Образовательная область "Речевое развитие"
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Речевое развитие»
Дивишься драгоценности нашего языка: что не звук, то и подарок…
Н.В.Гоголь
В мире интернета и разнообразных гаджетов мы забываем самый главный дар в нашей жизни – родную речь. Маленькому человеку в эпоху огромного потока информации сложно постигать «уроки» родного языка, когда родители, вручив телефон, с компьютерными играми и мультфильмами сомнительного содержания, ограничивают его в общении. Знакомство с великим даром – речью ребёнок начинает в семье. Дефицит общения можно восполнить посещением детских учреждений, где опытные педагоги помогут малышу и его родителям.
Цель речевого развития: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте ДО речевое развитие в себя включает:
- овладение речью, как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- знакомство с книжной культурой. Детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Правильная, хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче словарный запас ребёнка, чем грамотнее его речь, тем ему легче сформулировать свои мысли, интереснее высказывания, тем больше возможностей в познании окружающего мира, тем активнее его психическое развитие. Развитие речи влияет не только на успехи в обучении грамоте, чтению, но и на социальную адаптацию и даже на формирование характера ребёнка.
Существуют различные методы развития речи, которые используются не только для осуществления организованной образовательной деятельности, но и в любом режимном моменте.
- Наглядные методы:
- непосредственное наблюдение (в природе, на прогулке, на экскурсии)
- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность, экспонаты музея, игрушки, предметы, картины)
- Словесные методы:
- чтение и рассказывание художественных произведений;
- заучивание наизусть;
- пересказ;
- работа по мнемотаблицам (описание картин, предметов)
- тематические беседы;
- скороговорки, чистоговорки;
- чтение потешек и пословиц;
- ребусы;
- загадывание и придумывание загадок;
- игры с мячом;
- рассуждения;
- решение проблемных ситуаций
- Практические методы:
- дидактические игры
- пальчиковые игры;
- игры – драматизации;
- инсценировки;
- хороводные игры;
- сюжетно – ролевые игры
- ТРИЗ – технологии
Таким образом, используя это многообразие методов, правильно организуя предметно – пространственную среду и педагогический процесс в целом, можно добиться хороших результатов в развитии речи дошкольников. Умение рассуждать, мыслить, свободно высказываться являются для ребёнка залогом успешной учёбы в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Базовый вид образовательной деятельность «Развитие речи» Образовательная область: «Речевое развитие». Лексическая тема: «Продукты питания»
Программные задачи:1. Вспомнить названия бытовых приборов используемых при приготовлении пищи, и знать для чего они нужны. Закрепление использование предлога для.2. Учить проговаривать сло...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Познавательное развитие": образовательный компонент "Развитие математических представлений"
В современном мире появилась проблема вобучении математике дошкольников. Все это происходит из-за стремительно развивающейся науки – математике, которая проникла во все, практически, области наук...
Конспект НОД "Золотая осень" Интеграция образовательных областей: развитие речи, познавательное развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие ( образовательная технология развивающего обучения) .
Аннотация к НОД по познавательно – продуктивной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Золотая осень»Одной из и задач ФГОС является Художеств...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: "Домашние животные".
Обогащать и систематизировать словарный запас; активизировать и закреплять речь по теме: "Домашние животные"; развивать внимание, мышление, память, зрительное восприятие.Задачи:Обр...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»
Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...