Детский театр как отдельный вид искусства
статья (средняя группа)

Самохвалова Мария Максимовна

Детский театр- это отдельная Вселенная, отдельный вид искусства, передающий суть событий молодому поколению, посредством музыкальных композиций, мимимики, движений. Театр принсит радость детям, развивает вкус, нравственное воспитание, воображение.

В данной статье рассматривается зарождение детских театров в Советской России и современные популярные детские театры наших дней, по всей России и в Санкт-Петербурге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Для детей нужно играть так же, как для взрослых,

Только еще лучше.

К. Станиславский

Детский театр это отдельная Вселенная, отдельный вид искусства, передающий суть событий молодому поколению, посредством музыкальных композиций, мимики, движений. Театр приносит радость детям, развивает эстетический вкус, нравственное воспитание, воображение, формирует коммуникативные качества личности.

Первый детский театр появился еще в Советской России. Именно Октябрьская революция 1917 года вызвала взрыв творческой энергии в различных видах искусств, в том числе и в театре. «Театр стал потребностью для всех». Театр становится доступным для народа. У театральных мастеров зарождается идея о создании специального театра для детей, с особым репертуаром и атмосферой. И в 1920 году в Москве открывается первый Государственный театр для детей (ГТДД, в дальнейшем Госцентюз). Он начинал свою деятельность как абсолютно новое, невиданное дело.  Были поставлены основные задачи, а именно «отвлекать…. от мрачной действительности», «радовать и возвышать душу ребенка», «духовно обогащать и эстетически радовать». К его созданию были приглашены К.С. Станиславский, П.В.Кузнецов, К.А. Марджанов, А.Д. Костальский, А.Т. Гречанинов. С первого же спектакля были заявлены следующие художественные принципы: красочность, зрелищность, отказ от поучительности и психологического анализа. Театр отличался бережным отношением к авторскому тексту и стремлению передать язык и образы первоисточника.

В 1930 году насчитывалось 20 театров для детей по всей стране, играющих как на русском, так и на других языках народов СССР. А в 1940 году в СССР насчитывалось уже более 176 детских театров.

Сейчас детских театров по всей России великое множество, как государственных , так и частных. В связи с этим требования к ним растут с каждым годом. Важно не только приобщение детей к культуре, необходимо заинтересовать каждого ребенка, вовлечь его в творческий процесс, вызвать эмоции. Театральное искусство начинает новый виток своего развития, а способствует этому такие детские театры как:

- Иркутский областной театр юного зрителя им. А.Вампилова. Театр ориентирован на детей и юношество. Основан в 1928 году с постановок самодельных коллективов «синеблузочников и театриков». За годы своей деятельности ТЮЗ подготовил десятки спектаклей, которые посетили не одно поколение юных зрителей и получили их заслуженное признание.

- Московский детский музыкальный театр Юного актера (ДМТЮА)- российский государственный театр, основанный в 1988 году заслуженным артистом России А.Фёдоровым. С 1996 года при поддержке мэра Москвы Ю.Лужкова театр является государственным учреждением культуры, а в 2002 году в Якутии был открыт филиал театра.

- Детский театр балета, созданный в Свердловске в 1988 году. Руководитель, педагог и балетмейстер М.А. Коган. В основе репертуара балетные спектакли по мотивам сказок.

- Хакасский национальный театр кукол «Сказка» занимает лидирующее место среди кукольных театров России для детей. Основателем и первым режиссером является Л.Устинов. Каждый спектакль пропитан особой волшебной аурой. Его сказочные герои –куклы, часто отличаются от принятого стереотипа.

Появилось поколение молодых актеров и режиссеров, которые не смогли реализовать себя в государственных детских театрах, свои идеи, кому-то претила сама иерархическая система устройства театров, их казенная атмосфера. И вот на излете советской эпохи, стали появляться первые частные детские театры. В первую очередь это были театры кукол, по своей природе тяготеющие к бродячему образу жизни, способные уместиться в одном чемодане и раскинуть свой балаганчик на любой площадке.

- Первый частный театр в постсоветской  России основали И.Эпельбаум и М.Краснопольская, в Москве. Знаменитый театр «Тень» сейчас имеет больше «Золотых масок», чем любой драматический театр. Здесь бесконечно экспериментируют, придумывая все новые форматы спектаклей от теневых представлений до Лиликанского театра с миниатюрными куколками величиной с мизинец. А в спектакле «Смерть Полифема» участвовали лишь ступни Николая Цискаридзе, игравшего ужасного великана. Сам он на крошечной сцене не поместился.

- Театр «Трикстер» основанный  2010 году В. Игнатовым и М. Литвиновой. Они постоянно экспериментируют, создавая то интерактивные спектакли, где продолжение истории придумывают дети («Сказка, которая не была написана»), то футуристические постановки в стиле стимпанка («Сказки роботов о настоящем человеке»), то перфомансы, где зрители оказываются в одной огромной кровати вместе с актерами («Школа сна»).

