Современный родитель . Поиск взаимодействия.
статья

Волкова Наталия Александровна

Статья в сборник "Родительские чтения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед и современные родители: цифровой уровень взаимодействия (из опыта работы)

Волкова Н. А.,

учитель-логопед

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 103

Аннотация. Статья раскрывает особенности взаимодействия учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения с различными категориями родителей. Автор делится способами активизации родителей, применения современных цифровых технологий для эффективной коррекции речевых проблем детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: учитель-логопед, взаимодействие с родителями, категории родителей, социальные сети, цифровой уровень взаимодействия.

Speech teacher and modern parents: digital level of interaction (from work experience)

Volkova N. A.,

teacher-logopedist

MBDOU Irkutsk kindergarten № 103

Summary. The article reveals peculiarities of interaction of teacher-speech therapist of preschool educational institution with different categories of parents. The author shares ways of activating parents, using modern digital technologies to effectively correct speech problems of preschool children.

Keywords: teacher-speech therapist, interaction with parents, categories of parents, social networks, digital level of interaction.

Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным и актуальным. Неуклонно растет количество детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день, в условиях непростых, если не сказать экстремальных, активные и деятельные педагоги ищут все более новые точки взаимодействия и современные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Современные семьи живут в постоянной динамике, скоростном ритме, движении, часто родитель настолько занят, что именно нехватка времени и является основной проблемой в установлении качественного взаимодействия с педагогом. На помощь приходят цифровые коммуникационные технологии, которые и могут экономить время, которые способствуют вести работу по взаимодействию на ином уровне, часто привычном и доступном современному родителю.

За последнее десятилетие, совершенно другим стало отношение многих родителей к образованию своих детей. У современных родителей видоизменился взгляд на многие вопросы, связанные с качеством образовательного процесса. Сегодняшний родитель уже привык считать, что платная услуга – это всегда лучше, чем бесплатное государственное. Можно выделить следующие родительские категории с различным взглядом на данную проблему:

- родители, которые хотят дать своему ребенку все, чего не могли когда-то получить сами. По их мнению, в государственном детском саду вряд ли дадут ребенку полноценное образование и окажут квалифицированную помощь. Отправляя ребенка в муниципальный сад, они рассчитывают лишь только на присмотр и уход. В результате, не обращая внимания на объективные речевые, а часто и психологические проблемы ребенка, его с самого раннего возраста отдают в различные прогимназии, лицеи, авторские школы, обучают иностранному, где ребенок-логопат, зачастую, получает неактуальный для него багаж знаний, в то время как насущные задачи и реальные проблемы не решаются, потому что они просто не видны родительскому взгляду, так как приоритеты расставлены в пользу собственных амбиций;

- родители, имеющие высокий достаток и считающие, что за деньги можно купить все, устраняются от работы с ребенком. Они сторонники такого подхода к специалистам всех направлений: «Лучше я заплачу любые деньги, за полный спектр образовательных услуг, чем сам буду принимать участие. На это у меня просто нет времени». Считаю, этот вариант одним из самых сложных. Мой опыт общения с большим количеством родителей, показывает, что таких родителей достаточно много. Технически работа специалистов может быть выполнена качественно и своевременно, но при отсутствии поддержки родных ребенок не закрепляет результат, не имеет заинтересованности, часто его окружает неблагоприятный психологический фон, он искренне страдает от недостатка родительского интереса и внимания;

- родители, которые не только заинтересованы в своевременной помощи своим детям, но и очень ответственно подходят к этой работе. Эта родительская категория самая активная. Знаем, что с такими родителями сотрудничать – одно удовольствие. Эти мамы, и даже – папы, бабушки, искренне интересуются методической, логопедической и популярной психолого-педагогической литературой. Они много читают, но при этом очень взвешенно подходят к применению каких-либо приемов в отношении своего ребенка, они умеют выбирать, оценивать и принимать решения. Такие родители видят реальное положение дел и нередко сами приходят к логопеду, советуются, вносят свои предложения, от них всегда получаешь обратную связь.  К выполнению домашних заданий такие родители подходят очень творчески, и конечно, результат работы в таких семьях намного лучше, чем в других. Здесь только одна опасность, от которой должен уберечь родителей специалист – чрезмерное увлечение новомодными непроверенными педагогическими технологиями;

