Воспитание усидчивости у детей дошкольного возраста
консультация
Консультация для педагогов и родителей. Воспитание усидчивости у дететй дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usidchivost.docx | 49.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание усидчивости у детей дошкольного возраста.
Малыши активно познают мир и постоянно двигаются, поэтому в раннем возрасте им трудно усидеть на одном месте и надолго сконцентрировать свое внимание на определенном действии. Но к 7-летнему возрасту ребенку важно научиться заканчивать начатые дела и некоторое время уделять внимание конкретным предметам, процессам или явлениям. Если ребенок слишком активен и невнимателен, то на этапе подготовки к школе родители начинают переживать о его будущем обучении. Некоторым детям трудно учиться в школе, потому что у них не развита усидчивость.
Усидчивость – это способность сосредотачиваться на определенном виде деятельности в течении нужного времени.
Это очень важное качество для любого человека, оно не дается при рождении. Усидчивость нужно развивать.
Воспитание усидчивости у детей дошкольного возраста является важным фактором подготовки ребенка к школе и его дальнейшей жизнедеятельности в будущем. Без усидчивости невозможно воспитать ответственную и дисциплинированную личность.
По этой причине развитием усидчивости надо начинать заниматься в раннем дошкольном возрасте, тем более, что привить данные качества быстро не получится ни у кого – это процесс длительный и постепенный.
Одной из составляющих усидчивости является внимание. Можно сказать, что эти качества тесно взаимосвязаны друг с другом. Но для усидчивого человека, не достаточно всего лишь быть внимательным. Необходимо уметь контролировать себя, свои действия. Первые проявления внимания – усидчивости появляются в младенчестве. Когда малыш удерживает собственный взор на матери или же на отце наблюдает за перемещением губ, тщательно слушает.
Усидчивость так же означает доведение начатого до конца. А если ваш ребенок начинает играть в игру, читать, рисовать, и бросает все это не закончив, перескакивая с одного дела на другое – это говорит о неусидчивости.
Неусидчивый ребенок дошкольного возраста зачастую доставляет много хлопот своим родителям. Такой ребенок не может долго сидеть и заниматься одним делом. Часто он бросает свои игры и занятия так и не доделав их до конца и уже готов браться за новые
Первые проблемы начинают проявляться уже в начале учебы в школе – неусидчивый ребенок не в состоянии сконцентрировать свое внимание на протяжении всего урока, и естественно учиться ему трудно.
Маленький ребенок не может сам управлять вниманием и контролировать свое поведение, его легко отвлечь, быстро переключить с одного занятия на другое. Внимание малышей непроизвольно, неустойчиво.
- Незрелость нервной системы — кара головного мозга, стволовые клетки, нервные волокна находятся в той стадии своего развития, когда длительные занятия невозможны.
- Аномалии развития — синдром гиперактивности и дефицита внимания, аутизм, дислексия, задержка речевого развития, дисграфия. Очень часто родители относятся позитивно к тому, что ребенок подвижный, считают, что это хорошо. Игнорирую советы педагога обратиться за консультацией к невропатологу.
- Депрессия — это состояние ребенка можно распознать по страхам, повышенной тревожности, капризам.
- Неправильное питание — для нормальной работы мозга ребенку банально не хватает витаминов и микроэлементов.
- Отсутствие познавательной мотивации — ребенку просто неинтересно выполнять какие-либо задания. Возможно, ребенку просто надоели те кубики, в которые вы предлагаете ему играть. Он уже наигрался с этими предметами и не чувствует к ним ни малейшего интереса.
- Педагогическая запущенность – если родители не занимаются со своим ребенком с первого года жизни, его мозг не сможет развиться для учебы к школьному возрасту. Телевизор и мультики не могут развивать мозг, напротив, это негативно отражается на нервной системе ребенка.
- Неуверенность в себе. Когда-то ребенок столкнулся с неудачей. И дальнейшем, не желая сталкиваться с ней снова, не стремится преодолеть эту неуверенность в себе, а убегает от нее. Взрослые не поддерживают его, мало хвалят, когда у него хоть что-то получается.
Поэтому задача родителей помогать детям формировать усидчивость, способность доводить начатое дело до конца в игровой форме. Прежде чем узнать, как научить малыша концентрации внимания и какие упражнения делать для развития усидчивости, нужно учитывать следующие характеристики.
Если ребенок меланхолик, он способен дольше оставаться на одном месте и выполнять монотонные действия.
Если же у малыша темперамент холерика, развивать внимательность нужно немного иначе.
Дети становятся более усидчивыми и внимательными по мере созревания их нервной системы.
В 2-3-летнем возрасте кроха может всецело уделять внимание чему-то одному максимум 15 минут;
В 3-4 года концентрация внимания уже составляет до 25 минут;
В 4-5 лет – до 30 минут;
В 5-6 лет – до 40 минут.
Это важно учитывать, оценивая своего ребенка и организовывая его обучение. Кроме того, интересы в разном возрасте отличаются. Если выбранное занятие будет неподходящим по возрасту, малыш заскучает и непременно захочет прекратить его. Не стоит от трехлетнего малыша ожидать вовлеченность в процесс изучения, например, иностранного языка. Ему больше хочется бегать, играть в конструктор или рисовать.
Чтобы ребенок понимал важность завершения процессов, взрослым необходимо подать правильный пример. В семье должно быть принято завершать все начатые дела.
Дети дошкольного возраста не понимают, почему родители ругают их за проявление интереса к вещам, не имеющим отношения к текущему занятию. Соответственно, попытки воспитать усидчивость «кнутом» не дают ожидаемых результатов, а лишь приводят к развитию стресса у ребенка и усугублению ситуации. Только сохраняя спокойствие, родители могут привлечь внимание малыша и помочь ему преодолеть неусидчивость.
Если вы приняли решение развивать в ребенке усидчивость и приучать его не бросать начатое дело на полпути, они должны понимать, что нужно обязательно избегать недовольства ребенка и конфликтов с ним.
Когда у ребенка что-то не выходит, он конечно хочет бросить начатое и переключиться на другое занятие. Нельзя его за это ругать, помогите вернуть интерес к прерванному делу. Не критикуйте ребенка, сравнивая его с другими детьми (не в пользу ребенка).
Покажите ребенку, как можно решить проблему, объясните, что ошибки допускает каждый человек, когда чему-то учится, и это вполне нормально.
Если ребенок устал, и не желает возвращаться к прерванному делу, не навязывайте его ему. Отложите, но с условием, что позже вы вернетесь к начатому и обязательно все закончите.
УСИДЧИВОСТЬ У РЕБЕНКА 3 ЛЕТ
У маленьких детей концентрация носит непроизвольный характер, малыши обращают внимание только на то, что их заинтересовало. Но к началу обучения в школе необходимо развить у ребенка умение управлять своим вниманием по собственному желанию. И именно в играх происходит проработка этого навыка.
Занятия, которые поспособствуют развитию усидчивости у детей 3 лет, должны проводиться регулярно и длиться не более 10 минут. Перед началом игры следует убрать все отвлекающие факторы – лишние игрушки, мультики.
Для повышения усидчивости помогут различные игры:
- Мозаика. Ребенку понравится собирать из мелких деталей красивое изображение, главное – не ограничивать его фантазию.
- Пазлы плоские или трехмерные. Двухлетние дети способны собирать картинки из 4-6 элементов. В возрасте 3-4 лет можно использовать более сложные пазлы. Понадобится крупная картинка на белом фоне, наклеенная на картон и разрезанная на две, а после три и четыре части. Трехлетки уже справляются с 24-мя элементами и более – при условии, что изображенное на пазлах им нравится.
- Конструктор – с его помощью легко увлечь как мальчика, так и девочку. На первое время подойдут наборы с крупными деталями.
- Лепка, разные техники рисования – ватными палочками, пальчиками, песком, поделки из природных материалов. Если позволить ребенку самому выбрать то, что он хочет делать, скорее всего, он будет увлечен своей работой на протяжении 10-15 минут.
