Консультация: "Нарушение прав ребенка в семье"
консультация

Шмакова Яна Олеговна

Работа воспитателя  по  профилактике  нарушений прав  ребенка в  семье

Консультация "НАКАЗЫВАЯ, ПОДУМАЙ: «ЗАЧЕМ?!»"

 

 Памятка для родитеелй: Семь правил для всех

 

Признаки жестокого обращения и насилия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narushenie_prav_rebenka_v_seme.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа воспитателя  по  профилактике  нарушений прав  ребенка в  семье

Известный    детский    психотерапевт,    специалист    в    области    детско-родительских отношений А.С. Спиваковская выделяет восемь типов родительской любви.

•        Действенная    любовь     (симпатия,    уважение,    близость).     Формула    семейного воспитания при этом такова: «хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом». Действенная любовь включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.

  • Отстраненная  любовь   {симпатия,  уважение,   но  большая  дистанция  в   общении). Воспитание осуществляется по формуле: «смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним». Родители высоко оценивают ребенка,  особенно  его успехи  или  способности,  но  это  сочетается  с  незнанием  его душевного мира, с неумением помочь ему в его проблемах,
  • Действенная   жалость   (симпатия,   близость,   но   отсутствие   уважения).   Формула такова: «хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю». Для    такого    стиля    характерно    признание    действительных    (а    часто    и    мнимых) отклонений   в   умственном   или   физическом   развитии   ребенка,   в   результате   чего родители    начинают   чрезмерно   его   опекать,    не   веря   в   детские    способности    и возможности, не доверяя ребенку,

•        Снисходительное    отстранение    (симпатия,    неуважение,    большая   дистанция    в общении).   Воспитание   по   принципу:   «нельзя   винить   моего   ребенка  в   том,   что   он недостаточно умен и развит». Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения и т.п.
Они как бы признают за ребенком право на неблагополучие и несчастье и при этом не особенно    стремятся    предотвратить    это,    не    вмешиваются    в    его    дела    и    плохо осведомлены о его переживаниях и внутреннем мире.

•        Отвержение   (антипатия,  неуважение,  большая  дистанция  в  общении).  Подобное отношение встречается достаточно редко, его формула: «ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела». Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.

Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Такое отношение соответствует формуле: «я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим». Родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким «неудачником». Для родителей характерно признание своего бессилия и переадресация ответственности специалистам для «исправления».

•        Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула: «мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!» Родители пытаются строгостью и жестким контролем «переломить» ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако наряду  с   внутренней   убежденностью,   что   их   ребенок   превратится   в   законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.

Отказ  (антипатия, уважение, большая дистанция в общении). Родители живут по формуле:    «я   не   хочу   иметь   дело   с   этим   негодяем».   В   воспитании   преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы «издали следят» за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв: «оградите нас от этого чудовища».

Чаще всего в поведении родителей смешиваются несколько вариантов отношений. Однако можно определить, какая именно установка на данный момент времени стала аля родителей ведущей.

Каковы   же   те   базовые   родительские   установки,   которые   позволяют   реализовать любовные, уважительные и доверительные отношения с ребенком?

ПАМЯТКА

  • Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том,   что  создал  вам  дополнительные  трудности.  Ни  в том,  что  не  дал  ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил эти проблемы.
  • Ваш ребенок — не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
  • Ваш   ребенок   далеко   не   всегда   будет  послушным   и   милым.   Его   упрямство   и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
  • Во многих капризах и шалостях вашего  малыша повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от него того, что он попросту не может вам дать — в силу особенностей возраста или характера. Короче — не желали принимать его таким, каков он есть.
  • Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в вашем малыше. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно, проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказаний существуют.

К самым неправильным, неблагоприятным формам наказания следует отнести физическое воздействие. Однако традиционное представление значительной части родителей, что физические наказания не такое уж большое зло, а во многом даже и благо, довольно устойчиво. Это связано с довольно сильной внешней эффективностью этого метода. Подобным способом можно оказать влияние на кого угодно, а не только на маленького и беззащитного человека. Но все-таки данный вид воспитательного воздействия не эффективен. Почему?

Если родители использовали физическое наказание, когда дети не подчинялись их требованиям, то данное воздействие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения. Ведь в результате подчинился не ребенок, его действиями руководит в этот момент лишь инстинкт самосохранения и животная эмоция страха,

Кроме того, обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют собственное поведение. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлепающая своего ребенка со словами: «Драться нехорошо!» Похоже, что природная склонность родителей — учить на отрицательном примере. Вряд ли малыш поймет, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются его родители, пытаясь доказать ему неправоту или добиваясь послушания.

К физическим наказаниям не следует прибегать еще и потому, что обычно после них ребенок ведет себя по-другому только в присутствии того человека, который его наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребенке действительно моральное поведение — способность постлать правильно исключительно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то ставит условия.

Заметим, что речевая агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, малоэффективна, и ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками.

Весьма распространенной формой наказания являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование ребенка, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителями: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться. Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять ее нужно крайне осторожно и только очень короткое время.

