Проект «Работа с родителями по защите прав ребенка в семье»
учебно-методический материал на тему
Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.
В ДОУ нужно вести правовое просвещение родителей, выявлять группы семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Работа с родителями по защите прав ребенка в семье»
Чернобай Л.Ю.
Заведующий МБДОУ детский сад
общеразвивающего вида № 31
муниципального образования
Абинский район
Краснодарского края
Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает:
- защиту его от всех форм жестокого обращения;
- права на охрану здоровья;
- защиту его права на образование;
- права на игру;
- Права на сохранение своей индивидуальности.
Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.
В ДОУ нужно вести правовое просвещение родителей, выявлять группы семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.
Нарушения прав ребенка в семьях чаще всего связаны с применением унижающих его достоинство и наносящих ему физический ущерб наказаний, в том числе телесных.
Если проанализировать юридическую грамотность родителей детей дошкольного возраста, получается, что лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей не воспринимается как нарушение его прав; только некоторые родители считают, что, оставляя ребенка на несколько часов, уходя из дома по делам, они нарушают тем самым его права.
Большинство родителей справедливо считают, что ударить ребенка - означает нарушить его права. Но все же допускают по попе и даже использование ремня.
Многие родители понимают, что унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Ожидаемые последствия - неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности; родители опасаются, что ребенок вырастет озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм. Некоторые справедливо полагают, что такое обращение приведет к нарушению взаимоотношений ребенка с взрослыми - к неуважению унижающего, потере доверия.
Таким образом, основной вред, который наносит ребенку унижение его достоинства, большинство родителей видят в психологической травме. То есть, родители знают, какими последствиями чревато для ребенка унижение его достоинства. Но, к сожалению, большая часть родителей полностью поддерживает применение телесных наказаний, или считает их допустимыми в отдельных случаях. Но только малая часть телесные и иные унижающие ребенка наказания не приемлет ни при каких обстоятельствах. Они отдают предпочтение разъяснительной работе с детьми на основе взаимного уважения. Итак, даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства - распространенное явление. Но почему же родители прибегают к всякого рода наказаниям? Наверное, так происходит потому, что:
- с ними аналогично поступали в их собственном детстве;
- родители не знают альтернативных методов воздействия;
- не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.
Бесконечные приказания, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания - все эти формы отражают отношение к ребенку всего лишь как к объекту воспитания. Методы субъективного отношения - доброжелательная критика, советы, утешение, обращение указания в шутку, выражение обиды - именно эти формы регулирования отношений можно рекомендовать родителям.
Практика, а также многочисленные исследования показывают, что дети, чьи права в семье нарушаются, обычно испытывают те или иные сложности в адаптации. Им трудно учиться, они не организованны, агрессивны, неуравновешенны. Для них характерны частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и с взрослыми.
Часто права детей нарушаются в семьях, живущих в тесноте. Излишняя скученность порождает большую нервозность у всех членов семьи.
Низкие доходы сказываются на реализации права ребенка на образование и индивидуальное развитие его способностей. К тем же результатам приводит и невысокий образовательный статус родителей. Отсутствие отца - источника уверенности и авторитета, создает предпосылки к формированию у ребенка таких черт характера как агрессивность по отношению к взрослым, недисциплинированность, асоциальность. А это, в свою очередь, может провоцировать ответное поведение матери, не справляющейся с ребенком.
Также средний интеллектуальный уровень снижается при увеличении числа детей в семье. Хотя члены больших семей обычно внимательнее друг к другу, сплоченнее, заметнее ориентированы на семейные ценности, тем не менее, отношение родителей к детям становится более однообразным, мало учитываются их индивидуальные потребности и различия между ними. Многодетные родители редко помогают детям преодолевать трудности в обучении.