Санкт-Петербург культурная столица нашей необъятной Родины. Сейчас в Санкт-Петербурге детские театры и театральные студии есть в каждом районе и не в одном экземпляре. Помимо этого, во всех «взрослых» театрах есть детские спектакли. Музыкальные, кукольные, драматические, интерактивные, современные постановки удивляют своим разнообразием, показывая юному зрителю, насколько многообразен мир. Самые популярные, интересные детские театры Санкт-Петербурга:

- Санкт-Петербургский Большой Театр Кукол. Большому детскому театру уже более 80 лет. В репертуаре сказки для самых маленьких, притчи и классическая литература из школьной программы. БТК позволяет мыслить смело и не шаблонно, не зацикливаясь на традиции. Главная задача которую ставит театр, это разбудить фантазию и научить видеть в самом привычном –необыкновенное.

- Санкт-Петербургский театр Марионеток им. Е.С.Деммени. В 1930 году Евгений Деммени возглавил пост художественного руководителя театра и на протяжении пятидесяти лет служил этому храму искусства. Театр высоко оценен в обществе, свои первые пьесы Е.Шварц и С.Маршак написали именно для этой труппы. Сейчас на территории театра действует музей насчитывающий более 1000 экспонатов кукол, многие из них представляют собой настоящую редкость (экземпляры ручных кукол французского театра конца XIX века).

- Театр кукол «Бродячая собачка» появился в 1990 году, художественным руководителем является  А.Абдулина. Театр проводит мастер –класс «Кук-аз-бук», на котором артисты рассказывают детям о том, как из окружающих предметов можно сделать настоящие куклы.

- «Зазеркалье». Музыкальный театр был основан в 1987 году А.Петровым и дирижером П.Бубельниковым. Программы в театре разнообразны и созданы на любой вкус, это и увлекательные спектакли и просветительские  представления, помогающие окунуться в мир музыки. Каждый год театр проводит фестиваль «Арлекин», где можно увидеть постановки привезенные из разных городов.

О детских театрах Санкт-Петербурга можно рассказывать бесконечно, но хотелось бы отметить еще один детский интеграционный театр «Куклы». Это один из молодых театров Санкт-Петербурга, который за четыре года своего существования успел громко заявить о себе. Особенность этого театра заключается в том, что он приглашает в гости детей с ограниченными возможностями. Каждый спектакль сопровождается сурдопереводом, исключение пластические постановки. Также в рамках театральной программы, каждый год проходит марафон «Доступный театр», который дает возможность посещать спектакли детям из малообеспеченных семей, воспитанникам из детских домов.

Благодаря театральному искусству, если перефразировать Пруста, человек может родиться еще раз, но уже родиться из Слова. Утрата духовных основ, системы ценностей, культурных традиций, идеалов означает одно, растворение и ассимиляцию в другой, чуждой нам культуре. Дальнейшую судьбу России определит сделанный ею выбор в системе ценностей. «Идея культуры определяет ее государственность» (Л.П.Карсавин). Сегодня необходима продуманная система национальной духовной безопасности. В процессе ее реализации необходимо учитывать роль всех социокультурных факторов и, в первую очередь, роль детского театра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие театра, музыки и изобразительного искусства: поиск новых форм работы с дошкольниками

Материал рекомендуется для организации театрализованной деятельности дошкольников....

Детский театр "Медведь". Как создавался театр.

Из опыта работы. О том как начинали работу по организации детского театра на базе ДОУ....

Календарно – тематический план по развитию представлений у детей старшего дошкольного возраста о театре, как о виде искусства.

Примерный календарно – тематический план по развитию представлений у детей старшего дошкольного возраста о театре, как о виде искусства....

Статья на тему « Кукольный театр – приобщение к миру искусства» консультация для родителей и педагогов

В статье говорится о приобщении детей к миру искусства, о реализации воспитательных и образовательных задач посредством кукольного театра.  Авторский сценарий кукольного спектакля "Колобок&q...

Детский театр - как технология развития детской одаренности.

Произнося слово "одаренность", мы подчеркиваем, что в психике ребенка есть нечто такое, что им "не выучено", а то, что ему "даровано"....

Любите ли вы театр? Детский театр?

Размышления музыкального руководителя о влиянии театрализованной деятельности на нравственно -эстетическое развитие дошкольников....

Областной экологический конкурс детских театров и агитбригад "Через искусство- к зеленой планете" ссылка на видео https://cloud.mail.ru/public/9vrS/cAN38mZwc

quot;Будущим поколениям- благоприятную окружающую среду"- под таким девизом проходил очередной конкурс детских театров и агитбригад, посвященный 75- летию Победы в Великой Отечественной войне. Ф...