Определи какой звук ты слышишь : твердый [к] или мягкий [к’], определи место: в начале слова, в середине слова или в конце слова, закрась нужный квадрат. СИНИМ цветом, твердый звук. ЗЕЛЕНЫМ, мягкий звук.

                                                             

4.Автоматизация звуков: Дифференциация звуков [ш-ж]

ша - жа шо - жо шу - жу ши – жи ; жа - ша жо - шо жу - шу жи – ши

шито – жито; шутка - жутко ;шить – жить ; шитьё – житьё ; шесть – жесть; шар – жар ; шаль – жаль; шалить - жалить ;шалость – жалость.

Автоматизация звуков [л-л‘]: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ ;  АЛЬ-АЛЬ-АЛЬ  ;  ТЛЯ-ТЛЯ-ТЛЯ

Оля пела. Наша Юля как юла. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик заселять. Я разжала кулачок – на ладони светлячок. Мы ходили по полям и дели пополам все, что находили.

Занятие 4

1.        Артикуляционная гимнастика

См. упражнения для сонорных звуков [л-л‘], упражнение «Лошадка» - «Останови лошадку».

2.        Дыхательная гимнастика  «Самолёт»

Глубокий вдох, не поднимая плеч, на выдохе продолжительно произносить звук «у – у – у».

3.        Развитие фонематического слуха

А) «Повтори не ошибись»

На-на-на – на холме сосна                  но-но-но – на дворе темно.

Ны-ны-ны – на небе нет луны           онь-онь-онь – зажигай огонь

Б) «Определи место звуков [н-н‘]». Рассмотри картинки, назови их. Определи какой звук ты слышишь : твердый [н] или мягкий [н’], определи место: в начале слова, в середине слова или в конце слова, закрась нужный квадрат

                                                 

                                                                    

4.        Автоматизация звуков в скороговорках и предложениях

Звук [щ]:

Этой щёткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки,

Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку.

- Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?

Звуки [л-л’] У Лены лепёшка. В лесу много лип. У Любы в косе лента. У лифта стоит лифтёр. Летом часто идут ливни.

Лаяла лайка за дальним селом,    - Милая лайка, больше не лай,

Лайку услышал малыш за окном:  Лаем своим малыша не пугай.

Звук [р]       Тра- тра- тра- начну с утра.

              Тра- тра- тра- на трамвай бегу с утра.

              Тро- тро- тро- трое едут на метро.

              Тро- тро- тро- пью ситро.

Занятие 5

  1. Артикуляционная гимнастика: см. упражнения для сонорных звуков [р-р‘];
  2. Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

И.п.: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. . «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши,

«из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

3.Развитие фонематического слуха:

А) Д/И «Повтори, не ошибись»

Ку-ку-ку – мы рассыпали муку.     Ок-ок-ок – по столу потек желток.    

Ко-ко-ко – и разлили молоко.     Ков-ков-ков – не видать нам пирожков!

Б) «Определи место звуков [к-к‘]» Рассмотри картинки, назови их. Определи какой звук ты слышишь : твердый [к] или мягкий [к’], определи место: в начале слова, в середине слова или в конце слова, закрась нужный квадрат. СИНИМ цветом, твердый звук. ЗЕЛЕНЫМ, мягкий звук.

                                                             

4.Автоматизация звуков: Дифференциация звуков [ш-ж]

ша - жа шо - жо шу - жу ши – жи ; жа - ша жо - шо жу - шу жи – ши

шито – жито; шутка - жутко ;шить – жить ; шитьё – житьё ; шесть – жесть; шар – жар ; шаль – жаль; шалить - жалить ;шалость – жалость.

Автоматизация звуков [л-л‘]: 

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ ;  АЛЬ-АЛЬ-АЛЬ  ;  ТЛЯ-ТЛЯ-ТЛЯ

Оля пела. Наша Юля как юла. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик заселять. Я разжала кулачок – на ладони светлячок. Мы ходили по полям и дели пополам все, что находили.

Занятие____

  1. Артикуляционная гимнастика: см. упражнения для шипящих звуков
  2. Дыхательная гимнастика: «Сыграем на гармошке» 

— встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 сек). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3 – 4 раза.

  1. Развитие фонематического слуха:

А) Д/И «Раздели слова на слоги»

Пу-ма                                        па-на-ма                                          суп

Б) Д/И «Определи место звуков [п-п‘]» Рассмотри картинки, назови их. Определи какой звук ты слышишь: твердый [п] или мягкий [п’], определи место: в начале слова, в середине слова или в конце слова, закрась нужный квадрат. СИНИМ цветом, твердый звук. ЗЕЛЕНЫМ, мягкий звук.

                                                     

4 Автоматизация звуков

[р]: Мухомор в бору

Ор – ор – ор – ядовитый мухомор.

Ор – ор – ор – в бору вырос мухомор.

Ор – ор -  ор – нельзя есть мухомор.

Раки - забияки

Ра – ра – раки – забияки.

Ра – ра – раки, не боятся раки драки.

Ры – ры – ры – вылезают они из норы.

Дифференциация [ж-ш]:

жа, жа, жа — мы видели ежа        ша, ша, ша — у меня лапша

жи, жи, жи — у меня ножи           ши, ши, ши — это малыши

жу, жу, жу — на лужок хожу        шу, шу, шу — я флажком машу

жок, жок, жок — у меня флажок    шок, шок шок — у меня Пушок

Дифференциация [ч-ть]

Повтори скороговорки.

Ткач ткёт ткани на платки Тане. Водичка течёт, а печка печёт. Димочка Ниночке чинит ботиночки.

Танечка - у печки, Ванечка - на печке.

Витечка читает, Митечка мечтает.

Ткани ткачи ткут, Но не много наткут. А. Хмелёва

Занятие______

  1. Артикуляционная гимнастика: см. упражнения для сонорных звуков [л-л’];
  2. Дыхательная гимнастика «Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш;
  3. Развитие фонематического слуха

А) «Посчитай звуки в слове» Произнеси слова, посчитай сколько звуков в словах, цифрой запиши в квадрате.

Мак                      паук                             кот          

Б) «Прочитай и соедини слова с подходящей картинкой»

КОТ                  МАК                КИТ

                                 

4 Автоматизация звуков

[р]: в слогах    :                          выучи скороговорки:

дра-дры-дро-дру                       Спит сурок в просторной норке,                                    
дры-дро-дру-дра                       У сурка нора на горке .

                 
дро-дру-дра-дры                       Рубят дрова                                              
дру-дра-дры-дро                       Дровосеки с утра.

Автоматизация [л]:

1)Мила вымыла ладони,            3)Маме помогала Мила.

2)Мила сделала салат.               4)Мама Милу похвалила.

Дифференциация щ-сь. Четко произносить предложения:

У Сени ящик. Сима варит щи. На стене синий плащ. Гусёнок щиплет траву. В сенях пищит щенок. В сетях лещи. У Васи клещи. У Сони щётка.

Автоматизация [ч]:

Ванечка водичкой                   Моет пальчики, бочок.

Моет плечи, личико,           – Как бы вымыть язычок?