Взаимодействие с семьей имеет очень большое значение для ребенка-дошкольника. Семья для дошкольника - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. Сотрудничество с семьей предполагает решение задач оказания помощи родителям через индивидуальные и фронтальные занятия, используя традиционные и нетрадиционные формы, активизируя и обогащая воспитательные умения родителей. Индивидуальные формы (беседы, консультации, приобщение родителей к жизни в детском саду) важны для оказания помощи семьям разного типа, помогают выявить потребности родителей, заинтересовывают родителей в предстоящей фронтальной работе, в получении необходимой помощи у специалистов и т. д. Наиболее распространенными в сотрудничестве с семьей являются беседы. Беседа является наиболее благополучной и результативной возможностью воспитателя убедить родителей в особенности своей педагогической позиции. Каждая беседа индивидуальна, она зависит от конкретных людей, от конкретных ситуаций.
Фронтальные формы.
- традиционные родительские собрания, на которых обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы;
- семинары-практикумы формируют педагогическую рефлексию и позицию;
- занятия тренингового характера, основная цель - помочь родителям правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком;
- вечера вопросов и ответов;
- заседания круглого стола;
- проведение совместных праздников, на которых родители не пассивные зрители, а активные участники: готовят номера, выступают вместе с детьми.
Нетрадиционные формы построены по типу развлекательных программ, направленные на привлечение внимания родителей к детскому саду, на установление неформальных контактов. Родители могут лучше узнать своего ребенка. Эти формы сокращают эмоциональную дистанцию («Поле чудес», «Кубанские посиделки», конкурсы знатоков, педагогический случай, «Папа, мама, я - спортивная семья» и т. д.). В системе работы педагогов важно использовать все формы работы, при этом главное - содержательная сторона, а не увлечение увлекательностью. Выбор форм работы с каждой семьей зависит от профессионализма, компетентности и индивидуальности воспитателя и родителей, и принадлежит самому педагогу, с одной стороны, а также зависит от потребностей и желаний родителей, с другой.
В приведенной ниже таблице предлагается вариант распределения функций между разными специалистами и службами образовательного учреждения в работе по защите прав ребенка в семье.
Должность, служба | Функции | Примечания |
Заведующий ДОУ | Информационная - разъяснение родителям и педагогам юридического аспекта проблемы нарушения прав маленького ребенка | Знакомит всех родителей и педагогов с Конвенцией о правах ребенка. Формы работы разные |
Старший воспитатель | Координирующая Диагностическая по психологическим факторам и последующая коррекционная. Мониторинг психологического состояния детей группы риска. | Получает запросы от психологов и педагогов, дает соответствующие поручения обеим службам, контролирует качество исполнения Держит в зоне своего внимания: детско-родительские отношения в группе риска; установки и ценности родителей, их |
детский опыт; родительские ожидания и их коррекцию; нарушения супружеских взаимоотношений в семье; родительскую некомпетентность | ||
Медицинская служба | Мониторинг здоровья ребенка | Передает «сигналы неблагополучия» другим службам |
Педагогический коллектив | Формирующая - формирование понимания родительства как необходимого условия личностного роста взрослого человека |
|
Работа с родителями предполагает осуществление двух стратегий, различных по целям и направленности воздействия. Первая - это профилактическая разъяснительная работа со всеми родителями. Вторая - выявление проблемных семей и коррекционная работа с ними.
В работе с родителями могут быть выделены следующие этапы:
ЭТАП | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | Ответственные | ОБЯЗАННОСТИ |
Первичный ознакомительный | Выделение семей группы риска | Заведующий | Собеседование, Сбор анкет. Разработка и обработка анкет |
Общепрофилактический | Проведение общепрофилактических мероприятий для всех родителей по каждой группе. Создание у родителей представления о педагогически целесообразном и психологически грамотном стиле общения с ребенком данного возраста, принятом в детском саду. Утверждение ценностей гуманистической педагогики в данном педагогически-родительском сообществе | Воспитатели Ст. воспитатель | Оформление наглядной агитации. Составление памятки для родителей. Выступление на родительском собрании. Планирование работы на год. Подбор видео, литературы, знакомство с новинками психолого-педагогической литературы. |
Работа с подгруппой риска | Коррекция родительских установок и выявление глубоких индивидуальных проблем семьи | Воспитатели | Организация групповых дискуссий. Тренинги родительской эффективности. Отслеживание поведения ребенка, текущее педагогическое консультирование |
Индивидуальная работа | Индивидуальная работа с родителями, семьями | Проведение сеансов семейной терапии | |
Рефлексивный | Обсуждение изменений взаимоотношений в семьях | Организация групповых встреч | |
Интегративный | Совместные собрания, праздники для всех родителей группы с акцентом на интеграцию семей группы риска в сообщество родителей | Воспитатели | Организация совместной деятельности детей и родителей |
Планирование перспектив | Совместно с родителями планирование работы на будущий год | Воспитатели | Проведение групповых обсуждений планов |
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, НАРУШАЮЩИМИ ПРАВА ДЕТЕЙ
Матерей и отцов этой группы не следует сразу выделять из общей массы родителей, которые водят своих детей в ту или иную возрастную группу. Сначала необходимо познакомить всех родителей с представлениями современной возрастной психологии о значимости периода дошкольного детства, ранимости детской психики, возможных последствиях жестокого или грубого обращения с ребенком дошкольного возраста.
Затем нужно дать возможность родителям сравнить собственный опыт и взгляды с позицией других родителей, использующих в воспитании своих детей методы и приемы, не травмирующие психику ребенка. Наиболее целесообразно сосредоточиться на разговоре о проблеме наказаний и отношение к агрессивному поведению вообще. Только после этого имеет смысл выделить группу риска для проведения дальнейшей работы. Работу можно представить в виде дискуссионных занятий. Занятия преследуют цель изменить способы воздействия родителей на своего ребенка. Ключевой момент, отражающий низкую родительскую компетентность, является проблема поощрений и наказаний. Родителей необходимо познакомить с тем, какова связь между характером дисциплинарных воздействий и детским характером.
Меры дисциплинарных воздействий делятся на три группы:
- Использование власти и принуждения, которое предполагает насилие. К этой группе относятся приказ, жесткий контроль, физические наказания.
- Индуктивные методы, предполагающие похвалу, обоснование выдвигаемых требований, объяснение ребенку последствия его действий и поступков.
- Лишение родительской любви - игнорирование ребенка, неприятие его, выражение разочарования его поведением; дошкольника наказывают тем, что перестают с ним разговаривать, его не замечают, говорят о нем в третьем лице.
В принципе, практически все родители осознают травмирующий характер наказаний, связанных с принуждением и насилием, но все же их используют. Необходимо установить в сознании родителей связь этих форм воздействия с конкретными чертами характера и особенностями поведения их собственного ребенка, которые их не устраивают. Некоторые родители часто используют методы третьей группы. Они считают их эффективными и психологически не травмирующими. Однако у многих детей лишение родительской любви вызывает чувство собственной ненужности, одиночества, а у некоторых - ярость и агрессию. Необходимо обучать родителей использовать именно индуктивные методы в управлении поведением ребенка. Одновременно ведется коррекционная работа с детьми, поскольку они привыкают к травмирующим способам общения с ними и иногда уже не воспринимают иных форм взаимодействия. В этом случае может помочь игровая терапия - воспитатель выявляет проблемы и то, как ребенок реагирует на них. Затем следует корригирующая игровая терапия с элементами театрализации, чтобы ребенок на примере разыгрываемых сценок-ситуаций постигал новые для него способы поведения и разрешения конфликтов с взрослыми и сверстниками.
Анкета для родителей
- Наказания происходят потому, что ______________________
- Мне приходится наказывать ребенка, когда он_____________
- Какие наказания применяли родители по отношению к Вам в детстве? Они могли: дать пощечину; высечь ремнем; шлепнуть по попе; ущипнуть; поцарапать; ударить кулаком; посадить в темное место; поставить в угол; поставить на колени на крупу; не разговаривать; лишить еды; лишить удовольствий; другое_____________
- Какие наказания Вы применяете по отношению к своему ребенку?________________
- Кто, с Вашей точки зрения, наиболее агрессивен в семье Ваших родителей?______________
В Вашей семье?____________
- Что раздражает Вас в вашем ребенке?______________
В жене (муже)?________________
В родителях?__________________
В себе самом?_________________
- Ваш возраст и пол_______________
- Возраст и пол ребенка___________
- Ваше образование______________
Опросник для родителей.
Уважаемые родители!
Коллективу нашего ДОУ интересно узнать Ваше мнение по поводу работы педагогов группы. Ваши ответы и пожелания мы используем для совершенствования педагогической работы, но это возможно лишь в том случае, если они будут искренни и обдуманы. Анонимность ответов полностью гарантируется.
Благодарим за сотрудничество.
Если Вы согласны с нижеприведенным суждением, обведите кружком соответствующий номер, если не согласны - зачеркните. Если не знаете, что поставить - поставьте возле номера вопросительный знак.
- Меня полностью удовлетворяет уровень воспитательно-образовательной работы с детьми в нашем ДОУ.
- Я уверен(а) в хорошем отношении воспитателя к детям группы и к моему ребенку в частности.
- Особенно меня привлекает в воспитателях группы их компетентность, умение дать нужный совет, причем сделать это очень тактично и ненавязчиво.
- При необходимости я получаю полную информацию о жизни моего ребенка в группе детского сада.
- При желании, я имею возможность присутствовать в группе в любое время.
- Благодаря помощи педагогов ДОУ мне удалось преодолеть многие трудности в общении с собственным ребенком.
- Посещая собрания, консультации, читая рекомендуемую литературу, я стал(а) лучше разбираться в особенностях детей дошкольного возраста.
Какие вы родители?
- Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
- Говорят ли с Вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
- Интересуются ли дети Вашей работой?
- Знаете ли Вы друзей своих детей?
- Бывают ли друзья Вашего ребенка у вас дома?
- Участвуют ли Выши дети вместе с Вами в хозяйственных делах?
- Есть ли у вас общие занятия и увлечения?
- Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
- Предпочитают ли дети, чтобы во время детских праздников Вы были вместе с ними?
- Бываете ли Вы вместе с детьми в театрах, на выставках, концертах?
- Обсуждаете ли Вы с детьми телепередачи?
- Обсуждаете ли прочитанные книги?
- Участвуете ли Вы в экскурсиях, походах, прогулках?
- Предпочитаете ли Вы проводить вместе с детьми свободное время?
Ключ к тесту
Поставьте себе по два балла за каждый положительный ответ, по одному баллу за ответ «иногда». Отрицательный ответ не принесет вам ни одного балла.
Более 20 очков. У Вас все благополучно в общении с детьми.
От 10 до 20 очков. Отношения с детьми удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Подумайте, что можно и нужно изменить.
Ниже 10 очков. Можно констатировать, что контакт с детьми у Вас не налажен.
Хорошие ли вы родители?
Прочтите внимательно и выберите ответ, соответствующий Вашему поведению. Ваше поведение и Ваше суждение: да, нет, не знаю.
- На некоторые поступки ребенка часто реагируете «взрывом», а потом сожалеете об этом.
- Иногда Вы пользуетесь советом или помощью других лиц, когда Вы не знаете, как реагировать на поведение Вашего ребенка.
- Ваши интуиция и опыт - лучшие советчики в воспитании ребенка.