- родители, которые недостаточно серьезно относятся к речевым проблемам своих детей, считая, что это издержки возраста и потом все пройдет, как говорится «рассосется само». Они приводят массу оправданий речевым недостаткам своих детей, припоминая всех родственников, которые в детстве тоже плохо говорили. Родителям такого взгляда, требуется постоянно, неоднократно напоминать о том, что надо выполнять задания и рекомендации логопеда, ходить на консультации к специалисту. Иногда они будут выполнять с ребенком задания, но это будет ситуативное включение в процесс. Объяснения у них обычные, и вроде бы объективные, но когда им подсказывают, как можно хотя бы 7-10 мин в день посвятить своему ребенку, они и тут находят причины для ничегонеделания;

- родители, которые совсем не обращают внимания на своих детей, что происходит в так называемых неблагополучных семьях. Здесь задача специалиста оказать ребенку максимально возможную помощь без участия родителей.

Как же логопед обычного муниципального детского сада должен построить свою работу? С чего начать вовлекать родителя в коррекционный процесс? В первую очередь нужно установить доверительные отношения, психологический контакт с родителями. Почти всегда на первом родительском собрании мы говорим, что от всего сердца хотим помочь ребенку преодолеть трудности, но очень нужна родительская помощь и участие.

Учителю-логопеду очень важно и необходимо расположить к себе родителей. Специалист должен четко обрисовать общие проблемы детей группы, не переходя на личности, представить несколько вариантов развития событий как позитивных, так и негативных, рассказать об общих правилах режима ДОУ и объяснить, почему их обязательно нужно выполнять. Родители сразу должны уяснить важность своего участия в общей работе. Конкретно о каждом ребенке лучше говорить в индивидуальной беседе, даже если родители не против озвучивания своей проблемы при всех. Как показывает практика, в дальнейшем из-за этого могут возникнуть недопонимания и даже недовольство. Важной рекомендацией считаю - никогда не давать гарантий и не делать дальних прогнозов, потому что развитие ребенка невозможно предугадать с аптечной точностью. «Вместе мы делаем все, что можно. Думаю, что он справится. Будет нелегко, но надо стараться» – вот примерный набор фраз, которые следует использовать в беседе со слишком настойчивыми родителями, иногда возникают настолько непредвиденные ситуации, что лучше заранее никого не обнадеживать.

В первые две недели учебного года логопед проводит полное обследование ребенка для уточнения диагноза, выявления психологических особенностей. На этом этапе необходима индивидуальная встреча с родителями, на которой логопед ближе знакомится с условиями проживания ребенка, его окружением, соберёт анамнестические данные. Почти всегда на первом родительском собрании, в целях более полного сбора информации, раздаю родителям большой вопросник, чтобы на индивидуальной встрече уже был предмет для обсуждения. Затем, в течение учебного года, необходимо провести как минимум еще два родительских собрания с различной тематикой. Кроме того, важно организовать общие консультации по проблемам детей, которые проходят по типу «Родительского университета».

Также не менее 2 раз в месяц, а в наиболее тяжелых случаях – 1 раз в неделю необходимы индивидуальные консультации для родителей. Они должны знать, чем в данное время занимается их ребенок. По этой же причине не надо бояться устраивать для родителей открытые фронтальные занятия, приглашать их почаще на индивидуальные занятия. Видя проблемы своего ребенка воочию, родители по-иному начинают относиться и к ним, и к нелегкому труду логопеда.

Внедрение современных цифровых технологий в логопедическую практику, позволяют сделать просветительскую работу логопеда более продуктивной и эффективной. Экономя «родительское» время, можно достаточно плодотворно наладить связь с родителями при помощи интернета посредством блогов, сайтов, электронной почты. Здесь открываются новые возможности для логопеда и родителя. Короткие видео и фотографии процесса обучения посылаются напрямую в личные сообщения родителям, безусловно с их письменного согласия на фото и видеосъёмку. Они наглядно видят техническую сторону работы специалиста, видят трудности, с которыми сталкивается их ребенок. Такая форма в моей практике уже довольно продолжительное время. Опыт других коллег говорит о широком распространении такой работы за последние годы. Очень актуальны небольшие экспресс-опросы по изученному материалу в общих группах социальных сетей. Опросы могут быть совершенно простыми, доступными к пониманию. Например, после почтения и пересказа какого-либо произведения с детьми на фронтальных занятиях, родителям предлагается мини-план для беседы с ребёнком. После беседы родитель может оценить степень усвоения данного материала, внимательность и логическую последовательность, которую смог отследить через общение со своим малышом. Творческий подход и юмор всегда приветствуется. Таким образом, родитель, который непрерывно пребывает в социальных сетях, адекватно воспринимает полученную информацию, привычный для него формат общения позволяет анализировать и делать выводы. Родители искренне стараются участвовать в процессе обсуждения, могут уточнять и задавать вопросы напрямую педагогу. Особенно это касается рекомендованных к закреплению домашних заданий, которые логопед дает детям. Еженедельная информация о пройденном материале становится традицией, а родителю дается лишний повод к беседе с ребёнком, к продуктивному и веселому диалогу, ведь именно это и является дефицитом. Особое место имеют обучающие ролики и мастер-классы с участием детей, причем опыт показывает, что именно эти формы взаимодействия являются наиболее действенными и применимыми в налаживании «трёхмерного» взаимодействия: ребенок-родитель-педагог.

