«Создание ситуации успеха как метод руководства детской мотивации»
консультация

Елена Николаевна Еремченко

Цель: содействие формированию у педагогов потребности использования  в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей среды.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Гимназия г.Троицка»

Школа педагогического мастерства

мастер-класс для педагогов

«Создание ситуации успеха

как метод руководства детской мотивации»

Воспитатель:

Еремченко Е.Н.

г.Москва г.Троицк

20.02.2024

Цель: содействие формированию у педагогов потребности использования  в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей среды.

Задачи:

  • Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов.
  • Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха  на занятии.
  • Проанализировать методы и приёмы создания ситуации успеха.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мне очень приятно видеть вас сегодня, я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность. Свой мастер-класс я хотела бы начать с небольшой притчи.

Больше века назад на одной итальянской фабрике работал мальчик лет десяти. Ему хотелось быть певцом, но его первый учитель разбил его мечты, сказав: "Ты не можешь петь. У тебя совершенно нет голоса. Ты поешь, как скрипучие ставни". Но его мать, бедная крестьянка, обняла его за плечи, похвалила и сказала: «Никого не слушай. Ты всё сможешь.   Я уже вижу, как ты даришь людям радость.» Эти слова приободрили его. Благодаря этой женщине весь мир может наслаждаться чудесным голосом Энрико  Карузо.

(Слайд с фото Энрике Карузо).

В дошкольном возрасте ребёнок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, воспитателя).

И мы педагоги знаем, как это важно для воспитанников – создать ситуацию успеха. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед нами такую задачу - создать благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ребёнка к обучению. А интерес к обучению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.

Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в образовательной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а дошкольное заведение стать детским садом радости.

Доктор педагогических наук Белкин убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в детском саду, то у него есть все шансы на успех в жизни, и он настаивает на том, что если ребенка лишить веры в себя, то очень трудно надеется на его светлое будущее.

Что же такое, с научной точки зрения ситуация успеха?

СИТУАЦИЯ - это сочетание условий, которые обеспечивают успех;

УСПЕХ - это результат подобной ситуации;

ОЖИДАНИЕ УСПЕХА–  стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности.

В результате данное словосочетание имеет двойственное значение, а именно:

УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.

С педагогической точки зрения, СИТУАЦИЯ УСПЕХА – это целенаправленное, организованное сочетание условий, с помощью которых создается возможность достижения значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Владимир Питюков предлагает следующие педагогические приёмы, которые целесообразно использовать для создания ситуации успеха.

1. Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности на протяжении всего занятия: улыбки, дружеские подбадривания, добрый взгляд, приветливость, ожидания исполнения и интерес к будущему результату. Всё это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх перед неудачей. 

Снятие страха - необходимо для каждого ребёнка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи, помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела. Поэтому педагог непременно говорит что-то подобное: «Это совсем не трудно», «Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ» или же «Мы же рядом, мы все готовы помочь». Назначение данного приема: Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, боязнь самого дела и оценка окружающих.

 «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». 

На занятиях  я убеждаю ребенка в том, что у него все получится, но для этого нужно приложить усилия и старания .

2. Внесение мотива показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Например, внесение мотива:

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» будет очень уместным в любой ситуации.

Этот случай применяю при коллективной работе с детьми.

3. Авансирование успешного результата - дружеское положительное подкрепление. Авансирование - оглашение достоинств, которые еще не умеет проявлять человек, но которыми его наделяют окружающие. На занятиях объявляю о положительном результате до того как они получены, указывая на достоинства ребенка. Часто это применяю к неуверенным, стеснительным детям. Это увеличивает меру уверенности в себе, повышает их настроение, активность, находчивость.

Назначение приема: Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что ребенок обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь помогает поверить ребёнку в свои силы и возможности.

Речевая парадигма: «У вас обязательно получится…»,

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

4. Скрытое  инструктирование в способах и формах совершения деятельности помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с...»,

Выполняя работу, не забудьте о...».

Здесь применяю индивидуальный подход к каждому ребенку.

5. Персональная исключительность обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Подчеркнуть данный момент педагог может следующими фразами:

«Только ты и мог бы….»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».

Такие слова со стороны взрослого помогают ребёнку поверить в свою исключительность и незаменимость.

В данном случае я использую индивидуальный подход к ребенку, поручение какого-нибудь дела. 

6. Педагогическое внушение необходимо для того, чтобы увидеть результат деятельности. К выполнению конкретных действий побуждают следующие высказывания:

«Нам уже не терпится начать работу…»,

«Так хочется поскорее увидеть…».

Тон  при произнесении должен быть ровным, спокойным и убедительным. Демонстрацией готовой работы побуждаю ребёнка в этот момент к действию, вселяя успех: «Не будем терять время - приступаем к работе, чтобы у вас получилось так же красиво и аккуратно».

7. Высокая оценка детали помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. Для этого педагогу следует подчеркнуть индивидуальные успехи ребенка: «Тебе особенно удалось...», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы» В этом случае я стараюсь анализировать работы по-детально.

СЕЙЧАС Я ХОЧУ С ВАМИ ПОИГРАТЬ

1. ИГРА «ЛАДОШКИ (музыкой).

2. ИГРА «ЛАСКОВЫЙ СТУЛ».

ОБСУЖДЕНИЕ СИТУАЦИ.

Решение ситуации (обсуждение)

Воспитанник, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одногруппников, говорит: «Я не хочу выполнять задание вместе с ним».

Что Вы будете делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

В этом случае неправильным отношением педагога будут следующие действия и ответы:

«Ну и что?»,

«Никуда не денешься, все равно придется»,

«Это глупо с твоей стороны»,

«Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой» и т.п.

«Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания!».

Наиболее правильным будет считаться ответ:

«Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием». НЕОБХОДИМО ВЫЯСНИТЬ, почему ребёнок не хочет работать вместе с одногруппником и по возможности устранить причину негативного отношения. Я также объясню воспитаннику, почему я считаю важной совместную работу над выполнением задания в предложенной паре. При выяснении причины возможна замена состава мини-групп для совместного выполнения заданий. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем».

Как влияет ситуация успеха на деятельность и состояние ребёнка?

Выслушиваются ответы педагогов.

  • внушает ребёнку уверенность в собственных силах;
  • появляется желание вновь достигнуть хороших результатов;
  • создаёт ощущение внутреннего благополучия;
  • происходит переоценка своих возможностей.

 

И закончить нашу встречу я хочу притчей. 

Папа с сыном пошли однажды на горы.  Сын, ударившись о камень, непроизвольно крикнул:

- А-а-а-а-а-а!

И с удивлением слышит:

- А-а-а-а-а-а!

Мальчик спросил:

- Кто ты?

А ему в ответ:

- Кто ты?

Разозлившись от такого ответа, мальчик кричит:

- Трус!

А ему в ответ:

- Трус!

Мальчик спрашивает у отца:

- Что происходит?

Отец улыбнулся и говорит:

- Слушай меня внимательно, — и кричит горам: — Я тебя уважаю!

Ему в ответ:

- Я тебя уважаю!

- Будь счастлив!

Ему отвечают:

- Будь счастлив!

Мальчик оставался в удивлении, и потом папа ему объяснил:

- Это явление называют «эхо» но, по правде, это называется  жизнь… Она тебе всегда отдаёт всё, что ты говоришь и делаешь.

Помните это! А ещё помните:

Все дети талантливы!

Ребёнок хорош, плох его поступок!

Чтобы не уйти с методического часа с пустыми руками, я дарю вам перечень рекомендации по управлению успехом в образовательном процессе. Благодарю вас за желание работать, общаться, делиться опытом. 



Правила управления успехом в образовательной деятельности

1.        Оценивайте не детей, а их деятельность, поступки.

2.        Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты снижают ощущение успеха. Нужно уметь: видеть реальные изменения, достоинства и реальные сдвиги в поведении детей, вовремя поддержать детей.

3.        Успех педагога начинается с признания его детьми. Авторитет, личность педагога, его разнообразные интересы и достоинства являются залогом успеха его воспитанников.

4.        Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности воспитанников на занятии, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов.

5.        Способность педагога удивлять детей.

6.        Педагог должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.

7.        Педагог должен знать личные особенности каждого ребенка и группу детей в целом, чтобы научиться помогать и поддерживать каждого.

8.        Начало занятия – это  момент, от которого в значительной степени зависит успех занятия в целом.

9.        Не забывайте о  рефлексии деятельности.

10.         Если после занятия у воспитанника не осталось вопросов, которые он бы хотел бы обсудить,  скорее всего занятие оставило детей равнодушными.

Рекомендации «Успешного воспитания»

Внушить ребенку веру в себя - залог успешного воспитания. Мы должны правильно формулировать свои фразы и замечания, и грамотно разговаривать с воспитанниками. Я предлагаю вам варианты фраз с неправильной формулировкой, ваша задача напротив каждой фразы предложить правильный вариант ответа, а потом мы с вами сравним, что у нас получилось.

Так говорить не стоит!

А вот так надо!

Ты какой  - то неуравновешенный, нервничаешь вечно!

Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал на занятии.

Ты что кричишь на весь сад?

Ты сейчас очень громко говоришь

Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь на прошлой неделе как со мной разговаривал

Сейчас ты ведёшь себя не совсем корректно

Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты  меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать?!

Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали

Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать…

Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой.

КАКИЕ УСЛОВИЯ И ПРИЕМЫ ПОМОГУТ СОЗДАТЬ СИТУАЦИЮ УСПЕХА

Формировать успешную личность ребенка нужно начинать с создания поля успеха. Технологическими шагами его построения, по Е. Казаковой, А. Тряпициной, являются:

  • диагностическое исследование (в каких сферах жизнедеятельности ребенок может проявить способности и пережить успех);
  • анализ (насколько значительны возможности ребенка, хватает ли ему поля деятельности);
  • прогноз (кто из детей имеет преимущества, а кто может оказаться в позиции постоянного поражения);
  • проектирование (определение ситуаций достижений, новых видов деятельности).

