Консультация для родителей "Ознакомление детей с материалами из которых сделаны предметы"
консультация (старшая группа)
Консуьтация дает рдителям информацию как знакомить детей с различными материалами
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Ознакомление детей с материалами, из которых сделаны предметы».
“In medias res” – так звучит на латыни выражение « в середину вещей». Оно универсально подходит к теме «Ознакомление детей с материалами, из которых сделаны предметы. Присваивая материальное содержание вещи, ребенок активно переводит ее из плоскости « вещь для себя» в плоскость «вещь для меня»; легко осваивает материал предметов в его изменении, движении, развитии, что дает толчок проявления прогностического взгляда на рукотворный мир.
Дети младшего дошкольного возраста могут легко узнавать, из чего сделан тот или иной предмет: из бумаги, ткани, глины,- опираясь на признаки материалов; могут вычленять их качества и свойства.
Дети среднего дошкольного возраста знают, что такое металл, резина, пластмасса, могут называть их качества и свойства, выделять признаки материалов на основе структуры поверхности, мягкости или твердости, хрупкости или прочности; могут устанавливать связи и отношения между материалом предметов и способом их применения, а также заглядывать в прошлое материала.
Дети старшего дошкольного возраста уже не только могут сказать, что предмет сделан из металла, пластмассы, кожи, стекла, фарфора, ткани, но и знают разновидности материала: бумаги, тканей. Они могут вычленять общие признаки стекла, отличать его от фаянса или полиэтилена; могут выделять признаки металла, понимать, что пользоваться предметами надо в зависимости от свойств и качеств материала и в связи с этим правильно ухаживать за ним.
Дети подготовительной к школе группы легко определяют и конкретизируют, из чего сделана вещь: из ткани, из металла, бумаги, стекла, кожи. Легко распознают дерево и искусственные материалы. Они могут выделять 2-3 качества ткани, металла, бумаги, стекла, кожи и др.; понимают, что материалы добывают и производят; видят в этом роль человека, а также устанавливают связи между свойствами материалов и характером использования предметов и вещей своего окружения.
Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера с использованием косвенных стимуляторов. Так, для
детей младшего возраста создаётся ситуация выбора материала для игры, например необходим твердый, прочный материал – заменитель стола, стула, кровати. Дети при участии взрослого рассматривают бумагу, дерево, ткани, называют представленные материалы, задают себе вопрос: «Какой материал взять?» Творческую задачу они решают с помощью следующих действий: гладят поверхность гладкая; мнут не мнётся только дерево; разрывают не рвётся только дерево; тянут за края в разные стороны не нарушается целостность только у дерева; кладут в воду намокают бумага и ткань и т.д. Дети выбирают материал – дерево.
Дети старшего дошкольного возраста рассматривают разные виды бумаги, выбирают
из них более прочную, чтобы сделать игрушку-оригами. Самостоятельно выявляют общие свойства и качества, актуализируя прошлый опыт бумага горит, намокает, мнётся, рвётся, режется. Ставят перед собой поисково-творческую задачу: какую бумагу выбрать, чем отличаются свойства разных видов бумаги. Высказывают свои предположения. Определяют алгоритм деятельности: смять четыре разных кусочка бумаги, разорвать пополам, разрезать на две части, опустим в ёмкость с водой. Выявляют, какая бумага сминается, намокает быстрее, а какая - медленней.
Занимательные игры-занятия, разработанные с учётом актуального развития дошкольников, побуждают детей к самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал рисунки, схемы, модели, алгоритмы и др., используемый в ходе игры, развивает у дошкольника два типа активности: собственную активность и активность, стимулируемую взрослым. Игры применяются как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Для детей младшего дошкольного возраста характерно увлечение процессом
игры, поэтому игровые действия более просты и однотипны: отгадать, разобрать, собрать, узнать, назвать. Для них разработаны такие игры-занятия, как «Что лучше: бумага или ткань?», «Послушная глина», «Подарки для медвежонка» и т.д.
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста в играх предусматриваются
более сложные действия, состоящие из нескольких игровых элементов.
Серия игр для детей среднего дошкольного возраста имеет следующие цели:
- побудить детей выполнять ряд последовательных действий проводить опыты в
соответствии с моделями или алгоритмами;
- развить умение детей анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости
между материалом и другими признаками предметов;
- научить детей устанавливать причинно-следственные связи между материалом и
строением предмета и способом его использования и т.д., применяя системный подход.
Так, в игре «В мире стекла» воспитатель и каждый ребенок наливают в свои стеклянные стаканы окрашенную воду и выясняют, почему видно то, что находится в стакане. Затем дети проводят пальцем по поверхности стекла, определяют структуру материала.
Для детей старшего дошкольного возраста обучающие задачи игр усложняются: дети определяют, анализируют структуру, свойства, признаки, особенности материала предмета. Так, в одной из игр дети рассматривают разные виды тканей, отмечают наиболее яркие их различия (цвет, структуру, поверхности), используя алгоритм последовательности действий: смять кусочки тканей и сравнить степень сминаемости; разрезать пополам каждый кусочек и сравнить, насколько легко работать ножницами; попытаться разорвать кусочки на две части и сравнить необходимое для этого усилие; опустить кусочки тканей в емкость с водой и определить скорость впитывания влаги. Усложнением игры может быть установление зависимости между использованием материала и его свойствами и качествами.
Накопленный педагогический опыт позволяет с уверенностью говорить о том, что редкий ребенок, независимо от возраста, в момент игры-занятия, не хочет проявить самостоятельность, быть умным, знающим, первым, быть как взрослый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Тема: «Посуда и её назначение. Свойства материалов, из которых сделана посуда» Образовательная область «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей
Программные задачиРечевое развитие· Совершенствовать глагольный словарь ребенка;· Закреплять умение детей в образова...
Модель образовательной деятельности в подготовительной группе «ЯГОДКА» на период с 16. 12. 2019 – 20. 12. 2020г."Посуда, виды. Материалы, из которых сделана посуда"
Модель образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: " Посуда"...
Календарно - тематическое планирование в подготовительной логопедической группе по теме «Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель»
Предлагаем календарно-тематическиео планирование по теме «Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель» в подготовительной группе. Надеюсь...
Календарно - тематическое планирование в подготовительной логопедической группе по теме "Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда"
Предлагаем календарно-тематическиео планирование по теме "Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда" в подготовительной группе. Надеюсь этот матриал пригодится в работе...
Конспект совместной организованной образовательной деятельности в средней группе на тему: «В мире посуды: посуда и её назначение; свойства материалов, из которых сделана посуда».
Цель: расширение представлений детей об истории возникновения и свойствах посуды; закрепить знания детей о видах посуды, ее назначении....
Конспект НОД «Посуда и её назначение. Свойства материалов, из которых сделана посуда»
Основные задачи:Продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных;Продолжать учить детей отвечать на вопрос полным предложением;Закреплять умение детей в образовании ...
Конспект занятия по исследовательской деятельности на тему "Посуда. Материалы, из которых сделана посуда (занятие с элементами экспериментирования)"
Материал предназначен воспитателям етсих садов. В конспекте представлены опыты и эксперименты по изучению свойст материалов, из которых сделана посуда....