Когда организовываю подобную работу, направленную на то, чтобы родитель был в курсе происходящего на занятиях, чтобы регулярно и качественно выполнялись рекомендации, домашние задания, то с самого начала стараюсь очень четко обрисовать их роль и разъяснить, как лучше строить работу с ребенком, какие методы использовать, как мотивировать. Здесь могут быть две крайности: одни ретивые родители заставляют ребенка делать их, как школьника, абсолютно игнорируя рекомендации об игровой форме работы, развивая у него все предпосылки для будущей низкой учебной мотивации; другие относятся к этим заданиям крайне небрежно, считая это чем-то необязательным и несерьезным.

Дети воспитываются, прежде всего, на примерах старших. Вот и надо пользоваться моментом, чтобы привить им необходимые в будущем навыки.

Часто, публичная похвала за участие в каком-либо творческом деле, демонстрация позитивного примера при выполнении задания, имеет свое положительное действие. Необходимо, чтобы родители детей усвоили следующую мысль: если сейчас дети решат, что нет ничего страшного в невыполненном задании, в том, что они забыли принести тетрадь в детский сад, а родители попустительствовали им, то в будущем никто из взрослых не сможет потребовать от них твердого выполнения школьных правил.

Важно, чтобы родитель знал – обратная связь есть, что педагог открыт к общению, что он не «над» ребенком, а рядом с ним, «глаза в глаза». Важно знать, что к любому родителю можно найти подход, век цифровых технологий позволяет расширить просветительскую работу, подсказать пути решения многих проблем, сберечь время для непосредственного общения со своим ребенком, расширить границы диалога, лучше понять то, что важно именно твоему ребенку в данный момент. Самое главное, что должны понять родители – без их участия, поддержки результат работы будет минимальным. Разъяснить это родителям, независимо какую позицию они занимают по отношению к коррекционному процессу, доступными способами, привлечь их к взаимодействию и в итоге получить положительный результат в работе с ребенком – главная задача логопеда и педагога.

Список литературы:

  1. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-пресс. 2005. – 655 с.
  2. Современные формы взаимодействия педагогов образовательной организации с родителями: учебно-методическое пособие / Сост. О.В. Удова. - Иркутск: ООО «Издательство Аспринт», 2018. – 148 с.
  3. Ушакова, О.С. . Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: «Владос», 2004. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Школа современных родителей – как эффективная система взаимодействия «Детский сад – семья».

Данный материал предназначен для методистов, старших воспитателей. Раскрыта инновационная форма работа с родителями «Школа современных родителей». Цель, задачи, условия проведения, предлагается план р...

Педагогическое сопровождение родителей и старших дошкольников как современная стратегия реализации взаимодействия детского сада и семьи

Педагогическое сопровождение  родителей и  старших дошкольников как современная стратегия реализации взаимодействия детского сада и  семьиКлючевые слова: сопровождение, родители, ребено...

Методическое сопровождение воспитателей в процессе организации взаимодействия с современными родителями дошкольников

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» и вступлением в силу Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникли ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Тренинг для родителей – как одна из современных эффективных форм взаимодействия с родителями".

В соответствии с законом «Об образовании», «ФГОС дошкольного образования» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является  «взаимодействие с семьёй дл...

Консультация для родителей. "Современные подходы к взаимодействию воспитателя с родителями в логопедических группах в условиях ФГОС"

Данное выспутление предназначино для воспитателей, с целью сформировать представление о специфике работы воспитателя с родителями детей, имеющих речевые нарушения....

Статья на тему «Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи. Формы взаимодействия ДОУ с родителями»

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей....