Статья для родителей Тема:" Роль семьи в формировании у детей желания и потребности в здоровом образе жизни"
статья (подготовительная группа)
Предлагаю Вашему вниманию статью на очень актуальную тему в нашей непростой современной реальности.
Это тема раскрывает взаимосвязь здоровья ребенка и образа жизни родителей. Заставляет задуматься о самых важных ценностях в воспитании и развитии детей от рождения до их
сознательного возраста.
Здоовье ребенка - это основная ценность, благодаря которой возможно формирование и развитие будущей личности и как следствие желание ребенка стать успешным,
здоровым, независимым, уверенным в себе, в собственных силах и своих возможностях, способствующих стать разносторонне развитым человеком.
"Счастливый ребенок - это, прежде всего, здоровый ребенок, и только потом уже умеющий читать, писать и играть на скрипке"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 21
Приморского района Санкт-Петербурга
Статья для родителей на тему:
«Роль семьи в формировании у детей желания и потребности в здоровом образе жизни».
Подготовила воспитатель
Кривенко Татьяна Алексеевна
Санкт-Петербург
2022
«Роль семьи в формировании у детей желания и потребности в здоровом образе жизни».
В современном мире скоростей, глобальной компьютеризации, научно-технического прогресса мы очень мало времени уделяем своему здоровью.
Что же такое здоровье – бесценное сокровище не только для каждого отдельного человека, но и общества в целом. Крепкое здоровье помогает каждому из нас осуществлять свои планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Все мы с вами желаем быть сильным и здоровыми, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость духа и тела, оставаться энергичными долгие годы. Эта главная ценность жизни.
Здоровье нельзя купить, ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать, заботиться о нем и преумножать с самого раннего возраста. Поэтому основная роль и значение семьи в воспитании и умении грамотно показать весь смысл и важность такого богатства как здоровье.
Семья обеспечивает и формирует духовное и физическое развитие, поддерживает психосоциальный рост и развитие каждого из своих членов, дает им чувство социальной защищенности, принадлежности к общечеловеческой культуре, образует фундамент для создания внесемейных отношений и связей.
Дети — это наше продолжение и смысл жизни. Одна из основных обязанностей и очень важных задач, стоящих перед родителями - научить соблюдать социально-этические нормы поведения и стремиться вести здоровый образ жизни, воспитывать в детях ответственное отношение к своему здоровью и бережное отношение к окружающему миру.
Тихая полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие хорошо плавать. Впереди – огромный водопад. Неожиданно течение подхватывает и уносит детей. Они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение и учить их плавать. Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего укреплению и сохранению здоровья. Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. И рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой, с постоянным ростом нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии, но и с нежеланием родителей вести здоровый образ жизни.
Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического, эмоционального и социального благополучия. В результате у детей формируются вредные привычки, от которых избавиться бывает очень трудно.
Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Задача родителей - донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья. Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером. Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.
К Факторам риска, ухудшающие здоровье детей относятся: вредные привычки; некачественное, нерегулярное и несбалансированное питание; неупорядоченный режим дня; умственная и психоэмоциональная нагрузка, гиподинамия; нерациональное чередование разных видов деятельности (учебной, игровой и трудовой) в режиме дня. В результате упомянутых выше причин здоровье современных детей оставляет желать лучшего.
У большинства населения нашей страны, в том числе и у детей дошкольного возраста, недостаточно сформировано положительное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, слабо привиты навыки здорового образа жизни.
Основы физического и психического здоровья ребенка, первоначальные навыки здорового образа жизни формируются еще в детские и юношеские годы. Поэтому азы здорового образа жизни необходимо начинать закладывать с младшего возраста ребенка и воспитывать это желание заботы о своем здоровье до его осознанного возраста. Это возможно только путем активного участия самих родителей.
Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей очень важен для ребенка.
Мощным источником формирования здорового образа жизни детей является физическая культура, режим и сбалансированное питание. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность. Для вовлечения детей в занятия физической культурой используются разнообразные приемы, техники и методы.
Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой рождается и воспитывается ребенок.
Здоровье – это основной источник успеха, красоты и стремления к своей цели.
Роль воспитателя состоит в правильной организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка посредством соблюдения режима дня. В ходе совместной работы с детьми и родителями, воспитатель выстраивает грамотный обучающий процесс закладывающий фундамент знаний и культуры поведения, основ безопасности и КГН, что способствует и формирует у ребенка стремиться к здоровому образу жизни.
Роль родителей заключается в совместной и грамотно выстроенной коммуникации с педагогом, стремиться закреплять и преумножать полученные знания путем личного примера и желания развивать мировоззрение своего ребенка, основываясь на рекомендациях от педагогов. Важнейшая задача родителей выстроить алгоритм сохранения и приумножения здоровья ребёнка при поддержке педагогов детского сада и иных образовательных учреждений. Очень важно научиться слушать и принимать помощь при конструировании природосохраняющей и культурнообразовательной модели поведения ребенка, в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов детского сада в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребёнка, активном участии в поддержании культурных традиций детского сада. Это значит, что важным условием успешной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию у них потребности в здоровом образе жизни является и то,что "здоровый образ жизни" должен стать стилем жизни окружающих его людей, т.е. педагогов и родителей.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом, сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологическая перегрузка, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое количества времени и внимания своему ребёнку.
Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в детском саду, а в дальнейшем и в школе. Поэтому детский сад оказывает существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического, умственного и психологического здоровья ребёнка.
Пути решения таковы:
- постоянная связь родителей с педагогами детского сада, а именно с инструктором по физической культуре, воспитателями, логопедом и психологом, чтобы знать о проблемах или успехах своего ребенка.
Для этого очень важно общаться с воспитателями ребенка и стараться соблюдать и выполнять их рекомендации.
- совместное участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых дошкольным учебным заведением в качестве участников, помощников организаторам и конкурсному жюри;
- совместное посещение спортивных соревнований.
Родительские установки появляются еще задолго до рождения ребенка. Воспитание детей - это огромный труд, огромное счастье, огромная любовь, постоянный поиск решений и сомнений.
Какими качествами должны обладать хорошие родители? Прежде всего, у ребенка должна быть уверенность в том, что родители его любят и заботятся о нем.
Родительская любовь - источник и гарантия эмоционального благополучия, ласки и духовного здоровья ребенка, а в дальнейшем и уверенного в себе взрослого человека, а значит и здорового общества.
К сожалению, родители не всегда умеют выразить свою любовь к ребенку. Все отклонения в эмоциональной сфере и поведении ребенка чаще всего обусловлены дефицитом родительской любви и внимания. Не надо бояться испортить ребенка проявлениями любви, наоборот, надо постоянно внушать ребенку уверенность в ее постоянстве, а для этого нужен постоянный тактильный, участвующий, психологический контакт с ним.
Контакт осуществляется в результате взаимодействия, диалога с ребенком, стимулирующего его активность в процессе воспитания. Родители должны пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях и самосовершенствованиях.
Другим важным правилом общения родителей и детей является принятие ребенка таким, каким он есть - признание права ребенка на индивидуальность, непохожесть, в том числе и на родителей. Важно уважать ребенка как личность и корректировать его недостатки не критикой, а помощью и поддержкой. Очень важно хвалить и поощрять положительные качества и особенные таланты своего ребенка. Любить ребенка надо не потому, что он хороший, а потому, что он есть, любить такого, какой он есть и несмотря ни на что. Психологами доказано, что успешность воспитания прямо связана с уровнем личности родителей, богатством и гармонией внутреннего мира взрослого. Поэтому процесс воспитания - это всегда процесс самовоспитания, самодисциплины, саморазвития и личностного роста родителей.
«Дети – это цветы жизни, и какими они будут, зависит от нас с вами!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни посредством развития двигательной активности.
Мы часто повторяем: «Движение – это жизнь». Но движение – это и огромная радость, которая появляется от удовлетворения естественной потребности человека в движениях, от познания окружающего мира, от с...
"Формирование у детей дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни"
Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с раннего детства. В современных условиях всё уск...
Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через Олимпийское образование
В статье раскрываются основные формы, методы, средства олимпийского образования дошкольников...
Формирование у детей 2-3 лет привычек здорового образа жизни
Формирование у детей 2-3 лет привычек здорового образа жизни...
"Формирование у детей старшего дошкольного возраста привычки здорового образа жизни".
Формирование у детей дошкольного возраста привычки здорового образа жизни. ...
Взаимодействие с семьей по формированию у старших дошкольников, ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания.
План по самообразованию...
Обеспечить согласованность и преемственность в сохранение и укрепление здоровья детей посредством воспитания потребности в здоровом образе жизни и формирования навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях в детском саду и семье
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях....