Курс краеведения для старших дошкольников по разработке рабочей тетради совместно с историко-краеведческим музеем г. Печоры (тетрадь в стадии разработки)
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Полный курс по краеведению с разработанными заданиями,экскурсиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 общеразвивающего вида»
г. Печора
Утверждаю
Директор МАДОУ №26
___________Авдеева Л.Ю.
Курс краеведения
для старших дошкольников
по разработке рабочей тетради
совместно с историко-краеведческим
музеем г. Печоры
(тетрадь в стадии разработки)
Воспитатель подготовительной
к школе группы Кадрилеева З.З.
2015 г
Пояснительная записка
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека. Вовремя созданная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма:– это и уважение к культуре своей страны, гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости. Дошкольный возраст лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
В последние годы краеведческая работа с детьми активизировалась. Краеведческая деятельность приобрела поисковый и творческий характер, краеведческие знания стали активно распространяться. Тетрадь по краеведению для дошкольников определяет направления по совместной деятельности детского сада и Печорского историко-краеведческого музея. Тетрадь по краеведению рекомендована для использования в непосредственно- образовательной деятельности и индивидуальной работе с ребенком по закреплению материала с целью развития культуры межэтнических отношений, уважительного отношения к коми языку, к традициям и культуре народа Коми. Тетрадь включает в себя задания на штриховку элементов, зарисовки Коми орнамента, логические задания «Что к чему относится», последовательность действий, умение определять и называть коми инструменты по картинке и по звучанию.
Обоснование актуальности курса
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, историю народа и все это поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Цель курса : Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
- Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
- Формирование патриотических чувств: к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
- Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
- Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
- Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
- Воспитание здорового образа жизни
- Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Формы организации деятельности: индивидуальные, групповые.
Участники курса: дети подготовительной группы №9 ,воспитатель МАДОУ №26 и работники краеведческого музея.
Формы образовательной деятельности
На занятиях используются различные виды деятельности:
- беседы;
- праздники, викторины;
- экологические сказки;
- народные, подвижные игры;
- ролевые игры;
- работа с наглядными пособиями;
- работа с объектами живой и неживой природы;
- экскурсии.
Занятия чередуются с посещением краеведческого музея города Печоры, коми мини - музея при садике.
Методические пособия.
- карточки-задания для штриховки;
- индивидуальные листы из рабочей тетради для самостоятельных работ;
- карточки - правила;
- пособия для проведения викторины;
- кроссворды;
- загадки, коми сказки;
- иллюстрации к коми легендам;
- экологические, исторические, литературные и подвижные игры, сказки, ситуации;
- видеофильмы по темам экскурсий;
- архивные документы краеведческого музея;
- экспонаты краеведческого музея,
- использование в работе ИКТ.
Структура курса составлена для детей старшего дошкольного возраста по разделам.
1 раздел. «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
2 раздел. «Вот эта улица, вот этот дом».
3 раздел. «Город, в котором я живу».
4 раздел. «Наша кладовая».
1 раздел «Вместе дружная семья».
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают, где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
- Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
- Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
- Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
- Познакомить детей с историей детского сада.
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Цель: Воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.
Формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины.
Задачи:
- Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного города.
- Расширять представления о природных богатствах родной земли, растительном и животном мире; полезных ископаемых.
- Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповеднике.
Темы бесед и экскурсий:
-Живу в республике Коми. Государственные символы города, республики.
-Мой город Печора. История города.
-Моя республика, мой город.
-Заповедник Югыд ва. Растения тундры. (Экологическая сказка)
-Богатство Севера.
3 раздел «Город, в котором я живу».
Цель: Дать элементарные представления об истории, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.
Задачи:
- Формировать представление об исторических корнях города.
- Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
- Воспитывать уважение к людям героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
Темы бесед и экскурсий:
-Коми народные сказки о животных.
-Народные мастера.
-Встречи с работниками краеведческого музея.
-Моя любимая игрушка (традиционные игры коми)
-Реликвия войны (военная форма, фронтовые фотографии, газеты). С элементами игры.
4 раздел «Наша кладовая».
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.
Задачи:
- Формировать представление об основных профессиях жителей города.
- Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов коми земли, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
- Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
Темы бесед и экскурсий:
-«Аленький цветочек» (Жилище коми народа. Национальный костюм коми).
-Сказки и легенды коми народа. Коми народные пословицы и поговорки.
Коми народные загадки. Устное народное творчество
-Парма - кладовая Земли моей.
-Зеленый мир вокруг нас (викторина)
Ожидаемый результат реализации курса.
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
- Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья», «Папа может» и др.
- Благоустройство ДОУ.
- Труд в природе.
- Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
- Природоохранные акции «Кормушка для печушки», «Изготовление кормушки» и др.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
Также проводится работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников.
Список используемой литературы
- Мифология Коми /Н.Д.Конаков, А.Н.Власов, И.В.Ильина/ науч.ред. В.В. Напольских – Москва: Издательство ДНК, 1999
- Наш край родной. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1988
- Г.В.Беляев Коми сказка-азбука. Коми книжное издательство, 2000 г
- Ф.В.Плесовский Коми пословицы и поговорки. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1983
- Республика Коми: Энциклопедия т.2 - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1999
- Республика Коми: Энциклопедия т.3 - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2000
- Сказ о Земле Коми. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1977
- И.В.Ильина. Традиционная культура народа коми - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1994
- П.Столповский. Восьминогая собака. Коми народные сказки –Сыктывкар, издательство «Титул», 2011 г.
- М.С.Кочев. Учимся мастерить из бересты – Сыктывкар, 2000г.
- Особо охраняемые природные территории Печорского района. Информационно-просветительский экологический центр «Природа и человек», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская разработка" Рабочая тетрадь по программе развития патриотического самосознания старших дошкольников "Мир в твоих руках"
Уважаемые родители и коллеги. Предлагаю вашему вниманию авторскую разработку" Рабочая тетрадь по программе развития патриотического самосознания старших дошкольников "Мир в твоих руках". В ней вы найд...
Методическая разработка Рабочая программа по ритмопластике (средний и старший возраст)
Методическая разрботка.В рабочей программе отображены:1) принципы отбора содержания и реализации программы;2) Принципы и формы организации обучения;3) Критерии оценивания знаний и умений в музык...
Разработка рабочей тетради дошкольника "Канск-город, в котором я живу"
Рабочая тетрадь...
Методическая разработка. Рабочая программа коррекционного курса по адаптации детей к условиям детского сада
Методическая разработка.Рабочая программа коррекционного курса по адаптации детей к условиям детского сада...
Методическое обоснование разработки рабочей тетради "КРАЙ СЕВЕРНЫЙ, ЯМАЛЬСКИЙ"
Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические, нравственные, гуманные чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Поэтому в...
Методическая разработка "Рабочая тетрадь дошкольника"
Рабочая тетрадь дошкольника (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов П...
Методическая разработка. Рабочая тетрадь
quot;Я и моя семья"...