Статья "Развитие ситуации успеха у детей в детском саду"
статья (подготовительная группа)

Чунтул Светлана Вячеславовна

Главный принцип в дошкольном учреждении считается создание условий для развития успешности ребенка. ФГОС ДО ставит перед нами задачу-создать благоприятные условия для развития и формирования успешности детей, их способностей, творческого потенциала, реализацию ситуации успеха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_situatsii_uspeha_u_detey_v_detskom_sadu.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СИТУАЦИИ  УСПЕХА ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

Главный принцип в дошкольном учреждении считается создание условий для развития успешности ребенка. ФГОС ДО ставит перед нами задачу-создать благоприятные условия для развития и формирования успешности детей, их способностей, творческого потенциала, реализацию ситуации успеха. Белкин А.С. считает, что успех – это «переживание состояния удовлетворения, радости от достигнутого результата деятельности личности, совпадающего с планируемым, ожидаемым результатом». [5. c17]

Успех каждого ребенка зависит в первую очередь от любви воспитателя к детям, от взаимодействия с семьей, от непрерывного образования. На базе детского сада в нашей группе создана предметно-пространственная среда, она влияет на речевую активность детей. Организован центр речевой деятельности. Собраны дидактические игры, речевые схемы, модели, развивающие игры, ребусы. Дети с удовольствием их используют в самостоятельной деятельности и на занятиях. Для повышения речевой активности мы проводим конкурс чтецов. У ребят появляется желание быть первым, победить. После конкурса появился интерес к чтению. Наиболее эффективным является современные образовательные технологии. Это технология ТРИЗ.

В своей работе я использую метод мозгового штурма, морфологическую таблицу, круги Луллия. Они способствуют развитию у детей логического мышления, умение размышлять, воображать. Все эти навыки получают дети на занятиях. Из опыта применения технологии ТРИЗ мною было разработано многофункциональное пособие «Умное солнце». Занятие по этому пособию снимает физическое и психологическое напряжение, способствует эффективному и творческому развитию детей. С помощью пособия «Умное солнце» дети подбирают аналоги между предметами. Пособие мобильное, его можно положить, повесить, постелить на стол, сложить. Оно яркого цвета, что привлекает внимание детей, взывает интерес. Пособие представляет собой панно, сшитое из ткани – это солнце и в его лучиках содержатся кармашки, в которых можно поместить задания, картинки.

Варианты заданий:

I вариант:«Что лишнее»

В кармашки кладем карточки с символами медицины, например красный крест, ребятам предлагаем на желтые квадраты положить карточки, где профессия связана с медициной, а на синие квадраты предметы, которые используют в данной профессии (шприц, градусник, тонометр, стетоскоп, лекарство);

II вариант:«Назови животное»

В кармашки кладем карточки с частями животных (крылья, хвосты, лапы, уши, мордочки, рога и т.д.), на желтые квадраты положить карточки с изображением домашних животных которым принадлежат данные части, а на синие квадраты карточки с изображением диких животных.

III вариант:«Угадай транспорт»

В кармашки положить карточки, с изображением частей транспорта (руль, крылья, колеса, пропеллер, железная дорога, якорь, сиденье, шпалы, спасательный круг, шасси). Напротив кармашков, на желтые квадраты, положить карточки, с изображением видов транспорта: наземный -машины, мотоцикл, велосипед, автобус , троллейбус. Водный: лодка, корабль, баржа, ракета. Воздушный: самолет, вертолет, дельтаплан, воздушный шар. А на синие квадраты положить карточки с профессиями людей, которые связанны с транспортом: (капитан, водитель, матрос, летчик, машинист, шофер).

IV вариант: «Ассоциации»

В кармашки, кладутся карточки, с изображением бытовых приборов (чайник, тостер, телевизор, холодильник, микроволновая печь, пылесос, компьютер). На желтые квадраты, положить карточки, с изображением предметов, которые обозначают пользу бытовых приборов.(холодильник- холод, пылесос- мусор, плита- еда, телевизор- информация. А на синие квадраты, положить карточки, с изображением предметов, обозначающих замену бытовых приборов без использования электричества.(Холод- зимой продукты можно держать на улице, летом в погребе. Телевизор - газета, книги. Пылесос - веник, чайник - костер.

V вариант: "Расскажи о животных"

 В кармашки кладутся карточки, с изображением предметов, обозначающих виды животных: дом- домашние животные, лес- дикие животные, в ода- морские животные. На желтые квадраты, рядом, положить карточки, с изображением животных. А на синие - карточки с предметами , которые показывают пользу животных,(молоко, мясо, яйца, творог, сыр, колбаса, мыши, замок, сало.)

VI вариант: "Когда это бывает"

В кармашки, положить карточки, на которых изображены осадки: град,дождь,ветер,снег,молния,гроза,метель,капель,заморозки,гололед.Рядом,на желтые квадраты, кладутся карточки, с изображением времен года, которые соответствуют данным осадкам.Например:зимой-снег,метель,мокрыйснег,летом-молния,гроза,весной-капель.А на синие квадраты кладутся карточки, на которых изображены игры, подходящие для каждого времени года. Например: зимой- катаются на санках, лыжах, коньках. Летом- купаются, загорают. Весной- пускают кораблики.

VII вариант: "На что похоже"

В кармашки положить карточки, с изображением овощей и фруктов. Напротив, на желтые квадраты, кладутся карточки, на которых нарисованы блюда из овощей и фруктов. А на синие кладутся карточки, на которых изображены геометрические фигуры. Дети подбирают аналоги.

Пособие «Умное солнце» способствует не только в умении подбирать аналоги между предметами, но и классифицировать их. Но самое главное самоутверждаться в своих силах, а это прямой путь к успеху!

Сухомлинский В.А. говорил: «Только успех порождает успех». [4. с20]

Когда ожидания и результаты совпадают, можно говорить об успехе. Ситуация успеха ведет к повышенной самооценке ребенка, а неуспеха ее понижают. Когда у детей получается положительный результат на занятии, то они стремятся быть на этом же уровне. Дети становятся коммуникабельными, общительными. Ситуация успеха позволяет детям максимально развить свои способности. Мы стараемся в каждом ребенке увидеть частичку таланта и развить его. Если сравнить результат мониторинга с началом года, то мы можем увидеть значительные достижения. У детей увеличилась активность, мыслительная деятельность. Огромное значение для развития детей играет поощрение. Я вижу, что ребята стали чувствовать себя замеченными. Например, самый лучший рисунок будет показан всей группе. А еще появилась уверенность, это для них весомый аргумент, чтобы довести свою работу до конца и сделать ее идеально, это уже успех.

Литература:

А.С.Белкин "Ситуация успеха";

Г.Ю. Максютова "Успешность - качество личности";

А.В.Петровский "Развитие личности детей";

В.А.Сухомлинский "Методика развития детского творчества";

А.Г.Шумилина "Становление в личности и успешность в деятельности"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация доклада "Создание ситуации успеха у детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках выступлений на открытых мероприятиях театрализованного характера"

В документе представлены приемы создания ситуации успеха у детей с ТНР. В первой части презентации представлен текстовый материал - доклад, во второй части  - подтверждающие фотографии и отзывы....

Создание ситуации успеха как метод руководства детской мотивацией

Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой лич...

Статья Создание ситуации успеха у детей дошкольного возраста

Создание ситуации успеха у детей дошкольного возрастаУспех в учении – единственный источниквнутренних сил ребенка, рождающих энергиюдля преодоления трудностей, желания учиться”.Василий Але...

Мастер-класс «Создание ситуации успеха у детей»

Цель: повышение мотивации педагогов на использование в практике своей работы приемов и техник положительного взаимодействия субъектов образовательного процессаЗадачи : 1. Определить сущность таких пон...

Ситуация успеха как средство преодоления отверженности у детей в детском саду. Т. О. Максимова

В настоящее время, в практике дошкольного воспитания существует одна из наиболее распространенных, но недостаточно изученных и исследуемых проблем – отверженность и неприятие отдельных детей в к...

«Создание ситуации успеха как метод руководства детской мотивации»

повышение мотивации педагогов на использование в практике своей работы,приемов и техник положительного взаимодействия субъектовобразовательного процесса....