Диагностика нарушений прав ребенка в семье
статья на тему
исследования показывают, что дети, права которых нарушаются в семье, обычно испытывают те или иные сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_narusheniy_prav_rebenka_v_seme.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика нарушений прав ребенка в семье
Диагностика проводится в три этапа. 1-й этап. выявление детей, имеющих те или иные пси хологические проблемы.
Практика, а также многочисленные исследования показывают, что дети, права которых в семье нарушаются, обыч но испытывают те или иные сложности в адаптации. Им трудно учиться, они неорганизованны, агрессивны, неурав новешенны. Для них характерны частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми, воровство. Метод проведе ния диагностики — экспертная оценка. В роли экспертов выступают воспитатели.
Многочисленные отечественные и зарубежные психо логические исследования показали, что права детей чаще нарушаются в семьях, живущих в тесноте. Излишняя ску ченность порождает большую нервозность у всех членов се мьи.
Низкие доходы сказываются на реализации права ребен ка на образование и индивидуальное развитие его способно стей. К тем же результатам приводит и невысокий образо вательный статус родителей.
Отсутствие отца — источника уверенности и авторитета, создает предпосылки к формированию у ребенка таких черт характера, как агрессивность по отношению к взрослым, недисциплинированность, асоциальность. А это, в свою оче редь, может провоцировать ответное поведение матери, не справляющейся с ребенком.
Отмечается также снижение среднего интеллектуального уровня при увеличении числа детей в семье. Исследования показали, что, хотя члены больших семей обычно вниматель нее друг к другу, сплоченнее, заметнее ориентированы на се мейные ценности, тем не менее отношение родителей к де тям становится более однообразным, мало учитываются их индивидуальные потребности и различия между ними. Мно годетные родители редко помогают детям преодолевать труд ности в обучении.
При увеличении размера семьи в первую очередь страдает развитие речи детей. Когнитивное развитие детей, незави симо от их пола, связано с интеллектуальными характерис тиками отца и его авторитарностью в семье.
Итак, при первичном знакомстве с семьей необходимо предложить родителям заполнить анкету, которая отразит г социальные параметры жизни данной семьи и позволит выделить для более внимательного знакомства психолога и педагогов те семьи, у которых есть объективные основания попасть в группу риска. Подчеркнем еще раз, что к числу объективных оснований относятся: тесное жилье, низкие доходы, низкий образовательный уровень родителей, непол нота семьи, многодетность
2-й этап. выявление родителей, нарушающих права сво их ДЕТЕЙ, ТО ЕСТЬ ПРИМЕНЯЮЩИХ К НИМ ФИЗИЧЕСКОЕ ИЛИ ПСИ ХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ.
С этой целью проводится диагностика агрессивности ро дителей, чьи дети испытывают трудности в адаптации, а также выясняются методы воспитательного воздействия, принятые в семье. При приеме детей в дошкольное учреж дение родителям предлагалась следующая анкета для выясне ния их общего отношения к физическим наказаниям.
анкета для родителей
Наказания происходят потому, что...________________________________________
_______________________________________________________________________
• Мне приходится наказывать ребенка, когда он...____________________________
_______________________________________________________________________
• Какие наказания применяли родители по отношению к вам в детстве?
Они могли: дать пощечину; высечь ремнем; шлепнуть по попе; ущипнуть; поцарапать; ударить кулаком; посадить в темное место; поставить в угол; поставить на колени на кру пу; не разговаривать; лишить еды; лишить удовольствий; другие ____________________________________________________
_______________________________________________________________________
• Какие наказания вы применяете по отношению к своему ребенку?
_______________________________________________________________________
• Кто, с вашей точки зрения, наиболее агрессивен в семье ваших родителей?______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
В вашей семье?__________________________________________________________
• Что раздражает вас в вашем ребенке?______________________________________
В жене (муже)? _________________________________________________________
В родителях?____________________________________________________________
В себе самом?___________________________________________________________
Затем родителям, у которых выявилось неадекватное от ношение к использованию физических наказаний, предлагал ся опросник Басса-Дарки (см. приложение). Оригинальный вариант опросника включает 8 шкал, но в данном случае были выбраны только те шкалы, с помощью которых мож но оценить, насколько агрессивны родители.
Шкала 1. Физическая агрессия.
Шкала 2. Косвенная агрессия
Шкала 3. Раздражение.
Шкала 7. Вербальная агрессия.
Всего 44 вопроса.
Время заполнения опросника — 10—15 минут. Время заполнения анкеты 5 минут. И анкета, и опросник Басса-Дарки заполняются всеми членами семьи, систематически занима ющимися воспитанием ребенка. В полной семье методики заполняют оба родителя.
показатели нарушения прав ребенка:
• Высокий балл по любой из шкал опросника Басса-Дарки.
• Констатация факта использования физических наказа ний.
Оценка частоты использования физических наказаний в анкете — 2 балла (что соответствует их применению «в ис ключительных случаях») и выше.
По результатам этой диагностики выделяются те семьи, в которых нарушаются права ребенка.
3-й этап. диагностика особенностей семейного воспи тания И ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ В ТЕХ СЕМЬЯХ, ГДЕ НА РУШАЮТСЯ ПРАВА ДЕТЕЙ.
Здесь используется методика определения родительских установок и реакций ( по методике PARY). Это опросник, включающий 115 утверждений, касающихся семейной жиз ни и воспитания детей (см. приложение).
Время заполнения опросника — 25—40 минут.
Методика PARY, помимо шкал, в которых констатиру ются проблемы родителей, содержит шкалы, позволяющие характеризовать позитивные стороны родительского отноше ния. Поэтому она дает возможность провести многосторон нюю диагностику, выявить не только слабые, но и сильные стороны родителей и провести коррекционную работу с опо рой на эти сильные стороны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушение прав ребенка в нормальных семьях
Иследовательские материалы по нарушению прав ребенка в нормальных семьях....
Роль воспитателя в профилактике нарушения прав ребёнка в семье.
О Роли воспитателя в профилактике нарушения прав ребёнка в семье....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ" «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»
Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения ...
Консультация для родителей: «Нарушения прав ребёнка в семье и их последствия»
Консультация для родителей: «Нарушения прав ребёнка в семье и их последствия»...
Консультация для родителей "Нарушение прав ребенка в семье и их последствия"
Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети...
Нарушение прав ребенка в семье
Консультация для родителей...
Консультация: "Нарушение прав ребенка в семье"
Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семьеКонсультация "НАКАЗЫВАЯ, ПОДУМАЙ: «ЗАЧЕМ?!»" Памятка для родитеелй: Семь...