Дата | Тема | Цель и Содержание деятельности | Вид деятельности |
сентябрь | «Я и мое имя. Что оно означает?» | Рассказать о происхождении имени, отчества, подвести к выводу о том, что имя человеку необходимо и каждый имеет право на имя. | Оформление Панно «Наша группа». Оформление альбомов «Кто я?» |
октябрь | «Моя семья» | Ввести понятие «семья». Познакомить детей с правом на любовь и заботу. | Подготовка рисунков к выставке «Моя семья» |
Ноябрь | «Мои папа и мама любят меня» | Познакомить детей с правом на любовь и заботу родителей» | Праздник детей И родителей «Осенины» |
Декабрь | «Дом, в котором я живу» | Дать понятие «дом», его функции, разные типы жилья. Познакомить детей с правом на неприкосновенность жилья. | Оформление рисунков «Мой дом». Совместное праздничное мероприятие «Новый год». |
Январь | «Будем здоровы» | Дать понятие «здоровье». Беседа о здоровье, почему важно заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, почему важно заниматься физкультурой и закаливаться | Подготовка к выставке рисунков «Как я закаливаюсь». Оформление папки «О пользе закаливания», «Как уберечь детей от заболеваний» |
Февраль | «Жизнь прекрасна» | Знакомство с понятием «жизнь». Сообщение о том, что во всех странах жизнь человека охраняется Законом. | Игры: «Придумай свой счастливый конец сказки «Гуси-лебеди»», «У медведя во бору» |
Март | «Не обижай Меня» | Беседа с детьми о праве на защиту от всех форм насилия и жестокости | Утренник «Женский день 8 Марта» |
Апрель | «Какие мы разные» | Беседа с детьми о праве на индивидуальность, на свое мнение | Д/и: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Где подстерегают опасности» |
Май | «Кому нужно учиться» | Ввести понятие «образование». Беседа о необходимости образования. Знакомство детей с правом на обучение и образование, о преимуществе образованных людей над необразованными | Подготовка к выставке рисунков «Каким я хочу стать» |
Июнь | «Отдых, досуг, развлечения» | Познакомить детей с правом на отдых, досуг, развлечения | Развлекательное мероприятие «Здравствуй, лето» |
- Иногда Вам случается доверить ребенку секрет, который Вы никому не рассказали бы.
- Вас обижает негативное мнение других людей о Вашем ребенке.
- Вам случается просить прощения у ребенка за свое поведение.
- Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
- Вы замечаете между своим характером и характером своего ребенка различия, которые иногда удивляют (радуют) Вас.
- Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи своего ребенка.
- Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если у Вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
- Вы считаете, что до определенного возраста вполне уместно применять иногда физическое наказание (ремень).
- Ваш ребенок именно таков, о каком Вы мечтали.
- Ваш ребенок доставляет Вам больше хлопот, чем радости.
- Иногда Вам кажется, что ребенок учит Вас новым мыслям и поведению.
- У Вас конфликты с собственным ребенком.
- Занятость и усталость могут стать достаточной причиной для отказа Вашему ребенку в просьбе оказать ему внимание.
- Вы знаете о международной Конвенции о правах ребенка.
- Вы считаете, что ребенок нуждается в правовой защите.
Десять заповедей родителей
- Не жди, что твой ребенок будет таким. Как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не думай, что ребенок твой: он Божий.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему: это необратимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки.
- Не унижай!
- Не мучь себя, если не можешь сделать чего-то для своего ребенка, мучь - если можешь и не делаешь.
- Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
- Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация работы с родителями по соблюдению прав ребенка
Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать права других, человек. С детского возраста нужно воспитыв...
Семинар для педагогов "Организация работы в ДОУ по защите прав ребенка и по формированию правовой культуры родителей"
Изложен опыт построения системы работы в ДОУ по формированию правовой культуры дошкольников и их родителей....
Отчет о работе с родителями по теме "Права ребенка"
Фотографии мероприятий, проведенных в группе "Колокольчики", по ознакомлению родителей с правами детей....
Работа с родителями папка-передвижка "Права ребенка"
Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput33.htm...
Консультация для родителей "Проблемы защиты прав ребенка в семье"
Предлагаю консультацию для родителей по защите прав детей....
Памятка для родителей по защите прав и достоинств ребенка в семье. "Я - ребёнок, Я - имею право!"
Памятка составлена для родителей. В ней рассказано как надо себя вести с ребёнком в трудной ситуации, как помочь ему. Можно найти ответ на вопрос "можно ли наказывать ребёнка?" , найти...