- Игры «Ищем отличия между двумя картинками». Интереснейшее и полезнейшее занятие, которое можно выполнять с листа или на компьютере. При этом важно проговаривать найденные отличия, развернуто комментировать: «На правой картинке у лисенка хвостик поднят, а на левой опущен». Со временем ребенок тоже научится давать подробные объяснения.
УСИДЧИВОСТЬУ РЕБЕНКА В 5 ЛЕТ
Пятилетним детям легче сосредоточиваться на каком-то объекте или действии, чем малышам 2-3 лет. К этому возрасту они становятся более избирательными в играх. Дошкольник способен сконцентрироваться на чем-то увлекательном на 20-30 минут и более. Однако у многих детей есть сложности в том, чтобы сосредоточить внимание на вещах, которые им не интересны. Поэтому родители должны знать, как тренировать усидчивость у ребенка в 5-6 лет, ведь совсем скоро он станет учеником, а школьная программа далеко не всем кажется увлекательной.
Полезные занятия для развития усидчивости и внимания у детей дошкольного возраста:
- Изготовление поделок из бумаги или пластилина, аппликаций; По собственному замыслу или образцу из журналов можно создавать интереснейшие поделки. Послужит результат семейного труда не только в качестве декорации, но и как игрушка. Для этого занятия можно использовать любые подручные материалы, главное, чтобы в процессе была изюминка, которая заинтересует ребенка.
- Чтение длинных сказок с увлекательным сюжетом. С четырех лет деткам предлагают длинные сказки, которые можно слушать несколько дней подряд. Когда произведение ну совсем скучно для ребенка, придется искать другое. А если маленький читатель одобрил, но все равно периодически отвлекается – самое время тренировать усидчивость. В четыре года мальчики и девочки уже помнят содержание страницы, прочитанной вчера. Перед началом новой главы повторите вкратце вчерашнюю, чтобы освежить в памяти сюжет. Только не стоит читать несколько книжек параллельно: мы же учим доводить начатое до конца.
- Решение головоломок, прохождение лабиринтов.
- Сборка сложных конструкторов. Пластмассовые, деревянные, магнитные, мягкие – угодить при желании удастся любому ребенку.
- Игры «Сортировки». Сортируем крупы, бусины, стеклянные камешки, другие мелкие предметы. Очень полезное упражнение для мелкой моторики, глазомера, усидчивости и внимательности.
- Совместная готовка с ребенком, украшение блюд. Во время такой деятельности малыш узнает, как создаются привычные блюда, выучит их компоненты, попробует свои силы в нарезании, смешивании, лепке теста и так далее. Неплохой идеей будет приготовить что-то, что вы обычно покупаете, например, варенье, хлеб или пасту. Пока блюдо готовится, ребенок также может заняться сортировкой круп.
УСИДЧИВОСТЬ У РЕБЕНКА 6-7 ЛЕТ
Дошкольников бывает не просто усадить за стол, чтобы заняться чем-то полезным. В этом возрасте у детей происходит очередной кризис. Дети 6-7 лет выражают протест против всего, что им не нравится. В связи с этим родители должны быть гибкими.
Не нужно принуждать ребенка к занятиям, нужно сделать так, чтобы он сам захотел выполнить поставленную задачу. Без мотивации и поощрения здесь не обойтись. Каждый раз, когда школьник справился с каким-то делом, довел его до конца, его надо хвалить. Нельзя скупиться на хорошие слова, ребенок должен знать, что родители им гордятся.
Упражнения занятия для детей 6-7 лет.
- Играем со счетными палочками. Буквы, числа, геометрические фигуры, из одного-двух наборов палочек выкладываются целые композиции. Такие игры стимулируют память, мелкую моторику и внимание, а также отлично развивают логическое мышление. Такие же положительные эффекты можно получить, предложив ребенку поиграть в «Танграм», с блоками Дьенеша и подобным дидактическим материалом.».
- Игры «Найти отличия». Очень увлекательное и полезное занятие, которое можно выполнять не только с листа, но и на компьютере. Чтобы ребенку было проще и интереснее в нее играть, нужно написать цифрами количество отличий, и когда отличие буде найдено, зачеркивать соответствующую цифру.
