Речь - это средство человеческого общения.
материал (младшая группа)

Макарова Наталья Ивановна

Информацию, которую нельзя передавать с помощью органов чувств - понятия, определения. чувства, эмоции, нравы - можно передать только с помощью речи.  Но речь -  это не только средство общения. Это главный инструмент мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

                  Речь – это средство человеческого общения.

Известно, что речь у ребенка развивается, прежде всего, в процессе общения с окружающим. Потому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребенок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи.

   Значение речи в жизни ребёнка огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития. Установлено, что определяющими для развития речи ребенка являются первые 2-3 года его жизни.

   В норме к году кончается доречевой период и начинается развитие речи. Ребенок выражает эмоциональное отношение своеобразными звукосочетаниями, умением произносить первые слоги и 3-4 лепетных слова, часто понятных только матери ребенка. Быстро растет пассивный словарь.

Второй год жизни - критический период развития ребенка. Это период, когда формируются предпосылки речи и начинается развитие речи, развивается потребность в общении.

К 2 годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. Имеет словарный запас минимум в 50 слов, появляется речь простой фразой, понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию (пойди на кухню и принеси чашку).

Речевая активность обычно возрастает между 2 и 3 годами. К 3 годам активный словарь ребенка достигает 250-700 слов, он уже использует предложения из 5-8 слов. Проявлением речевой и интеллектуально активности является период вопросов (почемучки), начинающийся в возрасте 2,5-3 лет.

    Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Родители могут оказать огромное влияние на развитие языка ребенка. Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг. По мнению В. С Мухиной, подражая родителям и близким людям, ребёнок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой семья, формирует у ребёнка тот же тип общения.                                         Общение со сверстниками, прежде всего, возникает в самостоятельной деятельности детей, когда ребенок чувствует себя максимально свободным от условностей. В дошкольном детстве – это происходит в игре, так  как  игра – ведущая деятельность.

   По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, проявление словотворчества.     При правильной организации всей жизни и деятельности ребенка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. Подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, не насыщенности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности. Игра стимулирует общение между детьми, следовательно, и речи. Общение со сверстниками существенно отличается у детей от общения с взрослыми.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с воспитателем. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык - "важнейшее средство человеческого общения".

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

Таким образом, для развития речи ребёнка достаточно традиционных, испокон веку принятых форм общения, - разговор и рассказ, игра, чтение книжек, сказки. Дело состоит не в том, чтобы использовать какие-то новые, специально придуманные развивающие формы общения, а в том, чтобы полноценно использовать то, что хорошо известно. Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители, поэтому он и засыпает их вопросами. Родители должны быть рады бесконечным «как?», «почему?», «зачем?» - это значит, ребенок исследует мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает речевое развитие и владение речью, как средство общения и к

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама.Речевое развитие осуществляется не только через мероприятия речевого цикла, но и через другие виды деяте...

Вежливость - искусство человеческого общения.

Рекомендации для родителей при формировании у ребёнка навыков вежливого поведения....

Комплексный подход в приобщении родителей к формированию связной речи детей средствами активизирующего общения

Данная статья отражает проблему комплексного подхода в приобщении родителей к формированию связной речи у детей средствами общения. Поэтапная работа по совместной организации педагога с родителями....

«Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения»

Цели и задачи:1.      Расширить знания учащихся о культуре общения, о правилах ведения беседы;2.      Воспитывать культуру общения;3....

Язык - важнейшее средство человеческого общения.

требования к речи воспитателя ДОУ. Речь педагога-как образец для ребенка...

Конспект занятия «Игра - викторина «Юные знатоки родной речи»» Совершенствовать навыки правильной речи, обучать владению речью как средством общения и культуры.

   Продолжать учить старших дошкольников играть в развивающие игры; соблюдать правила игры; быть сдержанными; умело отвечать на вопросы воспитателя и отгадывать загадки. Совершен...