Занятие____

  1. Артикуляционная гимнастика: см. упражнения для шипящих звуков
  2. Дыхательная гимнастика: «Сыграем на гармошке» 

— встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 сек). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3 – 4 раза.

  1. Развитие фонематического слуха:

А) Д/И «Раздели слова на слоги»

Пу-ма                                        па-на-ма                                          суп

Б) Д/И «Определи место звуков [п-п‘]» Рассмотри картинки, назови их. Определи какой звук ты слышишь: твердый [п] или мягкий [п’], определи место: в начале слова, в середине слова или в конце слова, закрась нужный квадрат. СИНИМ цветом, твердый звук. ЗЕЛЕНЫМ, мягкий звук.

                                                     

4 Автоматизация звуков

[р]: Мухомор в бору

Ор – ор – ор – ядовитый мухомор.

Ор – ор – ор – в бору вырос мухомор.

Ор – ор -  ор – нельзя есть мухомор.

Раки - забияки

Ра – ра – раки – забияки.

Ра – ра – раки, не боятся раки драки.

Ры – ры – ры – вылезают они из норы.

Дифференциация [ж-ш]:

жа, жа, жа — мы видели ежа        ша, ша, ша — у меня лапша

жи, жи, жи — у меня ножи           ши, ши, ши — это малыши

жу, жу, жу — на лужок хожу        шу, шу, шу — я флажком машу

жок, жок, жок — у меня флажок    шок, шок шок — у меня Пушок

Дифференциация [ч-ть]

Повтори скороговорки.

Ткач ткёт ткани на платки Тане. Водичка течёт, а печка печёт. Димочка Ниночке чинит ботиночки.

Танечка - у печки, Ванечка - на печке.

Витечка читает, Митечка мечтает.

Ткани ткачи ткут, Но не много наткут. А. Хмелёва

Занятие______

  1. Артикуляционная гимнастика: см. упражнения для сонорных звуков [л-л’];
  2. Дыхательная гимнастика «Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш;
  3. Развитие фонематического слуха

А) «Посчитай звуки в слове» Произнеси слова, посчитай сколько звуков в словах, цифрой запиши в квадрате.

Мак                      паук                             кот          

Б) «Прочитай и соедини слова с подходящей картинкой»

КОТ                  МАК                КИТ

                                 

4 Автоматизация звуков

[р]: в слогах    :                          выучи скороговорки:

дра-дры-дро-дру                       Спит сурок в просторной норке,                                    
дры-дро-дру-дра                       У сурка нора на горке .

                 
дро-дру-дра-дры                       Рубят дрова                                              
дру-дра-дры-дро                       Дровосеки с утра.

Автоматизация [л]:

1)Мила вымыла ладони,            3)Маме помогала Мила.

2)Мила сделала салат.               4)Мама Милу похвалила.

Дифференциация щ-сь. Четко произносить предложения:

У Сени ящик. Сима варит щи. На стене синий плащ. Гусёнок щиплет траву. В сенях пищит щенок. В сетях лещи. У Васи клещи. У Сони щётка.

Автоматизация [ч]:

Ванечка водичкой                   Моет пальчики, бочок.

Моет плечи, личико,           – Как бы вымыть язычок?

Занятие _____

  1. Артикуляционная гимнастика. Комплекс для свистящих.
  2. Дыхательная гимнастика «Кошка»

И.п.: встать прямо, кисти на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками сбрасывающее движение в сторону. На выдохе вернуться в исходное положение.

3. Развитие фонематического слуха

А) Д/И «Определи место звуков [б-б‘]» Рассмотри картинки, назови их. Определи какой звук ты слышишь: твердый [б] или мягкий [б’], определи место: в начале слова, в середине слова или в конце слова, закрась нужный квадрат. СИНИМ цветом, твердый звук. ЗЕЛЕНЫМ, мягкий звук.

                                         

Б) Раздели слова на слоги

 бак                    ка-би-на                     боч-ка

4 Автоматизация звуков в словосочетаниях, предложениях

[р]:

Кира на уроке, ворона и сорока, чёрный ранец, Роман герой, родная Россия, корова и баран, громкая рация, румяный Юра, работают на огороде, ранний рассвет, короткий рассказ, рубашка с короткими рукавами, раскат грома, рубашка в пору, развилка направо, убирают двор, родные просторы.

[л] :

Володя наполнил бокал сладким  соком. Михаил сел за стол. Клава надела белое платье и накинула голубой платок. Пламя охватило весь плот. Мила плохо плавала. Плот плывёт по волнам. Петя сломал, а потом наладил велосипед.  Володя забыл, куда положил пенал. Вот веселый колобок покатился, как клубок.

[с, з, ц] :

Над кузницей, мельницей

Вьётся метелица,

По лесу танцует

И по полю стелется.

А зайцы метелицы не боятся,

Под снегом танцуют и веселятся.

 И. Лопухина

   

Занятие _____

  1. Артикуляционная гимнастика. Комплекс для свистящих.
  2. Дыхательная гимнастика «Кошка»

И.п.: встать прямо, кисти на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками сбрасывающее движение в сторону. На выдохе вернуться в исходное положение.

3. Развитие фонематического слуха

А) Д/И «Определи место звуков [б-б‘]» Рассмотри картинки, назови их. Определи какой звук ты слышишь: твердый [б] или мягкий [б’], определи место: в начале слова, в середине слова или в конце слова, закрась нужный квадрат. СИНИМ цветом, твердый звук. ЗЕЛЕНЫМ, мягкий звук.

                                         

Б) Раздели слова на слоги

 бак                    ка-би-на                     боч-ка

4 Автоматизация звуков в словосочетаниях, предложениях

[р]:

Кира на уроке, ворона и сорока, чёрный ранец, Роман герой, родная Россия, корова и баран, громкая рация, румяный Юра, работают на огороде, ранний рассвет, короткий рассказ, рубашка с короткими рукавами, раскат грома, рубашка в пору, развилка направо, убирают двор, родные просторы.

[л] :

Володя наполнил бокал сладким  соком. Михаил сел за стол. Клава надела белое платье и накинула голубой платок. Пламя охватило весь плот. Мила плохо плавала. Плот плывёт по волнам. Петя сломал, а потом наладил велосипед.  Володя забыл, куда положил пенал. Вот веселый колобок покатился, как клубок.

[с, з, ц] :

Над кузницей, мельницей

Вьётся метелица,

По лесу танцует

И по полю стелется.

А зайцы метелицы не боятся,

Под снегом танцуют и веселятся.

 И. Лопухина

Занятие ______

  1. Артикуляционная гимнастика. См. упражнения для сонорных звуков [р-р’]
  2. Дыхательная гимнастика «Семафор»

Сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с длительным выдохом и произношением звука «с-с-с». Повторить 3-4раза.

  1. Развитие фонематического слуха:

А) «Прочитай и соедини слова с подходящей картинкой»

БОЧ – КА                                               ПОЧ – КА

                   

Чем отличаются слова «бочка», «почка»?

Б) «Посчитай звуки в слове» Произнеси слова, посчитай сколько звуков в словах, цифрой запиши в квадрате.

 пух                     бак                     батон            

4 Автоматизация звуков:

[л-ль]

Дети сидели под тополем и ели малину.

Летом дети ходили в лес за малиной.

В коляске катали маленькую Полину.

Лёва и Алёша видели полёт самолёта.

На коленях у Лены сидели маленькие котята.

Дифференциация звуков [т-д] в словах

Таня – Даня                                туп – дуб

Тоня – доня                                тоги – доги

[р]:

Ра-ра-ра, ра-ра-ра               Ру-ру-ру, ру-ру-ру

На дворе у нас гора.          Собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры         Ра-ра-ра, ра-ра-ра

Покатаемся с горы.            Очень рада детвора.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,- Рама, рак, гора, нора

Занятие ______

  1. Артикуляционная гимнастика. См. упражнения для сонорных звуков [р-р’]
  2. Дыхательная гимнастика «Семафор»

Сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с длительным выдохом и произношением звука «с-с-с». Повторить 3-4раза.

  1. Развитие фонематического слуха:

А) «Прочитай и соедини слова с подходящей картинкой»

БОЧ – КА                                               ПОЧ – КА

                   

Чем отличаются слова «бочка», «почка»?

Б) «Посчитай звуки в слове» Произнеси слова, посчитай сколько звуков в словах, цифрой запиши в квадрате.

 пух                     бак                     батон            

4 Автоматизация звуков:

[л-ль]

Дети сидели под тополем и ели малину.

Летом дети ходили в лес за малиной.

В коляске катали маленькую Полину.

Лёва и Алёша видели полёт самолёта.

На коленях у Лены сидели маленькие котята.

Дифференциация звуков [т-д] в словах

Таня – Даня                                туп – дуб

Тоня – доня                                тоги – доги

[р]:

Ра-ра-ра, ра-ра-ра               Ру-ру-ру, ру-ру-ру

На дворе у нас гора.          Собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры         Ра-ра-ра, ра-ра-ра

Покатаемся с горы.            Очень рада детвора.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,- Рама, рак, гора, нора

  Занятие ______

  1. Артикуляционная гимнастика. См. комплекс для соноров [р-р‘].
  2. Дыхательная речевая гимнастика «Греем ручки»

И.п.: о.с. 1-потирать «озябшие» руки (вдох); 2-на выдохе произносить: «Х-х-х! Х-х-х!». Повторить 3-4 раза.

  1. Развитие фонематического слуха

А) Д/И «Определи место звуков [д-д‘]» Рассмотри картинки, назови их. Определи какой звук ты слышишь: твердый [д] или мягкий [д’], определи место: в начале слова, в середине слова или в конце слова, закрась нужный квадрат. СИНИМ цветом, твердый звук. ЗЕЛЕНЫМ, мягкий звук.

Дом                                           деньги                         дятел                                  доска

                                   

                                                   

  1. Автоматизация звуков:  [л] Чётко произносить предложения: Лыжники идут по лыжне. Мама готовила голубцы. Лошадь увязла в болоте. Клава ушибла локоть. На халате вышиты ласточки. У лайки белая лапка. Дифференциация [т-к] в словах и предложениях:

ка-та-ка, мука

ук-ут-ут, ждут

ак-ат-ак, гамак

кы-ты-ты, мосты

ко-ко-то, пальто

ыт-ыт-ык, штык

ок-ок-от, кот

тэ-кэ-тэ

ку-ту-ту, на мосту

эт-эк-эт, поэт

[р]: На завтрак Рома ел ватрушку с творогом. На мокрой крыше сидели и каркали вороны. На огороде растут помидоры, огурцы, петрушка и укроп. На рынке продаются крупный виноград и красивые персики. Оркестр играет торжественный марш.           

Занятие ______

  1. Артикуляционная гимнастика. См. комплекс для соноров [р-р‘].
  2. Дыхательная речевая гимнастика «Греем ручки»

И.п.: о.с. 1-потирать «озябшие» руки (вдох); 2-на выдохе произносить: «Х-х-х! Х-х-х!». Повторить 3-4 раза.

  1. Развитие фонематического слуха

А) Д/И «Определи место звуков [д-д‘]» Рассмотри картинки, назови их. Определи какой звук ты слышишь: твердый [д] или мягкий [д’], определи место: в начале слова, в середине слова или в конце слова, закрась нужный квадрат. СИНИМ цветом, твердый звук. ЗЕЛЕНЫМ, мягкий звук.

Дом                                           деньги                         дятел                                  доска

                                   

                                                   

  1. Автоматизация звуков:  [л] Чётко произносить предложения: Лыжники идут по лыжне. Мама готовила голубцы. Лошадь увязла в болоте. Клава ушибла локоть. На халате вышиты ласточки. У лайки белая лапка. Дифференциация [т-к] в словах и предложениях:

ка-та-ка, мука

ук-ут-ут, ждут

ак-ат-ак, гамак

кы-ты-ты, мосты

ко-ко-то, пальто

ыт-ыт-ык, штык

ок-ок-от, кот

тэ-кэ-тэ

ку-ту-ту, на мосту

эт-эк-эт, поэт

[р]: На завтрак Рома ел ватрушку с творогом. На мокрой крыше сидели и каркали вороны. На огороде растут помидоры, огурцы, петрушка и укроп. На рынке продаются крупный виноград и красивые персики. Оркестр играет торжественный марш.            

Занятие _____

  1. Артикуляционная гимнастика См. комплекс для соноров [л,л‘];
  2. Дыхательная гимнастика  «Шарик» — представить себя воздушным шариком; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре коротких вдоха (надуть живот) и задержать дыхание. Затем на счет 1 – 5 медленно выдохнуть через рот.
  3. Развитие фонематического слуха:

А) «Прочитай и соедини слова с подходящей картинкой»

ТАЧ - КА               ТУШЬ               ДАЧ - КА                     ДУШ

                                                       

Б) Раздели слова на слоги

ДУ – ХИ           ДЫМ                  ДОМ

  1. Автоматизация звуков

[Л] : Стул упал на пол, и я испугался. Михаил играл в футбол и забил в ворота гол. Отец поехал на вокзал. Около дома лаял пес. По волнам плыл плот. Котенок лакал молоко. Нил получил письмо от Михаила. 

Дифференциация [ц-ть]: Цыплята

        У тёти Тани есть курица. Недавно у курицы появились цыплята. Они тёплые и мягкие. Мама курица любит водить их по улице.  Когда тётя Таня хочет покормить цыплят, она зовёт их: «Цып-цып-цып». Курица и цыплята бегут к тёте.

[р]: Ра — ра — ра,       Ра — ра — ра — вот высокая гора.

Ра — ра — ра,               Ра — ра — ра — нам домой пора.

Ро — ро — ро,                  Ро — ро — ро — едем на метро.

Ро — ро — ро,                  Ро — ро — ро — кто-то уронил ведро.

Ру — ру — ру,                Ру — ру — ру — любит мышь свою нору.

Занятие _______

  1. Артикуляционная гимнастика. См. комплекс для соноров [р,р’]
  2. Дыхательная гимнастика «Загнать мяч в ворота».

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

3 Развитие фонематического слуха

А) Рассмотри картинки, назови первые звуки в этих картинках,  вставь в слова нужные буквы. Сравни слова по звучанию и написанию.

                                                           

                      … УП                                                                …УБ

Б) Раздели слова на слоги

ЗА –МОК          МАС-КА        ВЕ-СЫ

В) «Посчитай звуки в слове» Произнеси слова, посчитай сколько звуков в словах, цифрой запиши в квадрате.

 Зима                 коса                            сок  

4 Автоматизация звуков

[с-з]: зайка – сайка, роза – роса, зуб – суп, Лиза – лиса, коза – коса;

Дифференциация звуков [з - ж]  

Жанна показывает Зое жука. Мама зовёт Зою ужинать. Жанна загадывает загадки Жене. Коза бежит к луже.  Зоя надевает кожаный пиджак. Над мимозами жужжат жуки. У Жени - забавный зайчонок. В вазе - бумажные мимозы.

Дифферезнциация [р-л] Замени звук [л] на  звук [р],назови новые слова: лозы - розы; лак - … (рак); ложь - …. (рожь); лад - …. (рад); лаз - …. (раз); лама - …. (рама)

Занятие _____

  1. Артикуляционная гимнастика См. комплекс для соноров [л,л‘];
  2. Дыхательная гимнастика  «Шарик» — представить себя воздушным шариком; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре коротких вдоха (надуть живот) и задержать дыхание. Затем на счет 1 – 5 медленно выдохнуть через рот.
  3. Развитие фонематического слуха:

А) «Прочитай и соедини слова с подходящей картинкой»

ТАЧ - КА               ТУШЬ               ДАЧ - КА                     ДУШ

                                                       

Б) Раздели слова на слоги

ДУ – ХИ           ДЫМ                  ДОМ

  1. Автоматизация звуков

[Л] : Стул упал на пол, и я испугался. Михаил играл в футбол и забил в ворота гол. Отец поехал на вокзал. Около дома лаял пес. По волнам плыл плот. Котенок лакал молоко. Нил получил письмо от Михаила. 

Дифференциация [ц-ть]: Цыплята

        У тёти Тани есть курица. Недавно у курицы появились цыплята. Они тёплые и мягкие. Мама курица любит водить их по улице.  Когда тётя Таня хочет покормить цыплят, она зовёт их: «Цып-цып-цып». Курица и цыплята бегут к тёте.

[р]: Ра — ра — ра,       Ра — ра — ра — вот высокая гора.

Ра — ра — ра,               Ра — ра — ра — нам домой пора.

Ро — ро — ро,                  Ро — ро — ро — едем на метро.

Ро — ро — ро,                  Ро — ро — ро — кто-то уронил ведро.

Ру — ру — ру,                Ру — ру — ру — любит мышь свою нору.

Занятие _______

  1. Артикуляционная гимнастика. См. комплекс для соноров [р,р’]
  2. Дыхательная гимнастика «Загнать мяч в ворота».

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

3 Развитие фонематического слуха

А) Рассмотри картинки, назови первые звуки в этих картинках,  вставь в слова нужные буквы. Сравни слова по звучанию и написанию.

                                                           

                      … УП                                                                …УБ

Б) Раздели слова на слоги

ЗА –МОК          МАС-КА        ВЕ-СЫ

В) «Посчитай звуки в слове» Произнеси слова, посчитай сколько звуков в словах, цифрой запиши в квадрате.

 Зима                 коса                            сок  

4 Автоматизация звуков

[с-з]: зайка – сайка, роза – роса, зуб – суп, Лиза – лиса, коза – коса;

Дифференциация звуков [з - ж]  

Жанна показывает Зое жука. Мама зовёт Зою ужинать. Жанна загадывает загадки Жене. Коза бежит к луже.  Зоя надевает кожаный пиджак. Над мимозами жужжат жуки. У Жени - забавный зайчонок. В вазе - бумажные мимозы.

Дифферезнциация [р-л] Замени звук [л] на  звук [р],назови новые слова: лозы - розы; лак - … (рак); ложь - …. (рожь); лад - …. (рад); лаз - …. (раз); лама - …. (рама)

Занятие _______

  1. Артикуляционная гимнастика (см. комплекс для шипящих звуков);
  2. Дыхательная гимнастика  «Гуси шипят»                                                                                                                                            Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» -наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4-5 раз в медленном темпе.
  3. Развитие фонематического слуха

А) Д/И «Определи место звука [ш]» Рассмотри картинки, назови их. Определи  место: в начале слова, в середине слова или в конце слова, закрась нужный квадрат синим цветом. Какой секрет есть у звука [ш]? (ЗВУК [ш] – ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ И ГЛУХОЙ!)

                                            

   

Б) «Повтори, не ошибись»

Ша – ша – са                     ша – са - ша

Са – са – ша                       са – ша – са

  1. Автоматизация звуков

[Л-ль ]: Оля пела. Наша Юля как Юла. У Коли лыжи. Стояло теплое лето. Голуби влетели в голубятню. Я разжала кулачок – на ладони светлячок.

Дифференциация [с –ш ]: Саша ест сушки. У Маши - санки. На сосне - шишки. Наш дедушка -  машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.

[р’]: море, Боря, Варя, якорь, Игорь

[л-р]: Брат надел халат. Мама и Мила пололи огород.

Свалим это сухое дерево, разведём костёр и сварим уху.

Занятие _______

  1. Артикуляционная гимнастика (см. комплекс для соноров  -[ р – р’]).
  2. Дыхательная гимнастика  «Северок – ветерок»

Во время ходьбы, ребенок произносит закличку: на вдохе - «се-ве-рок», на выдохе – «ве-те-рок», поднимая и опуская при этом руки. Повторить 3-4 раза.

  1. Развитие фонематического слуха

А) Рассмотри картинки, назови первые звуки в этих картинках,  вставь в слова нужные буквы. Сравни слова по звучанию и написанию.                                                 

… ОРКА                                                             … ОРКА

Б)  «Посчитай звуки в слове» Произнеси слова, посчитай сколько звуков в словах, цифрой запиши в квадрате.

 Книга             каша                    пироги

4 Автоматизация звуков:

[л]: У лайки – белые лапки. У белки – тёплое дупло. У Милы – голубое

платье. Владик уехал в колхоз. По волнам плывёт плот. Клава захлопала в ладоши. Стул упал на пол. Павел ушёл на футбол. Лось убежал от волка.

[р‘]:У тебя в глазу соринка. На полу лежит коврик. Я наловил корюшки. Хулиганы сломали дерево. Вкус у лимона был горьковатый. На Катю напала дрёма. У меня есть секрет. Я обожаю куриный суп. Мне купили букварь. Я учусь рисованию.

Дифференциация [с-ш]:

жар – шар              жаба – шапка                

жаль – шаль           ежата – мышата            лужа – Луша

жатка – шаткий     лежать – мешать            лёжа – Лёша

Занятие _______

  1. Артикуляционная гимнастика (см. комплекс для шипящих звуков);
  2. Дыхательная гимнастика  «Гуси шипят»                                                                                                                                            Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» -наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4-5 раз в медленном темпе.
  3. Развитие фонематического слуха

А) Д/И «Определи место звука [ш]» Рассмотри картинки, назови их. Определи  место: в начале слова, в середине слова или в конце слова, закрась нужный квадрат синим цветом. Какой секрет есть у звука [ш]? (ЗВУК [ш] – ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ И ГЛУХОЙ!)

                                         

Б) «Повтори, не ошибись»

Ша – ша – са                     ша – са - ша

Са – са – ша                       са – ша – са

Автоматизация звуков [Л-ль ]: Оля пела. Наша Юля как Юла. У Коли лыжи. Стояло теплое лето. Голуби влетели в голубятню. Я разжала кулачок – на ладони светлячок.

Дифференциация [с –ш ]: Саша ест сушки. У Маши - санки. На сосне - шишки. Наш дедушка -  машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.

[р’]: море, Боря, Варя, якорь, Игорь

[л-р]: Брат надел халат. Мама и Мила пололи огород.

Свалим это сухое дерево, разведём костёр и сварим уху.

Мыло серо, да моет бело. Стебель рос и вырос в колос.

Занятие _______

  1. Артикуляционная гимнастика (см. комплекс для соноров  -[ р – р’]).
  2. Дыхательная гимнастика  «Северок – ветерок»

Во время ходьбы, ребенок произносит закличку: на вдохе - «се-ве-рок», на выдохе – «ве-те-рок», поднимая и опуская при этом руки. Повторить 3-4 раза.

  1. Развитие фонематического слуха

А) Рассмотри картинки, назови первые звуки в этих картинках,  вставь в слова нужные буквы. Сравни слова по звучанию и написанию.                                                                   

   … ОРКА                                                                           … ОРКА

Б)  «Посчитай звуки в слове» Произнеси слова, посчитай сколько звуков в словах, цифрой запиши в квадрате.

 Книга             каша                    пироги

4 Автоматизация звуков:

[л]: У лайки – белые лапки. У белки – тёплое дупло. У Милы – голубое

платье. Владик уехал в колхоз. По волнам плывёт плот. Клава захлопала в ладоши. Стул упал на пол. Павел ушёл на футбол. Лось убежал от волка.

[р‘]:У тебя в глазу соринка. На полу лежит коврик. Я наловил корюшки. Хулиганы сломали дерево. Вкус у лимона был горьковатый. На Катю напала дрёма. У меня есть секрет. Я обожаю куриный суп. Мне купили букварь. Я учусь рисованию.

Дифференциация [с-ш]:

жар – шар              жаба – шапка               

жаль – шаль           ежата – мышата            лужа – Луша

жатка – шаткий     лежать – мешать            лёжа – Лёша

Занятие ______

  1. Артикуляционная гимнастика: см. комплекс для шипящих.
  2. Дыхательная гимнастика «Греем руки» 

— вдыхать через нос и плавно выдыхать через рот на руки, как бы согревая их.

3. Развитие фонематического слуха

А) Д/И «Определи место звуков [л-л‘]» Рассмотри картинки, назови их. Определи какой звук ты слышишь: твердый [л] или мягкий [л’], определи место: в начале слова, в середине слова или в конце слова, закрась нужный квадрат. СИНИМ цветом, твердый звук. ЗЕЛЕНЫМ, мягкий звук.

                                   

Б) «Раздели слова на слоги»

Ло – па – та           лож – ка        луч           лу – на

4 Автоматизация звуков

[л - ль]:

Тёплый халат Маланье маловат.   Слон слонёнку дал солонку.
Лёня мыло мылил, мылил.,           Сел сокол на гладкий ствол.
Все мыло измылил,                          Сладкую клубнику ел,
А ничего не вымыл.                          клоун утром между дел.
                        Сделал дело, гуляй смело.

[р, рь]:

Дали карапузу кукурузу,                    На горе Арарат
А карапуз просит арбуз.                     Рвет Варвара виноград.


Приготовила Лариса                             Марина, Карина, Ирина                        
Для Бориса суп из риса.                        Пьют сок из мандарина.
А Борис Ларису                                     Марик Марине дарит мандарины.
Угостил ирисом.                                    Дарина дарит Дине дыни.

Занятие ______

  1. Артикуляционная гимнастика: см. комплекс для шипящих.
  2. Дыхательная гимнастика «Греем руки» 

— вдыхать через нос и плавно выдыхать через рот на руки, как бы согревая их.

3. Развитие фонематического слуха

А) Д/И «Определи место звуков [л-л‘]» Рассмотри картинки, назови их. Определи какой звук ты слышишь: твердый [л] или мягкий [л’], определи место: в начале слова, в середине слова или в конце слова, закрась нужный квадрат. СИНИМ цветом, твердый звук. ЗЕЛЕНЫМ, мягкий звук.

                                   

Б) «Раздели слова на слоги»

Ло – па – та           лож – ка        луч           лу – на

4 Автоматизация звуков

[л - ль]:

Тёплый халат Маланье маловат.   Слон слонёнку дал солонку.
Лёня мыло мылил, мылил.,           Сел сокол на гладкий ствол.
Все мыло измылил,                          Сладкую клубнику ел,
А ничего не вымыл.                          клоун утром между дел.
                        Сделал дело, гуляй смело.

[р, рь]:

Дали карапузу кукурузу,                    На горе Арарат
А карапуз просит арбуз.                     Рвет Варвара виноград.


Приготовила Лариса                             Марина, Карина, Ирина                        
Для Бориса суп из риса.                        Пьют сок из мандарина.
А Борис Ларису                                     Марик Марине дарит мандарины.
Угостил ирисом.                                    Дарина дарит Дине дыни.

Занятие______

  1. Артикуляционная гимнастика: см. комплекс для соноров
  2. Дыхательная гимнастика «Бегемотики»

Сели бегемотики,            То животик поднимается,

Потрогали животики.     То животик опускается.

  1. Развитие фонематического слуха

А) Д/И «Определи место звуков [р-р‘]» Рассмотри картинки, назови их. Определи какой звук ты слышишь: твердый [р] или мягкий [р’], определи место: в начале слова, в середине слова или в конце слова, закрась нужный квадрат. СИНИМ цветом, твердый звук. ЗЕЛЕНЫМ, мягкий звук.

                                           

 

Б) Раздели слова на слоги

Берёза, мухомор, гиря

  1. Автоматизация звуков

Автоматизация р

     Красить комнаты пора-                         Есть у Ромы огород.

     Пригласили маляра,                               В нём морковь растёт,

     Он приходит в новый дом                     И горох, и помидоры.

    С яркой краской и ведром.                     Рома фермер будет скоро.

Дифференциация с-ш:

Шишки – на  сосне, шашки – на  столе.

У кошки – шесть котят, у мышки – шесть мышат.

Пошёл Паша пешком, понёс мешок с песком.

Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

Дифференциация с-ц. Выучи любую понравившуюся пословицу:

Заглянет солнце и к нам в оконце.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Весна красна цветами, осень – снопами.

Орёл – царь-птица, а сокола боится.

Занятие______

  1. Артикуляционная гимнастика: см. комплекс для соноров
  2. Дыхательная гимнастика «Бегемотики»

Сели бегемотики,            То животик поднимается,

Потрогали животики.     То животик опускается.

  1. Развитие фонематического слуха

А) Д/И «Определи место звуков [р-р‘]» Рассмотри картинки, назови их. Определи какой звук ты слышишь: твердый [р] или мягкий [р’], определи место: в начале слова, в середине слова или в конце слова, закрась нужный квадрат. СИНИМ цветом, твердый звук. ЗЕЛЕНЫМ, мягкий звук.

                                           

 

Б) Раздели слова на слоги

Берёза, мухомор, гиря

  1. Автоматизация звуков

Автоматизация р

     Красить комнаты пора-                         Есть у Ромы огород.

     Пригласили маляра,                               В нём морковь растёт,

     Он приходит в новый дом                     И горох, и помидоры.

    С яркой краской и ведром.                     Рома фермер будет скоро.

Дифференциация с-ш:

Шишки – на  сосне, шашки – на  столе.

У кошки – шесть котят, у мышки – шесть мышат.

Пошёл Паша пешком, понёс мешок с песком.

Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

Дифференциация с-ц. Выучи любую понравившуюся пословицу:

Заглянет солнце и к нам в оконце.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Весна красна цветами, осень – снопами.

Орёл – царь-птица, а сокола боится.

Занятие ______

  1. Артикуляционная гимнастика: см. комплекс для сонорных звуков [р-р‘]
  2. Дыхательная гимнастика : «Парашют и ветер».

Десантник летит на парашюте (язык прижат к верхним боковым зубам и выгнут наружу-парашют, дуем на язык-ветер сносит десантника) .

3. Развитие фонематического слуха

А) Д/У Рассмотри картинки, назови первые звуки в этих картинках,  вставь в слова нужные буквы (Р или Л). Сравни слова по звучанию и написанию.                                                

                                                           

…АК                    …АК                             …АМА                         …АМА

Б) Д/У «Посчитай звуки в слове»

Клад                  луна                    рыба                      

  1. Автоматизация, дифференциация звуков:

[м-н] Д/У «Повтори, не ошибись»

Ма – на         На - ма - на                       Ма - на - ма – на

На - ма                     Ма - на - ма                     Мы - ны - мы – ны

          Мо - но - мо – но        Му - ну - му - ну

[ж-ш] Составь предложения из данных слов:

Журавль, жить, болото, у. Лягушка, жить, болото, в. Швея, желтый, шить, жакет. Бабушка, на, лежанке, лежать. Книжки, положить, в, книжный, шкаф. Бабушка, Женя, варежки, вяжет.

[В] в предложениях:

У Вани и Васи есть мама. Маму зовут Вита. Весной дети идут с мамой гулять в сад. В саду Ваня и Вася увидели сову. Сова – удивительная птица.

[р-р‘] : Д/У «Отгадай загадки». Выучи ту, которая понравится

1. Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. (Поросенок)

2. Непоседа пестрая птица длиннохвостая. Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

3. В лесу у пня суета, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи).

Занятие ________

  1. Артикуляционная гимнастика см. комплекс упражнений для шипящих
  2. Дыхательная гимнастика «Наслаждаемся запахами духов»

Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.

  1. Развитие фонематического слуха

А) Д/И «Определи место звуков [ф-ф‘]» Рассмотри картинки, назови их. Определи какой звук ты слышишь: твердый [ф] или мягкий [ф’], определи место: в начале слова, в середине слова или в конце слова, закрась нужный квадрат. СИНИМ цветом, твердый звук. ЗЕЛЕНЫМ, мягкий звук.

                                                

Фонарик                        туфли                          шарф                             филин

Б) Д/У «Посчитай звуки в слове»

  шкаф                     фен                     фонарь

  1. Автоматизация, дифференциация звуков:

Диффренциация [в-ф]. Повтори чистоговорки.

Фа - ва - фа - наша новая софа. Фа - фа - ва - летит сова. Фы - вы - вы - нет травы. Вы - вы - фы - идут графы.

Повтори слова

Ваня - Фаня

Вилка - Филька

Веня - Феня

Влага - фляга

Вата - фата

Сливы - скифы

Ваза - фаза

Травы - графы

Сова - софа

Гривы - грифы

Автоматизация [л]. Измени предложения:
Я сломал стул.(я..., ты..., он..., мы...,вы..., они...). Я положил лопату на лавку. Я ловил на лужайке ласточку. Я садил гладиолусы на клумбе. Я завязывал галстук.
Я кладу лук на полку. Я заблудился в глухом лесу. Я полоскала голубое платье в холодной воде. Я полоскала белый халат в холодной воде.

Дифференциация [ц-ть]: Цыплята. У тёти Тани есть курица. Недавно у курицы появились цыплята. Они тёплые и мягкие. Мама курица любит водить их по улице.  Когда тётя Таня хочет покормить цыплят, она зовёт их: «Цып-цып-цып». Курица и цыплята бегут к тёте.

Занятие ______

1.        Артикуляционная гимнастика: см. комплекс для сонорных звуков [р-р‘]

2.        Дыхательная гимнастика : «Парашют и ветер».

Десантник летит на парашюте (язык прижат к верхним боковым зубам и выгнут наружу-парашют, дуем на язык-ветер сносит десантника) .

3.        Развитие фонематического слуха

А) Д/У Рассмотри картинки, назови первые звуки в этих картинках,  вставь в слова нужные буквы (Р или Л). Сравни слова по звучанию и написанию.

                                                                                 

                                                               

…АК                    …АК                             …АМА                         …АМА

Б) Д/У «Посчитай звуки в слове»

Клад                  лу - на                ры - ба                      

4.        Автоматизация, дифференциация звуков:

[м-н] Д/У «Повтори, не ошибись»

Ма – на         На - ма - на                       Ма - на - ма – на

На - ма                     Ма - на - ма                     Мы - ны - мы – ны

          Мо - но - мо – но        Му - ну - му - ну

[ж-ш] Составь предложения из данных слов:

Журавль, жить, болото, у. Лягушка, жить, болото, в. Швея, желтый, шить, жакет. Бабушка, на, лежанке, лежать. Книжки, положить, в, книжный, шкаф. Бабушка, Женя, варежки, вяжет.

[В] в предложениях:

У Вани и Васи есть мама. Маму зовут Вита. Весной дети идут с мамой гулять в сад. В саду Ваня и Вася увидели сову. Сова – удивительная птица.

[р-р‘] : Д/У «Отгадай загадки». Выучи ту, которая понравится

1. Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. (Поросенок)

2. Непоседа пестрая птица длиннохвостая. Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

3. В лесу у пня суета, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи).

  1. Артикуляционная гимнастика см. комплекс упражнений для шипящих
  2. Дыхательная гимнастика «Наслаждаемся запахами духов»

Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.

  1. Развитие фонематического слуха

А) Д/И «Определи место звуков [ф-ф‘]» Рассмотри картинки, назови их. Определи какой звук ты слышишь: твердый [ф] или мягкий [ф’], определи место: в начале слова, в середине слова или в конце слова, закрась нужный квадрат. СИНИМ цветом, твердый звук. ЗЕЛЕНЫМ, мягкий звук.

                                                

Фонарик                        туфли                          шарф                             филин

Б) Д/У «Посчитай звуки в слове»

  шкаф                     фен                     фонарь

  1. Автоматизация, дифференциация звуков:

Диффренциация [в-ф]. Повтори чистоговорки.

Фа - ва - фа - наша новая софа. Фа - фа - ва - летит сова. Фы - вы - вы - нет травы. Вы - вы - фы - идут графы.

Повтори слова

Ваня - Фаня

Вилка - Филька

Веня - Феня

Влага - фляга

Вата - фата

Сливы - скифы

Ваза - фаза

Травы - графы

Сова - софа

Гривы - грифы

Автоматизация [л]. Измени предложения:
Я сломал стул.(я..., ты..., он..., мы...,вы..., они...). Я положил лопату на лавку. Я ловил на лужайке ласточку. Я садил гладиолусы на клумбе. Я завязывал галстук.
Я кладу лук на полку. Я заблудился в глухом лесу. Я полоскала голубое платье в холодной воде. Я полоскала белый халат в холодной воде.

Дифференциация [ц-ть]: Цыплята. У тёти Тани есть курица. Недавно у курицы появились цыплята. Они тёплые и мягкие. Мама курица любит водить их по улице.  Когда тётя Таня хочет покормить цыплят, она зовёт их: «Цып-цып-цып». Курица и цыплята бегут к тёте.

Занятие ______

  1. Артикуляционная гимнастика: см. комплекс для сонорных звуков [р-р‘]
  2. Дыхательная гимнастика :
  3. 3. Развитие фонематического слуха

А) Д/У Рассмотри картинки, назови первые звуки в этих картинках,  вставь в слова нужные буквы (В или Ф). Сравни слова по звучанию и написанию.  

                                                       

… АТА                        …АТА                       СО…А                        СО…А

Б) Раздели слова на слоги: Фен, фар - тук, туф – ли, фу – раж – ка

4. Автоматизация звуков [р-р’] . Повтори пословицы и поговорки: Хорошо того учить, кто хочет всё знать. Грамота — второй язык. Без труда, не вынуть и рыбку из пруда. Доброму везде добро. Рыбака сеть кормит. Здоровье дороже богатства. Новых друзей наживай, а старых не забывай. Если не видишь — зайди на гору, если не понимаешь — спроси у старшего.

Автоматизация [л-л’]. Повтори скороговорки, выучи понравившуюся:

Мал соловей, а голос силен. Еле-еле Лена ела, от лени видно есть не хотела. И там я был, ту быль слыхал. Галя на проталинке намочила валенки. Валенки у Галеньки сохнут на завалинке. Быть хозяйкой не легко, убежало молоко. У липы липовой листок, целебен липовый листок и липок липовый листок. На самой мели мы налима большого нашли.

Дифференциация звуков [с-з]. Перескажи текст: «Вкусная земляника» Захотела коза посадить у себя сладкую землянику. Взяла несколько кустиков в лесу и засадила полоску земли возле дома. Зацвела весной земляника, а потом поспели ягоды. Позвала коза соседей и угостила их земляникой

Занятие _________

  1. Артикуляционная гимнастика: см. комплекс для шипящих

2.Дыхательная гимнастика «Эхо»

Родитель громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя! ».

  1. А) Д/И «Определи место звука [э]» Рассмотри картинки, назови их. Определи  место звука [э] закрась нужный квадрат красным цветом.

                                                        

Б) Д/У «Посчитай звуки в слове»

                                         

эскимос                    этажи                        экскаватор

4 Автоматизация звуков р-рь

Дра-дра-дра — выльем воду из ведра,

Дро-дро-дро — на мосту стоит ведро,

 ДРУ-ДРУ-ДРУ — к нам пришёл на праздник друг,

Дры-дры-дры — в сказках гномики мудры.

К нам во двор пробрался крот,              Мы с Тамарой ходим парой,

Роет землю у ворот.                              Санитары мы с Тамарой.

Тонна в рот земли войдёт,

Если крот раскроет рот.                        Проворонила ворона воронёнка.

Дифференциация р – л

Оля давно не видела Полю и Варю. У Марины малина. Пекари напекли пирогов и калачей. Ходит Васька серенький, хвост у Васьки беленький. Лиса бежит стрелою в лес, собаки – ей наперерез. Нам с крылечка видна речка. Я сварил варенье всем на удивленье. У себя в саду Андрейка поливал цветы из лейки. Около уха пищал комар.

Занятие ______

  1. Артикуляционная гимнастика см. комплекс для соноров р-рь.
  2. Дыхательная гимнастика  «Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
  3. Развитие фонематического слуха

А) Д/И «Определи место звука [й]» Рассмотри картинки, назови их. Определи  место звука [й] закрась нужный квадрат зеленым цветом.

У звука Й есть секрет – он согласный и всегда мягкий!

                                                                              

  1. Автоматизация звуков

Автоматизация звуков р-рь

Вышли мыши как-то раз                                          – Ох, ох, ох, ох! -

Поглядеть, который час.                                             Разворчался горох, -

Раз-два-три-четыре                                                     Очень трудно

Мыши дернули за гири.                                             Жить в стручке,

Вдруг раздался страшный звон                              – Если дверка

Удирают мыши вон.                                                   На крючке.

Автоматизация звуков л-ль в тексте. Перескажи текст

Кукла. Е.Спивак

У Аллы была кукла. Алла звала куклу Ладой. У куклы голубые глаза и длинные волосы. Алла катала куклу на велосипеде. Кукла упала в лужу и испачкалась. Девочка долго мыла Ладу мылом, одела чистое голубое платье и завязала белые банты.

Дифференциация м-н. Повтори чистоговорки

Ма - на - ма - идет дама.   Ма - на - ма - наступила зима.

На - ма - на - поет Лена.      Мы - ны - мы - мы моем рамы.

Ны - мы - ны - мы едим бананы.   Ми - ни - ми - мы гуляем сами.

Занятие_____

  1. Артикуляционная гимнастика: см. комплекс упражнений на звуки р-рь.
  2. Дыхательная гимнастика «Добавь слог»

Взрослый произносит 2,3,4 и более слогов, а ребёнок-каждый раз на один слог больше. Н-р, взрослый: «па-па-па», ребёнок: «па-па-па-па».

вдох ртом – выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом – выдох носом (при вдохе ребёнок открывает рот, а при

выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком).

Дыхательные упражнения выполняются под счёт: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3.

А) Д/И «Раздели слова на слоги»:

Яб-ло-ко, е-нот, ёл-ка, ю-ла.

Б)Д/И «Повтори, не ошибись»

Еле—еле, еле—еле наша Ева кашу ела.    Ёд-ёд-ёд — зимой на речке лёд.

Ю—ю—ю — песенку пою.            Я—я—я — дружная семья.

4. Автоматизация звуков

Дифференциация м-н

Мил — нил        Мыть — ныть    Рамы — раны

Моль — ноль      Ком — сон     Комок — конек

Дифференциация л-ль

Занятие_____

  1. Артикуляционная гимнастика: см. комплекс упражнений на звуки р-рь.
  2. 2.Дыхательная гимнастика  вдох ртом – выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом – выдох носом (при вдохе ребёнок открывает рот, а при выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком). Дыхательные упражнения выполняются под счёт: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3.
  3. Развитие фонематического слуха

Д/У «Посчитай сколько звуков и сколько букв в слове»

                                                     

     

В квадратах запиши количество букв в слове, в кружках – количество звуков.

  1. Автоматизация звуков

р-рь

   КОРМУШКА ДЛЯ ПТИЦ

Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики.

Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты.

Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!

Л-ль

Ложка из олова – оловянная. Шалаш из соломы – соломенный. Платье из шёлка – шёлковое. Платье из полотна – полотняное. Аллея из ёлок – еловая.

                                                                       

Занятие ______

  1. Артикуляционная гимнастика: см. комплекс для сонорных звуков [р-р‘]
  2. Дыхательная гимнастика :
  3. 3. Развитие фонематического слуха

А) Д/У Рассмотри картинки, назови первые звуки в этих картинках,  вставь в слова нужные буквы (В или Ф). Сравни слова по звучанию и написанию.  

                                                       

… АТА                        …АТА                       СО…А                        СО…А

Б) Раздели слова на слоги: Фен, фар - тук, туф – ли, фу – раж – ка

4. Автоматизация звуков [р-р’] . Повтори пословицы и поговорки: Хорошо того учить, кто хочет всё знать. Грамота — второй язык. Без труда, не вынуть и рыбку из пруда. Доброму везде добро. Рыбака сеть кормит. Здоровье дороже богатства. Новых друзей наживай, а старых не забывай. Если не видишь — зайди на гору, если не понимаешь — спроси у старшего.

Автоматизация [л-л’]. Повтори скороговорки, выучи понравившуюся:

Мал соловей, а голос силен. Еле-еле Лена ела, от лени видно есть не хотела. И там я был, ту быль слыхал. Галя на проталинке намочила валенки. Валенки у Галеньки сохнут на завалинке. Быть хозяйкой не легко, убежало молоко. У липы липовой листок, целебен липовый листок и липок липовый листок. На самой мели мы налима большого нашли.

Дифференциация звуков [с-з]. Перескажи текст: «Вкусная земляника» Захотела коза посадить у себя сладкую землянику. Взяла несколько кустиков в лесу и засадила полоску земли возле дома. Зацвела весной земляника, а потом поспели ягоды. Позвала коза соседей и угостила их земляникой.

Занятие _________

  1. Артикуляционная гимнастика: см. комплекс для шипящих

2.Дыхательная гимнастика «Эхо»

Родитель громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя! ».

  1. А) Д/И «Определи место звука [э]» Рассмотри картинки, назови их. Определи  место звука [э] закрась нужный квадрат красным цветом.

                                                        

Б) Д/У «Посчитай звуки в слове»

                                         

эскимос                    этажи                        экскаватор

4 Автоматизация звуков р-рь

Дра-дра-дра — выльем воду из ведра,

Дро-дро-дро — на мосту стоит ведро,

 ДРУ-ДРУ-ДРУ — к нам пришёл на праздник друг,

Дры-дры-дры — в сказках гномики мудры.

К нам во двор пробрался крот,              Мы с Тамарой ходим парой,

Роет землю у ворот.                              Санитары мы с Тамарой.

Тонна в рот земли войдёт,

Если крот раскроет рот.                        Проворонила ворона воронёнка.

Дифференциация р – л

Оля давно не видела Полю и Варю. У Марины малина. Пекари напекли пирогов и калачей. Ходит Васька серенький, хвост у Васьки беленький. Лиса бежит стрелою в лес, собаки – ей наперерез. Нам с крылечка видна речка. Я сварил варенье всем на удивленье. У себя в саду Андрейка поливал цветы из лейки. Около уха пищал комар.

Занятие ______

  1. Артикуляционная гимнастика см. комплекс для соноров р-рь.
  2. Дыхательная гимнастика  «Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
  3. Развитие фонематического слуха

А) Д/И «Определи место звука [й]» Рассмотри картинки, назови их. Определи  место звука [й] закрась нужный квадрат зеленым цветом.

У звука Й есть секрет – он согласный и всегда мягкий!

                                                                              

  1. Автоматизация звуков

Автоматизация звуков р-рь

Вышли мыши как-то раз                                          – Ох, ох, ох, ох! -

Поглядеть, который час.                                             Разворчался горох, -

Раз-два-три-четыре                                                     Очень трудно

Мыши дернули за гири.                                             Жить в стручке,

Вдруг раздался страшный звон                              – Если дверка

Удирают мыши вон.                                                   На крючке.

Автоматизация звуков л-ль в тексте. Перескажи текст

Кукла. Е.Спивак

У Аллы была кукла. Алла звала куклу Ладой. У куклы голубые глаза и длинные волосы. Алла катала куклу на велосипеде. Кукла упала в лужу и испачкалась. Девочка долго мыла Ладу мылом, одела чистое голубое платье и завязала белые банты.

Дифференциация м-н. Повтори чистоговорки

Ма - на - ма - идет дама.   Ма - на - ма - наступила зима.

На - ма - на - поет Лена.      Мы - ны - мы - мы моем рамы.

Ны - мы - ны - мы едим бананы.   Ми - ни - ми - мы гуляем сами.

Занятие_____

  1. Артикуляционная гимнастика: см. комплекс упражнений на звуки р-рь.
  2. Дыхательная гимнастика «Добавь слог»

Взрослый произносит 2,3,4 и более слогов, а ребёнок-каждый раз на один слог больше. Н-р, взрослый: «па-па-па», ребёнок: «па-па-па-па».

  1. Развитие фонематического слуха:

А) Д/И «Раздели слова на слоги»:

Яб-ло-ко, е-нот, ёл-ка, ю-ла.

Б)Д/И «Повтори, не ошибись»

Еле—еле, еле—еле наша Ева кашу ела.    Ёд-ёд-ёд — зимой на речке лёд.

Ю—ю—ю — песенку пою.            Я—я—я — дружная семья.

4. Автоматизация звуков

Дифференциация м-н

Мил — нил        Мыть — ныть    Рамы — раны

Моль — ноль      Ком — сон     Комок — конек

Дифференциация л-ль

Толя под тополем                 У Беллы алая лента,    

Пил топленое молоко.          А у Аллы – белая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» ( с использованием элементов метода песочной терапии).

Аннотация:Методическая разработка конспекта  логопедического  индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах  с использованием элементов метода песочной тер...

Методическая разработка "Рекомендации родителям по закреплению темы "Звук и буква"Н"

Для детей старшей группы  ТНР  (Рекомендации содержт материал : характеристика звука, стихотворение о букве, слоговые упражнения, развитие фонематических представлений, чувства ритма детей с...

Методическая разработка на тему:«Использование грамматических игр при автоматизации звука «Р» в старшей, подготовительной группе детского сада.

В данном материале представлена подборка игр и упражнений для коррекции грамматического строя речи и автоматизации звука [Р] (для детей старшего дошкольноого возраста, посещающих логопункт)....

Методическая разработка "Конспект подгруппового логопедического занятия "Цветик-семицветик. Автоматизация звука Ш"

Материал представляет собой разработку подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР и нарушением зрения по автоматизации в речи звука Ш. Занятие выстроено в форм...

Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш».

Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш»....

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С.

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С....

методическая разработка "Рекомендации по организации обучения грамоте детей дошкольного возраста"

Почему особенно важно начинать обучение грамоте именно в дошкольном детстве, как мотивировать ребёнка к деятельности, какие методы и приёмы использовать в работе. Какой спектр задач по обучению грамот...