- Лото, домино учит моделировать множество различных игровых ситуаций, тренировать внимание и концентрацию. Во время игры ребенок полностью сосредоточен на процессе, ему приходится обдумывать каждый шаг, чтобы не потерять фигуры.
- Изготовление украшений и картин из бисера. Работа с нитками, леской, бисером, застежками и прочими элементами бижутерии всегда кропотлива и обязывает к усидчивости, аккуратности.
Из-за нехватки витаминов дети могут испытывать сложности с концентрацией внимания. Поэтому важно уделять особое внимание питанию. В Рацион питания следует включить продукты:
- Морская рыба. В ней содержатся жирные кислоты Омега-3.
- Грецкие орехи. Это один из самых полезных продуктов для мозга.
- Сухофрукты. Это источник витаминов группы В, которые улучшают состояние нервной системы и ускоряют процесс передачи импульсов от нейрона к нейрону.
- Шпинат. В нем содержится фолиевая кислота. Этот витамин участвует в регенерации мозговых клеток, его употребление улучшает память и концентрацию.
- Бобовые, миндаль. В них содержится витамин Е, из-за его недостатка у детей возникают проблемы с восприятием информации.
- Брокколи – богатый источник йода. Этот элемент необходим для нормальной работы щитовидной железы.
- Детям до шести лет нужно прививать навыки усидчивости в игровой форме.
- Очень важно соблюдать режим дня, выполняя одни и те же действия в определенное время.
- Не давайте ребенку сразу много игрушек. Обилие игрушек будет его только отвлекать. Оставьте ребенку 2-3 игрушки и обязательно покажите малышу, как с ними играть. Остальные уберите на время, а потом меняйте их местами.
- Во время игры или занятия нужно выключать музыку, телевизор, чтобы ребенка ничего не отвлекало, и он мог сосредоточиться.
- Смотрите, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца. Если вы видите, что ребенок уже устал, можно сделать перерыв или отложить занятие, но потом обязательно вернуться к нему и закончить.
- Приучайте ребенка убирать за собой игрушки и свое рабочее место. Убирать за собой игрушки после игр. Конечно, самостоятельно он вряд ли будет это делать, вам придется помочь ему. Собирать игрушки можно тоже в форме игры, например, кто быстрей вы или малыш.
- Приучайте ребенка к тому, что у него есть не только права, но и обязанности. Ребенок должен помогать с домашними делами – это позволит ему не только улучшить усидчивость, но и почувствовать себя нужным.
- Не забывайте хвалить ребенка за успехи. Если у него что-то не получается с первого раза, напомните ему пословицу «Терпение и труд – все перетрут» и конечно же объясните в чем ее смысл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детского сада "Формирование усидчивости у детей дошкольного возраста"
Цель: информирование родителей детей со сложными (комбинированными) нарушениями о формировании усидчивости. Задачи: Обобщить и систематизировать знания родителей о формировании усидчивости у детей с...
Консультация для родителей «Воспитание усидчивости у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Воспитание усидчивости у детей дошкольного возраста»...
Развитие внимания и усидчивости у детей дошкольного возраста
Родителей часто интересует вопрос, как научить ребёнка быть усидчивым и внимательным. Усидчивость, как умение делать что-то с большой внимательностью и до конца, есть далеко не у каждого ребёнка. Чтоб...
Статья Развитие внимания и усидчивости у детей дошкольного возраста
Краткое описание статьи и предложение разных игр для усидчивости по возрастам....
Развитие внимания и усидчивости у детей дошкольного возраста
Уровень сформированности внимания считается одним из основных показателей готовности ребёнка к школе....
Консультация " Воспитание усидчивости" для детей раннего возраста
Консультация для родителей:«Воспитание усидчивости у детей»Воспитывать малыша — процесс очень трудоемкий. С каждым годом малыш становится активнее и усидеть на од...
Игры на развитие усидчивости у детей дошкольного возраста.
В представленном материале содержаться игры на развитие усидчивости у детей дошкольного возраста...