Выделяя условия создания ситуации успеха, на первое место ученые ставят создание атмосферы одобрения, радости, которая может быть обеспечена с помощью вербальных и невербальных (мимических, пластических) средств, таких как обнадеживающие слова, мягкие интонации, корректность и доброжелательность обращений, открытая поза.

В. Питюков предлагает следующие педагогические приемы, которые целесообразно использовать для создания ситуации успеха.

Снятие страха перед деятельностью, которую надо выполнить, — осуществляется с целью преодоления ребенком неуверенности в собственных силах, в положительном конечном результате. Это вербализуется в следующих фразах: «Для тебя это просто, однако если что-то не получится…», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы выполнения задач». Таким образом, педагог дает понять воспитаннику, что от него не ожидают абсолютного совершенства, что он имеет право на ошибку, на другую попытку, что ценность представляют его действия и желание выполнить задание.

Внесение мотива — вместе с целью и описанием предполагаемого результата педагог объясняет ребенку, ради чего или кого это делается. Системообразующим качеством личности выступает ее направленность. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, субъективные отношения к различным сторонам действительности. Социальная направленность деятельности содержит в себе значительный педагогический смысл, поскольку раскрывает перед ребенком значимость его усилий для других людей.

Авансирование успешного результата — вербализуется в следующих фразах: «Имея такие возможности, как у тебя…», «Ты уже неоднократно демонстрировал нам, как нужно преодолевать трудности…», «Ты непременно все сделаешь правильно, ведь…». Для этого диагностируются положительные сильные стороны личности ребенка (хорошая память, наблюдательность, внимательность, скорость реакции, рассудительность и т. д.), на которые педагог сможет опереться.

Скрытая инструкция — по своей сути является помощью ребенку, поскольку он только учится обходиться без поддержки, опираясь на свои силы. Реализуется путем использования намека, указания, пожелания («Лучше начать с…», «Обрати внимание на…»).

 «Персональная исключительность» — содержанием данного приема является указание важности усилий именно этого ребенка в данной деятельности («Только ты и мог бы…», «Только тебе я могу доверить…«), что возлагает ответственность, мобилизует личность.

Педагогическое внушение — эмоционально окрашенное влияние воспитателя на сознательную и подсознательную сферы ребенка, результатом чего является появление состояния уверенности, чувство подъема, желание действовать и т. д.

Оценка полученного благодаря детским усилиям результата, при которой ребенок почувствует радость успеха — предусматривает как оценку целостного продукта деятельности, так и деталей, в которых проявилась индивидуальность ребенка, например, использование необычного способа, красивого оформления, оригинального элемента: «Особенно у тебя хорошо получилось…».

Таким образом, можно воспроизвести следующую схему создания ситуации успеха для дошкольников:

  • снятие страха;
  • мотивация деятельности;
  • авансирование;
  • скрытая инструкция;
  • «персональная исключительность»;
  • педагогическое внушение;
  • позитивная и искренняя оценка полученного результата.

Давая возможность переживать ребенку удовольствие от успеха, взрослые тем самым способствуют формированию у него мотивации достижения, в т. ч. достижения успеха. Как обнаружили ученые, она не присуща человеку с рождения, а приобретается в процессе жизни, причем уже с детского возраста и становится относительно устойчивой в 5–6 лет.

Приобретенная потребность в достижении успеха в последующих периодах жизни почти не меняется. Она оказывает значительное влияние на социальное поведение человека, на его психическое развитие и жизнь в целом.

Дети с развитой потребностью достижения успеха чаще имеют нормальную самооценку, нормальный уровень притязаний, показывают низкий уровень тревожности и развиваются более быстро по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Ознакомление родителей с приемами и методами руководства детской игрой».

Невозможно представить себе детство без игр. Игра — естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стремление к движению, действию, к переосмысливанию впечатлений окружающей жизни....

Консультация для воспитателей: «Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях».

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детск...

«Создание проблемных ситуаций как метод формирования познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

1 Введение.Основные напраления социально-педагогической деятельности по формированию познавательно-речевых навыков в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Цели, задачи методики.2. Метод...

Создание ситуации успеха как метод руководства детской мотивацией

Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой лич...

«Мотивация к обучению или создание ситуации успеха для каждого человека».

Главная задача мотивации учения - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика....

«Создание ситуации успеха как метод руководства детской мотивации»

повышение мотивации педагогов на использование в практике своей работы,приемов и техник положительного взаимодействия субъектовобразовательного процесса....

Мастер – класс «Педагогические методы и приёмы в создании ситуации успешности у дошкольников»

Цель:  Повышение мастерства родителей Задачи:•Познакомить родителей с методами и приёмами по созданию ситуации успешности у дошкольников в ДОУ;•Содействовать в желании применить да...