Действенность такого наказания зависит от отношений до его применения. Если между ребенком и родителями существовали отношения подлинной близости, взаимоуважения, любви и доверия, то такой метод может быть использован.

Если же всего   этого   не   было,   то   подобное   наказание   абсолютно   ничего   не  даст      временная утрата любви имеет смысл тогда,  когда есть что терять. Нельзя в качестве наказания оставлять маленьких детей дома одних или угрожать, что мама уйдет.

Запрет. Довольно часто, в силу ограниченности собственного опыта ребенка, родители вынуждены запрещать что-то - прежде всего для предотвращения того вреда, который он может нанести самому себе или окружающим. Запрет должен опережать совершение неправильного поступка или быть немедленной на него реакцией. Очень важно в таких случаях контролировать речевые высказывания, ограничиваясь кратким замечанием «нельзя!» и отказываясь от развернутой аргументации, почему именно нельзя. Лучше показать свое неудовольствие мимикой, жестом, выражением лица. Тогда постепенно ребенок научится понимать, какие поступки вызывают эмоциональную поддержку родителей, а какие — нет. Опережающий запрет должен быть лаконичным и точным.

Довольно распространенным наказанием в семье является наказание «естественными последствиями», состоящее в лишении ребенка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т.п.). Такой метод может привести к успеху, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора, Понятно, что применение данного воспитательного воздействия возможно лишь с определенного возраста, когда ребенок в принципе способен установить связь между своим проступком и наказанием. Поэтому целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного для ребенка события. Применяя наказание «естественными последствиями», нельзя лишать ребенка того, что необходимо для полноценного развития; еды, свежего воздуха, общения со сверстниками. Хорошо, если данный тип наказания принимает вид распространяемого на всех в семье правила: намусорил — сам убери, испачкал — сам приведи в порядок и т.п.

Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний, Но следует помнить слова знаменитого Януша Корчака; «Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний».

НАКАЗЫВАЯ, ПОДУМАЙ: «ЗАЧЕМ?!»

Семь правил для всех

  1. Наказание  не должно  вредить  здоровью - ни  физическому,  ни  психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать...
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — НЕ наказывайте. Даже если уже   поняли,   что   обычно   слишком   мягки,   доверчивы   и   нерешительны.   Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

3. За   один   раз  - одно.   Даже   если   проступков   совершено   сразу   необозримое множество,  наказание  может быть суровым,  но только  одно,   за все  сразу,  а не по одному — за каждый. Салат из наказаний — блюдо не для детской души!

Наказание -  не за счет любви, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.
Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.

 5. Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

  1. Без унижения.  Что бы ни  было,  какая бы ни  была вина,  наказание не должно восприниматься   ребенком    как   торжество    нашей    силы    над   его   слабостью,    как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
  2. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения...

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

Основным   правовым   документом,   защищающим   ребенка   от  жестокого   обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка, которая устанавливает тридцать восемь прав, в том числе ряд прав, связанных с процессом получения образования.

ПАМЯТКА

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  • признание    права    каждого    ребенка    на    уровень    жизни,    необходимый    для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
  • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
  • защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

•        меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:

•        за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106—136);

  • за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150—157).
    Семейный Кодекс РФ гарантирует:
  • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
  • право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
  • меру «лишение родителей родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
  • немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

Закон РК «О защите прав детей» гласит:

•        «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены» (ст. 14).

По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

Чаще всего дети, подвергающиеся жестокому обращению, ни с кем не делятся своими переживаниями, скрывают побои и телесные издевательства. Они, как правило, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, замыкаются в себе, недоверчивы, реже — агрессивны.

Наблюдательный взрослый по определенным внешним признакам может предположить наличие насилия над ребенком. Подчеркиваем, что для этого важен не какой-то один признак, а их сочетание.

Перечислим общие и конкретные признаки, которые должны привлечь внимание и насторожить педагога.

Признаки жестокого обращения и насилия

  • Ребенок    плохо    развивается:     его    психическое    и    физическое    развитие    не соответствует возрасту.
  • Ребенок   неухожен,   неопрятен,   плохо   пахнет.   Он   апатичен,   часто   плачет   или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет.
  • Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.
  • У    ребенка    могут    быть    проблемы    с    обучением    из-за    плохой    концентрация внимания, несобранности, усталости, недосыпания.
  • Ребенок   проявляет   отрицательное   отношение   к  собственному      злу,   вплоть   до причинения себе телесных повреждений.
  • Он отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны.
  • Для него характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов.  
  • Ребенок  явно  испытывает  враждебность  или   чувство   страха  по  отношению   к знакомому взрослому.
  • Он проявляет сильную реакцию испуга или отвращения на физический контакт с определенным взрослым.
  • Судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара).
  • Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех.
  • Он демонстрирует не соответствующее возрасту «взрослое» поведение, рационален, интересуется вопросами секса.
  • Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми.

•        К   вышеперечисленным   признакам   могут  также   добавиться   проблемы   со   сном, боязнь темноты, энурез.

Еще раз подчеркнем: каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или насилию (в том числе и сексуальному). Однако, если они проявляются в том или ином, сочетании, педагогу следует обратить на это внимание.

Что еще может предпринять педагог, если он подозревает жестокое обращение с ребенком? Прежде всего, нужно постараться завоевать его доверие, наблюдать за поведением, обращая особое внимание на выделенные выше признаки. Обязательно нужно вступить в контакт с родителями, побеседовать, высказав свою озабоченность поведением их ребенка в детском саду. Побывайте у ребенка дома, посмотрите, в каких условиях он живет, постарайтесь установить социальные контакты семьи. Если у ребенка есть братья или сестры • постарайтесь также установить контакт и побеседовать с ними, При необходимости узнайте, какой детский сад ребенок посещал раньше, и свяжитесь с ним.

В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам;

  • ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
  • на некоторое время вы становитесь доверенным лицом для ребенка;

•        решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.
Как себя вести педагогу, если ребенок рассказал ему о случае жестокого обращения или насилия (в том числе и сексуального)?

Основой доверительных отношений являются проявления уважения, открытое общение между педагогом и детьми. Именно благодаря этому педагог может стать тем человеком, которому ребенок откроет свою тайну — например, расскажет о случае насилия или жестокого обращения. В этом случае педагогу необходимо иметь в виду следующее.

ПАМЯТКА

•        Ребенку потребовалось большое мужество,  чтобы сделать этот шаг и поделиться своей тайной. За это его надо обязательно похвалить. Так он сможет почувствовать, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме. Имейте в виду, что вы травмируете ребенка, проявляя сомнения в правдивости его слов.

  • Нельзя показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение).
  • Воздержитесь  от  обвинений   в   адрес  человека,   совершившего  проступок.   Часто ребенок, несмотря ни на что, любит его и эмоционально к нему привязан.
  • Отнеситесь с пониманием к тому, что у ребенка могут быть чувства вины и стыда, но не укрепляйте в нем этих чувств.
  • Никогда не просите ребенка сохранить в тайне ваш разговор. Но проявите Понимание, если он попросит сохранить тайну.
  • Объясните, что существует возможность прекратить случаи насилия и жестокости с помощью других людей и что это нужно сделать как в интересах самого ребенка, так и того взрослого, о котором идет речь.
  • Может быть, допустимо и промежуточное решение, например: «Давай вернемся к этому разговору через некоторое время, а пока он останется между нами».

•        Держите обещание о сохранении тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что Дальше   ребенку   в   таком   положении   оставаться   нельзя.   В   этом   случае   его   надо поставить в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Имейте в виду, что вы являетесь единственным взрослым, который знает, что происходит с ребенком. Вы несете ответственность за него и если не в состоянии помочь ему сами, то должны обратиться за помощью к другим (медикам, психологам), Может так случиться, что ребенок расскажет о своей тайне не педагогу, а детям, тогда лучше всего занять следующую позицию:

  • реагировать как можно более нейтрально  (не проявлять своих чувств,  не давать оценок случившемуся);
  • дать понять, что проблему ребенка поняли  («Молодец, что ты рассказал о таком событии, это очень важно»);

•        оградить   ребенка   от   реакции   других   детей   («Это   сложная   проблема,   и   мы постараемся ее решить вдвоем»);

•        уделить ему максимум внимания.

Какие действия должен предпринять педагог в случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых?

Ребенок может стать жертвой насилия со стороны незнакомого взрослого. Тогда не только он сам, но и его родители нуждаются в помощи. Безусловно, оказание такой помощи требует (особенно, если это сексуальное насилие) специальной подготовки, медицинской экспертизы. Педагоги не могут и не должны брать на себя такую ответственность.

Если в трагедии, происшедшей с ребенком, родители не виноваты, то они сами пережили шок и находятся в растерянности. К тому же ситуация может быть очень деликатной и родители хотят сохранить все в секрете от соседей, родственников, других детей.

В случае, если ребенок стал жертвой насилия со стороны незнакомого взрослого, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей педагогу может потребоваться помощь и совет профессионалов из специальных служб и центров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика нарушений прав ребенка в семье

исследования показывают, что дети, права которых нарушаются в семье, обычно испытывают те или иные сложности....

"Права ребенка в семье" - консультация для родителей

Ребенок в семье имеет право:на общение и уединение;самовыражение;самоутверждение;уважение чести и достоинства;выбор друзей;выборе форм досуга;обсуждение и участие в решении семейных проблем...

Проект «Работа с родителями по защите прав ребенка в семье»

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.В ДОУ нужно вести правовое просвещение родителей, выявлять группы семей р...

«Соблюдение прав ребенка в семье»

Советы родителям о соблюдении прав ребенка в семье....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ" «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения ...

Права ребенка в семье

АКТУАЛЬНОСТЬАктуальность темы «Права ребенка в семье» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. обладая всеми основными правами, требуют по отношени...