Развитие мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников
занимательные факты

Чуенко Валентина Владимировна

Развитие мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников

 

Рука – это вышедший наружу мозг человека.

                                                                                                               И. Кант.

           Коррекционно-логопедическая практика показывает, что движение пальцев рук оказывает и благотворное влияние на речевое развитие ребенка. М.М. Кольцова, Л.В. Фомина - ученые Института физиологии детей и подростков АПН, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

          Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка и позволяет ученым отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.

Если даже речь ребенка развивается хорошо, все же нужно позаботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук на развитие других психических процессов.

 Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На I этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается «зеркальное письмо»; ребенок не различает понятия «вправо», «влево», «лист», «страница», «строка»; не укладывается в общий темп работы.                 

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Иногда обучение письму осложняется легкой формой двигательных нарушений, которые являются следствием органического повреждения головного мозга. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает утомляемость кистей рук. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. По мере нарастания утомления его движения становятся неточными, размашистыми или слишком мелкими.

Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в ДОУ специальных занятий, цель которых подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать специальные специфические графические навыки письма.

Задача детского сада состоит в том, чтобы в содружестве с семьей подготовить детей к письму, т.е. по возможности развивать те механизмы, которые необходимы для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма. Овладение письмом – длительный, трудоемкий процесс. Значительное число шести семилетних школьников испытывают серьезные трудности и освоении навыка письма. Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка в школе. Воспитатель должен своевременно разъяснить родителям будущих школьников важность именно подготовки детей к письму, а не его непосредственному обучению, что, к сожалению, имеет место в ряде семей и чаще всего приводит к формированию неправильной техники письма.

Отмеченные выше факты побуждают искать методы и приемы, облегчающие процесс развития мелкой моторики и элементарных графических навыков у дошкольников.

Подготовка руки ребенка к письму включает в себя ряд задач, направленных на развитие следующих умений и навыков:

  1. Развитие изобразительных и графических умений у детей, развитие умения точно координировать движения руки.
  2. Освоение чувства ритма и развитие пространственной ориентировки, развитие умения регулировать силу нажима карандаша.
  3. Развитие у детей внимания, глазомера, аккуратности, фантазии, образного и логического мышления, сосредоточенности и мелкой моторики пальцев рук.
  4. Расширение лексики по изучаемой теме и соответствие изобразительного задания материалу темы.

        В первую очередь необходимо научить детей правильно сидеть и правильно держать карандаш, тетрадь или альбом. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Для правильного положения рук детям предлагается поставить руки перед собой на локти, затем раздвинуть их, опустить руки на стол и немного пододвинуть локти к себе.

        Мебель должна соответствовать росту ребенка, при этом согнутые в коленях под прямым углом ноги твердо стоят на полу. Расстояние от тетради до глаз устанавливается так: рука, согнутая в локте, опирается на стол, а кончики пальце касаются уголка глаза. Свет падает слева.

        Приучая детей правильно держать карандаш, педагог показывает, в каком положении должны находиться большой, указательный и средний пальцы. Внимание детей обращается на то, что пальцы при этом не надо сильно сжимать, карандаш можно легко вынуть, что можно поднять указательный палец, а два держат карандаш, мизинец и безымянный пальцы только приближены к ладони, но не прижимаются.

    

Упражнения для выполнения поставленных задач.

Развитие изобразительных и графических умений у детей, развитие умения точно координировать движения руки.

Важную роль в развитии мелкой моторики у детей играет освоение ими разнообразных графических умений. Сначала дети осваивают зарисовку по точкам, а затем самостоятельно зарисовку фигур, состоящих из прямых линий, а также письмо прямых палочек; учатся заштриховывать фигуры прямыми линиями, вертикальными и горизонтальными.

От простейших графических задач переходим к более сложным.

После усвоения детьми письма прямых палочек, осваивается письмо наклонных  (палочек) линий, зарисовка фигур, состоящих из прямых и наклонных лини     й, обводка контуров, штриховка фигур косыми линиями.

Затем дети овладевают зарисовкой наиболее сложных фигур, включающих круги и овалы (Приложение).

