«НИТКОПИСЬ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
учебно-методическое пособие
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
«НИТКОПИСЬ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Выполнила воспитатель:
Т.О. Любова
1.Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. Дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, встречается «зеркальное» письмо, ребенок плохо различает понятия «вправо», «влево», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки.
Коррекционно- логопедическая практика показывает, что движения пальцев рук оказывает благотворное влияние на речевое развитие ребенка. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
2.На сегодняшний день существует множество методов развития мелкой моторики.
Я хочу вам представить нетрадиционные техники, которые способствуют развитию мелкой моторики, графических навыков, речи и многого другого.
Что можно делать с помощью ниток? Шить – вязать – вышивать – а рисовать? Запросто!!! И нужно всего лишь шерстяные нитки, ножницы, кусок ткани или бумаги и фантазия. Почему шерстяные нитки? Именно шерстяная нитка повышает настроение и успокаивает.
Существует 2 техники нетрадиционного рисования: ниткография и ниткопись.
3. Ниткография – это техника «рисования» нитями. Ниткография включает в себя: 2 вида созданий изображений (картин): изонить и рисование нитью.
4.Изонить – это создание картин из нитей без использования клея.
Нити выкладываются при помощи переплетения, закрепления гвоздиками или протягиванием в дырочки. Оказывается, можно выполнить рисунок владея нитью и иглой. Этот вид декоративного искусства родился в Англии. Изонить – это один из видов рукоделия, который дает широкую возможность проявить творческую индивидуальность исполнения, фантазию. Эта техника заключается художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.
Рисование нитью – это создание картин с использованием окрашенных нитей. Нить, окрашенная краской, кладется на листок бумаги, прижимается другим краем листа и аккуратно вытаскивается. Затем изображение дорисовывается.
- 5. Ниткография развивает
- Мелкую моторику пальцев рук;
- Сенсорное восприятие;
- Глазомер;
- Логическое мышление;
- Воображение;
- Волевые качества: усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца;
- Эстетический вкус;
- Элементарные математические представления: понятия об углах, количественный и порядковый счет;
- Технические навыки работы с иглой;
- Инициативу и творчество;
- Активизирует мысль.
6.Теперь познакомимся более подробнее с ниткописью.
Ниткопись – это изобразительная деятельность, произведения которой создаются с помощью уложенных на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, образующих контур изображения. Освоение ниткописи доступно каждому. Положите на лист бархатной бумаги тонкую шерстяную нитку, слегка прижимая ее пальцем по всей длине. При вертикальном положении листка нитка сохранит свое исходное положение, она не упадет и не сместится. Простота соединения позволяет изменять кривизну нитки на поверхности. Это дает возможность корректировать только часть контура без изменения его изображения, что расширяет возможности преобразования создаваемых образов.
Плюсы данной техники:
- Развитие мелкой моторики;
- Не возможность ошибки, так как можно все исправить;
- Шерсть – успокаивает;
- Развитие фантазии и воображения;
- Многократность использования данного пособия.
- 7. Для работы вам понадобятся:
- Тонкая шерстяная нить
- Бархатная бумага для бесклеевой работы
- Картон или ткань
- Клей ПВА
- Тонкая кисть
- Копировальная бумага
- Эскиз работы если (для клеевой работы).
Для лучшего восприятия изображения нитка должна быть контрастной по цвету к фону бумаги. Можно использовать нитки разных цветов, разной длины и количества. Многообразие вариантов сочетания ниток будет источником для творческого замысла.
Сначала детям предлагается сделать рисунки по образцу, педагог показывает приемы ниткописи (подражание важный этап развития творчества). После ребенок сам выкладывает и придумывает свою картину.
8. Ниткопись позволяет решать сразу несколько дидактических задач. Слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью подкрепляется зрительным запоминанием. Чем более ловки и умелы пальчики ребенка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретенных еще в дошкольном детстве. Рисование нитью в сочетании с рассказыванием будет особенно полезно в работе с детьми, чей ведущий канал восприятия не слуховой, а кинестетический или зрительный. Возможность с помощью движения и зрительного образа пропустить через себя информацию, воспринятую на слух, позволит детям лучше усвоить, а затем воспроизвести.
Как показывают наблюдения, у современных дошкольников преобладает именно визуальный и кинестетический типы восприятия. Занимаясь этой техникой, дети учатся внимательно вглядываться в предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия. Работая в этой технике, ребенок приобретает уверенность и усидчивость, у него формируются настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца, развивать глазомер, фантазию, воображение, математические способности. Также способствует развитию художественного вкуса, умению подбирать цвета, способствует умению сравнивать, наблюдать, сопоставлять, обсуждать готовые работы. В процессе работы укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук, совершенствуется зрительно- двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развивается произвольное внимание, зрительная память. Аналитическое восприятие, речь.
9. Методом ниткописи можно выкладывать контуры изображений разнообразных предметов, геометрических фигур, цифр, линий, углов, букв и т.д.
Удачным будет использование ниткописи после изученной цифры, фигуры или знака, изобразив их на бархатной бумаге. Нитки можно использовать как условные мерки для измерений, в процессе формирования понятия «множество», сенсорного развития использовали клубочки разного цвета и размера.
При изучении эмоций человека удачно будет изображать лицо человека и его эмоциональное состояние: радость, грусть, печать и т.д. изменяя только губы, глаза и брови.
При изучении глаголов или действий, схемы тела человека: можно изобразить схематично человека в движении: идет, бежит, стоит и др., меняя только положение рук и ног.
Для развития фантазии, воображения и речи – выкладывается замкнутый контур произвольной формы. Пусть ребенок подумает, на что он похож и дополнит его до образа и составит по образу рассказ или сказку.
На занятиях по обучению грамоте дети с удовольствием выложат новую букву, слог, слово или предмет в котором есть заданный звук.
Вариантов работы с ниткописью большое множество и зависит от творчества педагога.
10. Задания для работ
по ниткописи могут быть:
- По зарисовкам после прогулок;
- По образцу, рисунку;
- После чтения сказок, басен, стихов;
- По самостоятельному творческому замыслу и многому другому.
11. Предлагаю вашему вниманию несколько примеров обучающих игр с использованием простых ниток:
- «Помоги гномику добраться до своего дома»
Цель: формировать представление о пространстве, развивать зрительно-моторную координацию.
Найти нужный путь, выложить нужной ниткой, проговорив направление.
- «Подбери хвостик для животного»
Цель: развивать аналитическое восприятие, логическое мышление.
Подобрать хвостики для разных животных по толщине, длине, цвету.
- «Узелки»
Цель: развивать счетные умения.
Дети считают примеры и результат изображают в виде узелков на нитке.
- «Кто быстрее распутает нитки»
Цель: воспитывать выдержку, усидчивость, терпение, силу воли, зрительно-моторную координацию, ловкость.
Распутать запутанный клубок и смотать.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов. "Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи дошкольников старшего дошкольного возраста".
"Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи дошкольников старшего дошкольного возраста"....
МАСТЕР-КЛАСС Тема: Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников.
МАСТЕР-КЛАСС Тема: Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников....
Развитие мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников
Развитие мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников Рука – это вышедший наружу мозг человека....
Консультация на тему: «Ниткопись, как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников»
Ниткопись- используют для развития внимания, фантазии, аккуратности, глазомера, образного мышления, сосредаточенности,мелкой моторики пальцев и речи....
«Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель:Познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры.Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой м...
Мастер-класс «Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи дошкольников старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс предназначен для воспитателей ДОУ, знакомит педагогов с техникой нетрадиционного рисования "ниткопись"...