От ложки до тетради: где связь?
статья (старшая группа)
В современном мире, где гаджеты прочно замещают подвижные, малоподвижные игры, творческую и изобразительную деятельность, остро стоит вопрос навыка пользования карандашами, ручками, графомоторных навыков старших дошкольников. В связи с этим написанная статья объясняет причинно-следственную связь, онтогенетическую причину вышеописанных проблем у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_lozhki_do_tetradki.docx | 995.95 КБ |
Предварительный просмотр:
От ложки до тетрадки: в чем связь?
Хотелось бы поднять очень важную проблему, которую в погоне за обучением чтению и счету упорно игнорируют очень многие. Это – неправильный захват ручки или карандаша. Зачастую родители не видят в этом большой проблемы, поскольку очень многие держат ручку «своеобразно» - подключают средний и безымянный пальцы в работу, среди взрослых так же можно встретить кулачковый захват или даже письмо всем предплечьем, а не только лишь кистью. Однако, плохой почерк у ребенка при таких «особенностях» - это лишь меньшее из зол. В последствии искривляется осанка, нарушается кровоток – а значит снабжение мозга кислородом, что влечет за собой быструю утомляемость, ухудшение зрения, отсутствие мотивации или даже негативизм к самому процессу письма. Что же делать?
Все идет с рождения.
Самым неожиданным открытием для родителя является то, что ребенка НЕ НУЖНО учить держать правильно ложку и ручку. Человек устроен так, что если гармонично и правильно развивается с рождения, то навык приобретается автоматически. Но если этого не произошло, то не стоит переучивать ребенка, необходимо найти причину такого захвата, устранить её, и ребенок сам возьмет карандаш правильно.
Ложка – всему начало.
Когда ребенок начинает самостоятельно есть, взрослый вкладывает ложку ему в кулачок, таким образом формируя кулачковый захват. Этим же захватом малыш берет свои первые мелки, фломастеры и карандаши. Постепенно с ростом и развитием ребенка происходит развитие мышц плеча и предплечья и большой грудной мышцы — именно эти мышцы управляют точностью мелкой моторики. Когда мышцы достаточно развиты, а мелкая моторика позволяет, ребенок САМ перекладывает ложку и карандаш из кулака в трехпальцевый захват. Движения при этом становятся более тонкими, дифференцированными, предплечье и большая грудная мышца, развитые в достаточной степени, «передают эстафету» несколькими группами мышц, которые осуществляют ладонное сгибание, движение пальцев кисти.
Но когда дети упорно перекладывают ложки/карандаши в кулак, а в более СТАРШЕМ ВОЗРАСТЕ продолжают держать эти предметы НЕПРАВИЛЬНО, есть повод понять и устранить возможные физиологические помехи:⠀
- гипермобильность суставов (когда они слишком подвижны)
- повышенный или пониженный мышечный тонус в плечевом суставе.
- напряжение в большой грудной мышце.
- родовые травмы.
- подвывих или перелом ключицы.
- смещение шейных позвонков.
- младенческие рефлексы, которые вовремя не угасли.
Что же означает НЕПРАВИЛЬНО?
Теперь давайте разберемся, какой захват мы называем неправильным.
- При письме большой палец оказывается заметно ниже указательного.
- Ручка лежит на безымянном или указательном пальце, а не на среднем.
- Пишущие принадлежности удерживаются щепотью.
- Пальцы располагаются либо слишком близко к поверхности тетради, либо очень высоко.
- Свободный кончик ручки направлен в сторону шеи, а не плеча.
- Во время рисования или письма перемещается листок бумаги, а не рука.
- Нажим или слишком сильный, или слишком слабый.
Как ПРАВИЛЬНО
- Ручка укладывается на подушечку верхней фаланги среднего пальца.
- Большой палец удерживает ручку слева. Если ведущая рука левая, то захват зеркальный.
- Указательный палец ложится на ручку сверху. Он также помогает удерживать пишущие принадлежности, но если приподнять его, то ручка не упадет и в этом положении можно продолжать писать или рисовать.
- Безымянный и мизинчик могут располагаться свободно или прижиматься к ладошке.
- Кисть при этом расслаблена.
- Оптимальное расстояние от пальчиков до поверхности стола не менее 1,5 см.
Что можно сделать?
- Обратиться за консультацией к специалисту, который определит проблему и даст рекомендации.
- Обратиться к специалисту, владеющему техникой лого-фасциального массажа. ЛФМ отлично справляется с этой проблемой, так как комплексно, а не локально позволяет восстановить мышечный тонус, улучшить кровообращение, восстановить подвижность суставов. Все это, как правило, решает сразу несколько проблем:
- восстановление осанки;
- улучшение кровообращения, снабжения головного мозга кислородом;
- повышение мотивации;
- улучшение настроения и т.п.
- Использовать для правильного захвата накладки на ручку/карандаш. Однако, в этом случае нужно понимать, что вы не решаете проблему, из-за которой ребенку НЕУДОБНО правильно держать ручку, вы решаете следствие, то есть ему по-прежнему трудно, мышцы работают неправильно, а оттого, что он держит карандаш «неготовыми» мышцами, писать/рисовать еще труднее, проявления негативизма могут быть гораздо более яркими.
Если говорить о подготовке руки к письму, но начать стоит с фломастеров. Так как с ними легче контролировать силу нажима, особенно неопытной детской руке. После того, как ребенок освоил рисование фломастерами и не «загоняет» их внутрь слишком сильным нажимом, можно перейти к карандашу. Выбирать лучше мягкие трехгранные карандаши, для упрощения перехода с фломастеров. После чего уже можно брать в руки шариковую ручку, толщиной пера от 0,7 мм и заниматься непосредственно графомоторными навыками.
В заключении хотелось бы отметить, что современный мир, наполненный гаджетами, которые провоцируют ухудшение зрения, искривление осанки, ухудшение работы мелкой моторики рук, следует гораздо более внимательно относиться к таким красным флагам как:
- нежелание ребенка 5-6 лет браться за творческую деятельность, требующую усилий со стороны мелкой моторики;
- неправильный (кулачковый) захват ребенком 5 лет ложки;
- неправильный (НЕ трехпальцевый, а любой другой) захват карандаша/фломастера/ручки;
- движение во время рисования всего предплечья, а не только кисти, чрезмерное напряжение руки, чрезмерный нажим на карандаш/фломастер;
- нарушение/искривление осанки во время рисования.
Помните, здоровое будущее детей в ваших руках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие "Ложка, ложка отзовись"
Занятие в подготовительной группе по ФГОС с использованием ИКТ....
Курс краеведения для старших дошкольников по разработке рабочей тетради совместно с историко-краеведческим музеем г. Печоры (тетрадь в стадии разработки)
Полный курс по краеведению с разработанными заданиями,экскурсиями....
Проект долгосрочный творческо- информационный «Ложки расписные, да звонкие такие!» Тема: «Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре»»
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о...
Конспект ОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе Тема: «Айда, ложка, ложечка» ( в рамках проектной деятельности «Такие разные ложки»)
Цель: Познакомить детей с орнаментом хохломской росписи. Задачи: 1. формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. 2. обогащать словарь детей (хохломская роспись, завитки, т...
Мультимедийная разработка образовательной деятельности по ОО «Художественно-эстетическому развитию» в подготовительной группе Тема: «Айда, ложка, ложечка» ( в рамках проектной деятельности «Такие разные ложки»)
Конспект ОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие»в подготовительной группе Тема: «Айда, ложка, ложечка» ( в рамках проектной деятельности «Такие разные ложки»...
Ложки разные, ложки деревянные.
Презентация к занятию...