Развитие речи детей в детском саду и дома
материал

Материал для родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский всеобуч «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома»

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи. Речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего. Развитие речи - это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, дома, а затем в школе, помогает в общении со сверстниками и взрослыми. Возраст 5-6 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления, которые являются психологической базой развития речи.

К сожалению, не у всех детей речь развивается в соответствии с возрастными нормами, у некоторых имеются трудности в усвоении тех или иных категорий речи, нарушения в формировании речевых компонентов.

Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой и окружающим миром, на занятиях физкультуры, музыки, рисования, лепки, аппликации; вне занятий – в игровой  деятельности, режимных моментах.

Основные задачи по развитию речи детей старшей группы

1.Воспитание звуковой культуры речи.

Не все дети владеют правильным произношением звуков, особенно шипящих (ж),(ш),(ч),(щ).Для закрепления звуков мы проговариваем скороговорки, чистоговорки, заучиваем стихи, считалки. Также проводим разнообразные игры и упражнения на отработку звуков, например, где находится звук (ж) в слове «железо»

 в конце, начале и в середине слова.

2.Словарная работа

Большое внимание уделяем развитию умения обобщать, сравнивать, противопоставлять.

-например, каким обобщающим словом можно назвать  предметы :кружка, тарелка, чайник (посуда)

-подобрать синоним ,например, к слову «смелый» (храбрый)

-подобрать антоним, например, к слову «большая» (маленькая)

3.Формирование грамматического строя речи

-подбираем родственные слова, например со словом «желтый» (желтые цветы, листья желтеют)

-образовываем слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, например, берёза-берёзонька, сказка-сказочка

-формируем умение различать смысловые оттенки глаголов (например, бежал-забежал-подбежал) и прилагательных(умный-умнейший, хороший-хорошенький)

-формируем умение правильно согласовывать прилагательные в роде, числе и падеже (например, много новых ботинок ,красивых чулок и носков)

4.Для развития связной речи формируем у детей умение:

-составлять рассказ по картине, об игрушках

-сочинять рассказы из личного опыта

-формируем у детей  умение к пересказу сказок , рассказов

-используем специальные речевые ситуации для формирования умения подбирать точные слова ( например, если часто идет дождь, небо затянуто тучами, дует холодный ветер, то какими словами можно сказать о погоде ?(дождливая, холодная, пасмурная)

Уважаемые родители, вот несколько правил, выполнение которых поможет вам, развивать речь своего ребенка в домашних условиях без особых затруднений.

1.Старайтесь больше разговаривать со своим ребенком, задавайте вопросы и старайтесь, чтобы он на них отвечал как можно более подробно.

2. Учите ребенка правильно строить предложения, делая их распространенными.

3. Если ваш ребенок говорит не правильно, не ругайте его за это, а просто повторите фразу, акцентируя внимание своего ребёнка на правильности высказывания.

4. Если у вас ребенок «почемучка» - старайтесь отвечать на его вопросы полным ответом. Для того чтобы ребенок быстрее запомнил все вами сказанное, покажите ему картинки, прочитайте детскую энциклопедию или посмотрите вместе познавательный фильм данной направленности, а в конце услышанного, прочитанного или увиденного - задайте ему встречные вопросы.

5. Развитие речи ребёнка напрямую зависит от развития мелкой моторики, так как центры головного мозга, отвечающие за речь и движение пальцев расположены в непосредственной близости друг к другу.

Для того  чтобы у ребенка хорошо развивалась речь – играйте с ним: попросите перебрать крупу, разобрать пуговицы по цвету, размеру, обрывайте, сминайте, скатывайте бумагу, рисуйте пальчиками, лепите, вырезайте и т.д.

6. Ограничивайте время проведения ребенка за компьютером и просмотром телевизора, лучше вместе с ним заняться прочтением художественной литературы или просмотром иллюстраций, ведь все это приучит его быть усидчивым.

 Уважаемые родители! Мы подготовили для вас вот такие Памятки по развитию речи дома

Для того, чтобы полученные в детском саду знания  закреплялись в семье, мы рекомендуем использовать дома, по дороге в детский сад речевые игры, которые не требуют особой подготовки взрослого.

2-й слайд

Ведь игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в игре ребенок постигает все новое. Для достижения результата, надо чаще играть с ребенком в игры, развивающие речь, фантазию, мышление. Для того чтобы в домашних условиях проводить занятия по развитию речи ничего специально не нужно организовывать. Неисчерпаемый материал могут  предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки.   Для достижения результата надо заниматься не меньше 3-х раз в неделю, а лучше ежедневно по 15-20 минут.  

Давайте поиграем в те игры, в которые мы играем в детском саду и которые вы можете использовать дома для развития речи ребёнка.

3-й слайд Игра «Назови ласково»

Нужно образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов

Кастрюля-кастрюлька, вилка-вилочка, тарелка-тарелочка, кружка-кружечка.

4-й слайд Игра «Четвёртый лишний»

 

Нужно указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

5-й слайд Игра «Что из чего»

  Взрослый сообщает: У нас много посуды. Они сделана из разных материалов. Давай расскажем, из чего бывают предметы посуды.

 - Кастрюля из металла (какая?) – металлическая.

 - Кружка из фарфора (какая?) – фарфоровая

-Кувшин из глины (какой?)-глиняный

-Стакан из стекла (какой?) -стеклянный

6-й слайд Игра «Сколько  слогов в слове»

Нужно определить  количество слогов в слове

 Я буду произносить слово, а вы, хлопая в ладоши, делить слово на части.

Кастрюля, чайник, стакан, нож, тарелка, кружка

7-й слайд Игра «Отгадай ка!»

1.Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…

2.Будет вкусная еда
С золотою коркою,
Если пользуешься ты…
Верно, сковородкою!

3.Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»

4.Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.

5.Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река.

6.Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.

Кастрюля, сковорода, чайник, ложка, тарелка, нож

8-й слайд Внимательно рассмотри рисунки.

В этом задании нужно составить рассказ по картине, рассказав, что было сначала, а что потом.

9-й слайд Назови

- второй звук в слове УТКА -  

- последний звук в слове  ПАЛКА -

- первый звук в слове  СУП –

Уважаемые родители, большую часть дня дети слышат речь педагогов, а придя вечером домой - родителей. И если ваша речь звучит грамотно, то и ребенок будет стараться копировать ее.  В нашей группе есть картотеки игр по развитию речи, вы можете с ними познакомиться в уголке для родителей. Мы надеемся, что эта информация будет  полезной и познавательной для ваших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей в детском саду

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно расте...

Развитие речи детей в детском саду и дома.

Родительское собрание в нетрадиционной форме о том , как развивать речь детей дома....

круглый стол для воспитателей на тему:"Речь воспитателя- основной источник развития речи детей в детском саду"

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником этих знаний выступает воспитатель. Дети дошкольного возраста...

Родительское собрание в первой младшей группе « Развитие речи детей в детском саду и дома»

Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей раннего  возраста...

Речь воспитателя - основной источник развития речи детей в детском саду

Какие требования предъявляются к речи воспитателя?...

Сказкотерапия для развития речи детей в детском саду.

Чтение детям сказок – это одна из составляющих полноценного воспитания, чем активно пользуется большинство родителей. Ребенок учится представлять в уме образы героев, что положительным образом с...

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей в детском саду и дома»

Семинар-практикум для родителей«Развитие связной речи детей в детском саду и дома»...