Усложняются виды штриховок. Штриховка выполняется под руководством педагога. Он показывает, как она выполняется, контролирует параллельность линий, их направление, позу ребенка и то, как он держит карандаш. Должны выполняться правила штриховки: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (оно не должно превышать 0,3 – 0,5 см).

Для упражнения в штриховке используются готовые контурные изображения предметов, обведение детьми готовых контуров с последующей штриховкой. Изображения должны соответствовать изучаемой теме. Например, при изучении темы «Фрукты» дети обводят контур груши, яблока или других фруктов, затем заштриховывают. После усвоения правил штриховки и выполнения её без ошибок прямыми параллельными линиями, вводится штриховка волнистыми линиями, круговыми, овалами, полуовалами, петлями. Для штриховки у каждого ребенка должен быть альбом.

Готовит детей к овладению письмом также игра «Рамки и вкладыши Монтессори». Вырабатывает умение владеть карандашом, даёт «твердость руки», умение проводить линии по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры, а также знакомит с геометрической терминологией, названиями фигур.

Все действия карандашом в тетради или альбоме переводятся на вербальный уровень. После вопроса педагога: «Скажи, что ты делаешь?», ребенок отвечает: «Я заштриховываю или заштриховал, или буду штриховать», «Я обвожу контур яблока, круга, квадрата» и т.п.

Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает и раскрашивание. Обговариваются правила закрашивания: изображение должно быть закрашено тщательно, ровно, аккуратно, без пробелов и просветов, не выходя за контур предмета.

Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить линии в определенном направлении. Эти игры проводятся на начальном этапе подготовки руки к письму с детьми 4-5 лет. Необходимо придумывать увлекательный для ребенка сюжет игры. Например: задача играющего – пройти по горной тропе за доктором и вернуться с ним к больному товарищу. Или передать военное донесение. Значит, надо проходить путь как можно быстрее, хотя требование «осторожности» (точности движения руки) остается главным: не сорваться все-таки важнее, чем выиграть время.

Когда дети перестают испытывать трудности на этом маршруте, нарисуйте более извилистый путь, сделайте дорогу поуже.

А вот еще интересное задание - нарисована речка с извилистыми берегами, островами, камнями, опасными водоворотами (спиралевидные знаки), загроможденная лодками и плавающими бревнами. Задача играющего – поплыть (т.е. прочертить линию) по этой реке из конца в конец как можно быстрее, преодолев все препятствия. Плавать по реке надо и по течению и против течения, не поворачивая лист и выбирая каждый раз несколько иной путь между препятствиями.

Подобные задания можно придумать самим. Пусть карандаш ребенка совершает путь по канатам, натянутым под куполом цирка, или скачет с кочки на кочку, переправляясь через болото.

Если ребенок в течение хотя бы нескольких недель будет охотно и регулярно играть в такие игры, рука его станет немного послушнее.

В начале каждого упражнения надо показать детям, как должны двигаться пальцы и кисть при выполнении очередного элемента. Затем дети воспроизводят отработанное движение, обводя по пунктирной линии образец элемента и самостоятельно.

 

Освоение чувства ритма и развитие пространственной ориентировки, развитие умения регулировать силу нажима карандаша.

Овладение письмом связано с освоением чувства ритма. Ритмичность движений и графические навыки развиваются в графических упражнениях:

- рисуем удары бубна. Вначале умеренные, отрывистые (точки). Затем темп ударов ускоряем;

- ритмично передаем удары, не отрывая руки

- поем песенку комарика (поем «з-з-з-з» - высокими звуками), а теперь пробуем, ее нарисовать (сила нажима - чуть-чуть);

- а сейчас запоет жук,  (поем «ж-ж-ж-ж» - низкими звуками), пробуем его песенку тоже зарисовать. Линия получается потолще.

Спрашиваем у детей, как поет скрипочка, барабан, мышка, Мишка (линии толстые и тонкие). Все эти упражнения учат детей владеть регуляцией руки по силе нажима, одновременно отрабатывая поставленные звуки.

Под музыку дети рисуют линии различной конфигурации в пределах определенной полосы неотрывным и плавным движением. В зависимости от мелодии, линии рисуются в быстром или медленном темпе. Музыка и ритм неразделимы. Можно ли нарисовать музыку? Да, с наслаждением и восторгом.

Одна из игр, обучающих ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим – «Самолеты за облаками». Дети обводят по контуру изображения нескольких самолетов, а вокруг двух из них облака. Одно облако темное – дети заштриховывают с сильным нажимом, одно – светлое – заштриховывают со слабым нажимом на карандаш. Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах и т.д. 

Большое внимание в старшем дошкольном возрасте нужно уделять развитию пространственных ориентировок. Дети должны уметь различать правую и левую руку и соответствующие направления движений или расположения предметов.

С этой целью используются игры и упражнения на развитие  и закрепление умения ориентироваться в пространстве.

Специально проводятся упражнения для ознакомления детей с тетрадью. Рассмотрите тетрадь. Она состоит из обложки и листов. У каждого листа две стороны – страницы. На них начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты – клетки. Дети проводят указательным пальцем правой руки по линиям сверху вниз и слева направо.

Знакомим детей с такими выражениями, как «верхняя строка», «нижняя строка», «верхний (правый или левый) угол», нижний (правый или левый) угол, «середина страницы», «первая, вторая строка» и т.д.

Для развития пространственных ориентировок используем упражнения типа: «Куда укатился мячик?», «Куда улетел воздушный шар?». Дети передвигают фигурки мячика, шарика на листе бумаги по указанию педагога, или сами выбирают направление движения фигурки и сообщают об этом.

Игры с пространственной ориентировкой часто включают в себя различные графические задания (закрашивание или обведение клеток, зарисовка геометрических фигур: квадратов, треугольников, прямоугольников небольших размеров и т.д.) требующие умения не только следовать заданному пространственному расположению, но и точно подсчитывать клетки, расстояние между фигурами.

Хороший результат дают слуховые диктанты, закрепляющие умение детей ориентироваться на плоскости. Например, в правом верхнем углу нарисовать круг, в левом нижнем углу – квадрат, в середине – треугольник и т.д. Задания постоянно усложняются.

 

Развитие у детей внимания, глазомера, аккуратности, фантазии, образного и логического мышления, сосредоточенности и мелкой моторики пальцев рук.

Для решения этой задачи можно использовать ниткопись – выкладывание ниток по контуру различные  изображений, которые нанесены или вырезаны из бархатной бумаги.

Для занятий по ниткописи нужны: ворсистые нитки (шерстяные, мохеровые и т.п.) и бархатная бумага.

Для лучшего восприятия изображения, нитки и бархатная бумага должны быть контрастных цветов.

Дети кладут на лист бархатной бумаги тонкую ворсистую нить, слегка прижимая ее пальчиками по всей длине. Методом ниткописи можно выкладывать контуры изображений разнообразных предметов, геометрических фигур, букв и т.д.

Ниткопись проводится, как часть занятий или в свободное от занятий время.

Для развития мелкой моторики пальцев рук ежедневно, а не только на занятиях по подготовке рук к письму, проводятся пальчиковые игры, в которых используются произведения народного творчества. Их очень много, но при их проведении необходимо учитывать речевые возможности детей. В связи с этим при первом знакомстве с игрой воспитатель читает текст стихотворения полностью сам, дети слушают и выполняют соответствующие движения пальцами.

Хорошую тренировку дает надевание на нитку пуговиц, бус, мелких предметов.

Для развития логического мышления используются таблицы «Нарисуй недостающую фигуру», упражнения «Продолжи узор, не нарушая закономерности».

Упражнения типа «Дорисуй» и игра «На что похоже?» развивают творческое воображение и фантазию детей.

 

 

Расширение лексики по изучаемой теме и соответствие изобразительного задания материалу темы.

Каждое занятие строится с учетом изучаемых лексических тем: «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Грибы», «Ягоды», «Деревья», «Перелетные птицы», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зимующие птицы» и т.д., и носит сюжетный характер.

Например, при изучении темы «Космос» на занятии по развитию графических навыков, дети отправляются в «Путешествие на Луну». Во время «путешествия» дети знакомятся с такими словами и их значениями, как скафандр, космос, космодром, инопланетяне, космический корабль, пульт управления.

При изучении темы «Одежда», дети вместе с Карлсоном отправляются в магазин «Ткани», чтобы помочь ему выбрать ткань на костюм и сшить.

Расширяется лексический запас по этой теме: пиджак, костюм, жилет, ателье, художник-модельер, портной и т.д.

На занятиях по развитию графических навыков письма при изучении темы «Зима» дошкольники  подбирают ласковые слова к слову «снег» - снежок, снежинка, снежиночка, а также дают определения: снежинка красивая, узорчатая, кружевная, хрупкая, тонкая, блестящая, серебристая и т.д.

Изобразительные задания соответствуют изучаемой теме. Например, при изучении темы «Домашние птицы» дети не только пополняют свой словарный запас такими словами, как птичий двор, кудахчет, гогочет, крякает, бормочет, но и учатся образовывать  существительные от глаголов: кудахтанье, гогот, кряканье, бормотанье, а также выполняют графические упражнения в соответствие с темой – «Дорисуй птицу», или обводят контуры овощей, фруктов, животных, птиц, одежды, грибов и т.д. с дальнейшей штриховкой или закрашиванием в соответствии с темой недели, определяемой логопедом.

 

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников

Рука – это вышедший наружу мозг человека.

                                                                                                               И. Кант.

           Коррекционно-логопедическая практика показывает, что движение пальцев рук оказывает и благотворное влияние на речевое развитие ребенка. М.М. Кольцова, Л.В. Фомина - ученые Института физиологии детей и подростков АПН, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

          Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка и позволяет ученым отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.

Если даже речь ребенка развивается хорошо, все же нужно позаботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук на развитие других психических процессов.

 Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На I этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается «зеркальное письмо»; ребенок не различает понятия «вправо», «влево», «лист», «страница», «строка»; не укладывается в общий темп работы.                  

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Иногда обучение письму осложняется легкой формой двигательных нарушений, которые являются следствием органического повреждения головного мозга. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает утомляемость кистей рук. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. По мере нарастания утомления его движения становятся неточными, размашистыми или слишком мелкими.

Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в ДОУ специальных занятий, цель которых подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать специальные специфические графические навыки письма.

Задача детского сада состоит в том, чтобы в содружестве с семьей подготовить детей к письму, т.е. по возможности развивать те механизмы, которые необходимы для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма. Овладение письмом – длительный, трудоемкий процесс. Значительное число шести семилетних школьников испытывают серьезные трудности и освоении навыка письма. Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка в школе. Воспитатель должен своевременно разъяснить родителям будущих школьников важность именно подготовки детей к письму, а не его непосредственному обучению, что, к сожалению, имеет место в ряде семей и чаще всего приводит к формированию неправильной техники письма.

Отмеченные выше факты побуждают искать методы и приемы, облегчающие процесс развития мелкой моторики и элементарных графических навыков у дошкольников.

Подготовка руки ребенка к письму включает в себя ряд задач, направленных на развитие следующих умений и навыков:

  1. Развитие изобразительных и графических умений у детей, развитие умения точно координировать движения руки.
  2. Освоение чувства ритма и развитие пространственной ориентировки, развитие умения регулировать силу нажима карандаша.
  3. Развитие у детей внимания, глазомера, аккуратности, фантазии, образного и логического мышления, сосредоточенности и мелкой моторики пальцев рук.
  4. Расширение лексики по изучаемой теме и соответствие изобразительного задания материалу темы.

        В первую очередь необходимо научить детей правильно сидеть и правильно держать карандаш, тетрадь или альбом. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Для правильного положения рук детям предлагается поставить руки перед собой на локти, затем раздвинуть их, опустить руки на стол и немного пододвинуть локти к себе.

        Мебель должна соответствовать росту ребенка, при этом согнутые в коленях под прямым углом ноги твердо стоят на полу. Расстояние от тетради до глаз устанавливается так: рука, согнутая в локте, опирается на стол, а кончики пальце касаются уголка глаза. Свет падает слева.

        Приучая детей правильно держать карандаш, педагог показывает, в каком положении должны находиться большой, указательный и средний пальцы. Внимание детей обращается на то, что пальцы при этом не надо сильно сжимать, карандаш можно легко вынуть, что можно поднять указательный палец, а два держат карандаш, мизинец и безымянный пальцы только приближены к ладони, но не прижимаются.

J:\с флешки погнутой\Фото чистовой\IMG_3727.JPG                         J:\с флешки погнутой\Фото чистовой\IMG_3732.JPG

Упражнения для выполнения поставленных задач.

Развитие изобразительных и графических умений у детей, развитие умения точно координировать движения руки.

Важную роль в развитии мелкой моторики у детей играет освоение ими разнообразных графических умений. Сначала дети осваивают зарисовку по точкам, а затем самостоятельно зарисовку фигур, состоящих из прямых линий, а также письмо прямых палочек; учатся заштриховывать фигуры прямыми линиями, вертикальными и горизонтальными.

От простейших графических задач переходим к более сложным.

После усвоения детьми письма прямых палочек, осваивается письмо наклонных  (палочек) линий, зарисовка фигур, состоящих из прямых и наклонных лини        й, обводка контуров, штриховка фигур косыми линиями.

Затем дети овладевают зарисовкой наиболее сложных фигур, включающих круги и овалы (Приложение).

Усложняются виды штриховок. Штриховка выполняется под руководством педагога. Он показывает, как она выполняется, контролирует параллельность линий, их направление, позу ребенка и то, как он держит карандаш. Должны выполняться правила штриховки: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (оно не должно превышать 0,3 – 0,5 см).

Для упражнения в штриховке используются готовые контурные изображения предметов, обведение детьми готовых контуров с последующей штриховкой. Изображения должны соответствовать изучаемой теме. Например, при изучении темы «Фрукты» дети обводят контур груши, яблока или других фруктов, затем заштриховывают. После усвоения правил штриховки и выполнения её без ошибок прямыми параллельными линиями, вводится штриховка волнистыми линиями, круговыми, овалами, полуовалами, петлями. Для штриховки у каждого ребенка должен быть альбом.

Готовит детей к овладению письмом также игра «Рамки и вкладыши Монтессори». Вырабатывает умение владеть карандашом, даёт «твердость руки», умение проводить линии по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры, а также знакомит с геометрической терминологией, названиями фигур.

Все действия карандашом в тетради или альбоме переводятся на вербальный уровень. После вопроса педагога: «Скажи, что ты делаешь?», ребенок отвечает: «Я заштриховываю или заштриховал, или буду штриховать», «Я обвожу контур яблока, круга, квадрата» и т.п.

Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает и раскрашивание. Обговариваются правила закрашивания: изображение должно быть закрашено тщательно, ровно, аккуратно, без пробелов и просветов, не выходя за контур предмета.

Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить линии в определенном направлении. Эти игры проводятся на начальном этапе подготовки руки к письму с детьми 4-5 лет. Необходимо придумывать увлекательный для ребенка сюжет игры. Например: задача играющего – пройти по горной тропе за доктором и вернуться с ним к больному товарищу. Или передать военное донесение. Значит, надо проходить путь как можно быстрее, хотя требование «осторожности» (точности движения руки) остается главным: не сорваться все-таки важнее, чем выиграть время.

Когда дети перестают испытывать трудности на этом маршруте, нарисуйте более извилистый путь, сделайте дорогу поуже.

А вот еще интересное задание - нарисована речка с извилистыми берегами, островами, камнями, опасными водоворотами (спиралевидные знаки), загроможденная лодками и плавающими бревнами. Задача играющего – поплыть (т.е. прочертить линию) по этой реке из конца в конец как можно быстрее, преодолев все препятствия. Плавать по реке надо и по течению и против течения, не поворачивая лист и выбирая каждый раз несколько иной путь между препятствиями.

Подобные задания можно придумать самим. Пусть карандаш ребенка совершает путь по канатам, натянутым под куполом цирка, или скачет с кочки на кочку, переправляясь через болото.

Если ребенок в течение хотя бы нескольких недель будет охотно и регулярно играть в такие игры, рука его станет немного послушнее.

В начале каждого упражнения надо показать детям, как должны двигаться пальцы и кисть при выполнении очередного элемента. Затем дети воспроизводят отработанное движение, обводя по пунктирной линии образец элемента и самостоятельно.

Освоение чувства ритма и развитие пространственной ориентировки, развитие умения регулировать силу нажима карандаша.

Овладение письмом связано с освоением чувства ритма. Ритмичность движений и графические навыки развиваются в графических упражнениях:

- рисуем удары бубна. Вначале умеренные, отрывистые (точки). Затем темп ударов ускоряем;

- ритмично передаем удары, не отрывая руки

   

- запиши мелодию «Польки» непрерывным движением,

затем в более быстром темпе;

затем это же движение в медленном темпе;  

  еще медленнее          

- рисуем веселую танцевальную музыку, спокойный вальс, под который хочется кружиться    

- поем песенку комарика (поем «з-з-з-з» - высокими звуками), а теперь пробуем, ее нарисовать (сила нажима - чуть-чуть);

- а сейчас запоет жук,  (поем «ж-ж-ж-ж» - низкими звуками), пробуем его песенку тоже зарисовать. Линия получается потолще.

Спрашиваем у детей, как поет скрипочка, барабан, мышка, Мишка (линии толстые и тонкие). Все эти упражнения учат детей владеть регуляцией руки по силе нажима, одновременно отрабатывая поставленные звуки.

Под музыку дети рисуют линии различной конфигурации в пределах определенной полосы неотрывным и плавным движением. В зависимости от мелодии, линии рисуются в быстром или медленном темпе. Музыка и ритм неразделимы. Можно ли нарисовать музыку? Да, с наслаждением и восторгом.

Одна из игр, обучающих ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим – «Самолеты за облаками». Дети обводят по контуру изображения нескольких самолетов, а вокруг двух из них облака. Одно облако темное – дети заштриховывают с сильным нажимом, одно – светлое – заштриховывают со слабым нажимом на карандаш. Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах и т.д.  

Большое внимание в старшем дошкольном возрасте нужно уделять развитию пространственных ориентировок. Дети должны уметь различать правую и левую руку и соответствующие направления движений или расположения предметов.

С этой целью используются игры и упражнения на развитие  и закрепление умения ориентироваться в пространстве.

Специально проводятся упражнения для ознакомления детей с тетрадью. Рассмотрите тетрадь. Она состоит из обложки и листов. У каждого листа две стороны – страницы. На них начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты – клетки. Дети проводят указательным пальцем правой руки по линиям сверху вниз и слева направо.

Знакомим детей с такими выражениями, как «верхняя строка», «нижняя строка», «верхний (правый или левый) угол», нижний (правый или левый) угол, «середина страницы», «первая, вторая строка» и т.д.

Для развития пространственных ориентировок используем упражнения типа: «Куда укатился мячик?», «Куда улетел воздушный шар?». Дети передвигают фигурки мячика, шарика на листе бумаги по указанию педагога, или сами выбирают направление движения фигурки и сообщают об этом.

Игры с пространственной ориентировкой часто включают в себя различные графические задания (закрашивание или обведение клеток, зарисовка геометрических фигур: квадратов, треугольников, прямоугольников небольших размеров и т.д.) требующие умения не только следовать заданному пространственному расположению, но и точно подсчитывать клетки, расстояние между фигурами.

Хороший результат дают слуховые диктанты, закрепляющие умение детей ориентироваться на плоскости. Например, в правом верхнем углу нарисовать круг, в левом нижнем углу – квадрат, в середине – треугольник и т.д. Задания постоянно усложняются.

Развитие у детей внимания, глазомера, аккуратности, фантазии, образного и логического мышления, сосредоточенности и мелкой моторики пальцев рук.

Для решения этой задачи можно использовать ниткопись – выкладывание ниток по контуру различные  изображений, которые нанесены или вырезаны из бархатной бумаги.

Для занятий по ниткописи нужны: ворсистые нитки (шерстяные, мохеровые и т.п.) и бархатная бумага.

Для лучшего восприятия изображения, нитки и бархатная бумага должны быть контрастных цветов.

Дети кладут на лист бархатной бумаги тонкую ворсистую нить, слегка прижимая ее пальчиками по всей длине. Методом ниткописи можно выкладывать контуры изображений разнообразных предметов, геометрических фигур, букв и т.д.

Ниткопись проводится, как часть занятий или в свободное от занятий время.

Для развития мелкой моторики пальцев рук ежедневно, а не только на занятиях по подготовке рук к письму, проводятся пальчиковые игры, в которых используются произведения народного творчества. Их очень много, но при их проведении необходимо учитывать речевые возможности детей. В связи с этим при первом знакомстве с игрой воспитатель читает текст стихотворения полностью сам, дети слушают и выполняют соответствующие движения пальцами.

Хорошую тренировку дает надевание на нитку пуговиц, бус, мелких предметов.

Для развития логического мышления используются таблицы «Нарисуй недостающую фигуру», упражнения «Продолжи узор, не нарушая закономерности».

Упражнения типа «Дорисуй» и игра «На что похоже?» развивают творческое воображение и фантазию детей.

Расширение лексики по изучаемой теме и соответствие изобразительного задания материалу темы.

Каждое занятие строится с учетом изучаемых лексических тем: «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Грибы», «Ягоды», «Деревья», «Перелетные птицы», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зимующие птицы» и т.д., и носит сюжетный характер.

Например, при изучении темы «Космос» на занятии по развитию графических навыков, дети отправляются в «Путешествие на Луну». Во время «путешествия» дети знакомятся с такими словами и их значениями, как скафандр, космос, космодром, инопланетяне, космический корабль, пульт управления.

При изучении темы «Одежда», дети вместе с Карлсоном отправляются в магазин «Ткани», чтобы помочь ему выбрать ткань на костюм и сшить.

Расширяется лексический запас по этой теме: пиджак, костюм, жилет, ателье, художник-модельер, портной и т.д.

На занятиях по развитию графических навыков письма при изучении темы «Зима» дошкольники  подбирают ласковые слова к слову «снег» - снежок, снежинка, снежиночка, а также дают определения: снежинка красивая, узорчатая, кружевная, хрупкая, тонкая, блестящая, серебристая и т.д.

Изобразительные задания соответствуют изучаемой теме. Например, при изучении темы «Домашние птицы» дети не только пополняют свой словарный запас такими словами, как птичий двор, кудахчет, гогочет, крякает, бормочет, но и учатся образовывать  существительные от глаголов: кудахтанье, гогот, кряканье, бормотанье, а также выполняют графические упражнения в соответствие с темой – «Дорисуй птицу», или обводят контуры овощей, фруктов, животных, птиц, одежды, грибов и т.д. с дальнейшей штриховкой или закрашиванием в соответствии с темой недели, определяемой логопедом.

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

C:\Users\LENOVO\Desktop\премии за месяц\март 2022\консульт2\Безымянный7.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. "Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи дошкольников старшего дошкольного возраста".

"Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи дошкольников старшего дошкольного возраста"....

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи у дошкольников"

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук у детей до...

Методическая разработка "Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и связной речи у дошкольников старшего возраста "

Обоснование гипотезы, собраны необходимые диагностические материалы, результаты работы по данной теме....

МАСТЕР-КЛАСС Тема: Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников.

МАСТЕР-КЛАСС Тема: Ниткопись как  метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников....

Консультация на тему: «Ниткопись, как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников»

Ниткопись- используют для развития внимания, фантазии, аккуратности, глазомера, образного мышления, сосредаточенности,мелкой моторики пальцев и речи....

Мастер-класс «Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи дошкольников старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс предназначен для воспитателей ДОУ, знакомит педагогов с техникой нетрадиционного рисования  "ниткопись"...