программа работы с родителями
рабочая программа (младшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15»
города Смоленска Смоленской области
Программа по сотрудничеству с родителями воспитанников группы детей раннего возраста «Солнышко»
Срок реализации 2021-2022 г.г.
Разработала:
Воспитатель Никитина Т.А.
г.Смоленск
Содержание:
1. Целевой раздел
1.1.Актуальность………………………………………………………….3
1.2. Пояснительная записка………………………………………………3
1.3. Планируемые результаты работы…………………………………...5
2. Содержательный раздел
2.1. Перечень методов, приёмов и основных форм взаимодействия с родителями………………………………………………………………………...6
2.2. Перспективное планирование………………………………………...6
3. Организационный раздел
3.1. Практический материал (Принципы взаимодействия ДОУ с родителями)………………………………………………………………………10
3.2. Критерий эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребёнка ………………….11
4. Список литературы…………………………………………………..12
Целевой раздел
1.1.Актуальность
Для эффективного взаимодействия педагогов с родителями должна быть создана психологически комфортная образовательная среда.
Актуальность данной программы обусловлена возрастающей потребностью в сотрудничестве дошкольного образовательного учреждения и семьи, поиском новых форм взаимодействия. Практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семьи. Через развитие компетентности повышается заинтересованность родителей, ответственность за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия. Программа дает возможность перестроить традиционную систему повышения педагогического просвещения современной семьи в условиях детского сада и придать ей направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.
1.2. Пояснительная записка
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных учреждений. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Инновационные процессы, проходящие в дошкольном учреждении, способствуют повышению педагогической компетентности родителей, могут положительно влиять на качество воспитания и развития дошкольников через создание лучших условий для их личностного развития, позволяют осуществить личностно - ориентированный подход к дошкольникам, дают возможность самосовершенствоваться в работе педагогам.
В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условия для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
На современном этапе в основу совместной деятельности детского сада и семьи заложены следующие принципы:
- Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и образовании детей.
- Единое понимание педагогами и родителей целей и задач воспитания и образования детей.
- Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
- Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и детского сада, его промежуточных и конечных результатов;
В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков, помощь педагогов родителям в семейном воспитании.
Программа взаимодействия ДОУ и семьи разработана в соответствии со следующими принципами:
- отражает основные направления государственной политики в области образования в соответствии с законом РФ «Об образовании»
- охватывает такие аспекты совершенствования ДОУ, как: воспитательно-образовательные; научно-методические; организационно-управленческие.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяет направляющую роль дошкольного учреждения в семейном воспитании. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, то есть включение родителей в деятельность ДОУ.
Цель: формировать сотрудничество между семьей и педагогами ДОУ.
Задачи программы.
1. Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.
2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.
3. Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников.
5. Изучение лучшего опыта семейного воспитания и использование в работе детского сада.
Программные мероприятия.
Первоочередные мероприятия с родителями:
1. Социальный анамнез семьи.
2. Составление и заполнение социально-демографического паспорта семьи.
3. Анализ социально-педагогических факторов семейного воспитания детей.
1.3. Планируемые результаты работы
На заключительном этапе внедрения программы в работу детского сада даст возможность активизировать родителей, что будет способствовать установлению диалога ДОУ – семья. Это даст возможность сформировать активную родительскую позицию, актуализирует полученные знания, поможет родителям посмотреть на конкретные ситуации глазами детей, понять их.
Использование нетрадиционных форм работы с родителями повысит уровень включенности родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Реализация этой программы поможет также установить теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями.
Благодаря этой программе повысится уровень педагогических знаний родителей, родительской компетенции.
2. Содержательный раздел
2.1. Перечень методов, приёмов и основных форм взаимодействия с родителями
Методика привлечения родителей к деятельности ДОУ
I этап: актуализация потребностей родителей в области образования собственного ребенка.
II этап: педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в ДОУ.
III этап: партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которой заложен приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход.
Основные блоки по работе с родителями
Блоки | Основные задачи | Формы |
Педагогическое просвещение родителей | Повышение педагогической компетенции родителей | родительские собрания, консультации и так далее |
Включение родителей в деятельность ДОУ | Создание условий для включения родителей в планирование | кружки, конкурсы, викторины, совместные мероприятия |
2.2. Перспективное планирование
Перспективный план мероприятий по взаимодействию с родителями на 2021 – 2022 год
в 1 младшей группе
СЕНТЯБРЬ
Формы работы | Индивидуальная работа | Сроки |
Наглядная информация: «Режим дня», «Наши занятия», «Адаптация», «Что должно быть в шкафчике» | Беседы по адаптации | 1 неделя |
Оформление тетради «Сведения о родителях». | Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей | 2 неделя |
Консультации: «Одежда для прогулок», «Особенности развития ребенка 2-3 лет» | Ответы на возникшие вопросы родителей «Сведения о ребёнке и родителях» | 3 неделя |
Нетрадиционное родительское собрание в форме игротеки «Здравствуй детский сад!» | Консультация «Алгоритм одевания, умывания» | 4 неделя |
ОКТЯБРЬ.
Формы работы | Индивидуальная работа | Сроки |
Наглядная информация: « Осень красотой своей пленила» | Беседа «Совместный труд» | 1 неделя |
Конкурс осенних поделок из природного материала. | Советы по созданию поделок Ответы на возникшие вопросы родителей | 11-15 октября |
Наглядная информация: « Правила поведения в детском саду» | Рекомендации и пожелания родителей по работе группы | 3 неделя |
Оформление наглядно – текстовой информации: «Безопасность детей на льду в осенне-зимний период» | Беседы с родителями. Ответы на возникшие вопросы родителей | 4 неделя |
НОЯБРЬ
Формы работы | Индивидуальная работа | Сроки |
Наглядная информация: «Как беречь здоровье» | Беседа о здоровье детей, индивидуальных способах профилактики и лечения. | 1 неделя |
Консультация «Как помочь ребенку повзрослеть?» | Беседы с родителями | 2 неделя |
Наглядная информация: «Роль дидактической игры в семье и детском саду». | Беседы с родительским комитетом о подготовке к новогодним праздникам | 3 неделя |
Пополнение картотеки книжки-малышки «Эколята-дошколята» | Советы по оформлению, подбору материала | 4 неделя |
ДЕКАБРЬ
Формы работы | Индивидуальная работа | Сроки |
Консультация «Речь детей раннего возраста» | Анкета «Что и как читаем дома?» | 1 неделя |
Участие родителей в конкурсе поделок к Новому Году | Советы по созданию поделок | 2 неделя |
Привлечение родителей к совместному украшению группы к празднику | Беседы по вопросам родителей | 3 неделя |
Материал для оформления родительского уголка «Зимние игры и развлечения», «Готовимся к празднику». | Подготовка к утреннику – костюмы, стихи | 4 неделя |
ЯНВАРЬ
Формы работы | Индивидуальная работа | Сроки |
День добрых дел «Снежные постройки». | Советы по изготовлению построек, горки, использованию орудий труда, совместно с родителями | 3 неделя |
Организация фотовыставки, папка «Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!» (о важности зимних прогулок). | Советы, рекомендации по вечерней прогулке с родителями. | 4 неделя |
ФЕВРАЛЬ
Формы работы | Индивидуальная работа | Сроки |
Консультации« Роль родителей в физическом оздоровлении дошкольников»; «Как уберечь ребенка от травм». | Ответы на возникшие вопросы родителей | 1 неделя |
Наглядная информация «Физическое воспитание детей раннего возраста» | Анкета « Физкультура в семье» | 2 неделя |
Поделки для пап, поздравительная газета « День защитника Отечества!» | Поздравление пап с праздником | 3 неделя |
Родительское собрание «О здоровье всерьез» | Знакомство с повесткой собрания | 4 неделя |
МАРТ
Формы работы | Индивидуальная работа | Сроки |
Выставка семейных поделок «Золотые руки наших мам» | Советы по изготовлению поделок | 1 неделя |
Поздравительная открытка для мам | Поздравление мам с праздником | 2 неделя |
Консультация: "Играем вместе с детьми" | Консультации по подбору игр | 3 неделя |
Совместное создание в группе огорода. | Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода | 4 неделя |
АПРЕЛЬ
Формы работы | Индивидуальная работа | Сроки |
Консультация «Воспитание самостоятельности у детей». | Беседы с родителями. Ответы на возникшие вопросы родителей | 1 неделя |
Наглядная информация «Безопасность ребенка дома» | Беседы с родителями | 2 неделя |
Наглядная информация «Новая жизнь бросового материала». | Работа с родительским комитетом: составление перечня материалов для изготовления выносного материала | 3 неделя |
День добрых дел «Выносной материал». | Советы, рекомендации, просьбы, пояснения по изготовлению | 4 неделя |
МАЙ
Формы работы | Индивидуальная работа | Сроки |
Фотовыставка « Мы уже не малыши!» | Беседы по воспитанию КГН | 1 неделя |
Практикум для родителей по летнему отдыху детей «Как мы любим отдыхать», участие в бессмертном полку « Окно в день победы» | Советы по организации безопасного отдыха | 2 неделя |
Помощь в подготовке участка к летнему периоду. | Обсуждение обустройства клумб, игрового оборудования | 3 неделя |
Итоговое родительское собрание. | Ответы на возникшие вопросы родителей | 4 неделя |
3. Организационный раздел
3.1. Практический материал (Принципы взаимодействия ДОУ с родителями)
Алгоритм взаимодействия с семьей.
I этап. Поиск контактов при 1 встрече – воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманными вопросами.
II этап. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.
III этап. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказывать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивать мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.
IV этап. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.
V этап. Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На это этапе вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе, на перевоспитание ребенка.
VI этап. Совершенствование педагогического сотрудничества. Это этап развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий.
3.2. Критерий эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребёнка
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:
• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
• возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
• ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
• размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
• повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Семья и детский сад – два важных института социализации, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
4. Список литературы
1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994, -235 с.
2. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, - 240 с.
3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Т. Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с родителями по развитию речи детей в логопедической подготовительной к школе группе.
Программа рассчитана на детей 5-6лет, воспитанников логопедических групп детского сада и их родителей.Цель: развитие речи детей и сплочение семьи в совместной деятельности.Задачи:a)...
Программа работы с родителями в средней группе по художественно-эстетическому воспитанию.
Данная программа содержит тематический и календарный план по работе с родителями на один год...
Программа работы с родителями в период адаптации детей к ДОУ
Работа с семьей — важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения — системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и пре...
Программа работы с родителями по коррекции агрессивного поведения
Цель программы: Информирование родителей по вопросам агрессивности у дошкольников и способах её коррекции.Задачи:Объяснение родителям, что такое агрессивность, как она проявляется, чем она опасна для ...
Программа работы с родителями "Дорогою добра"
В документе представлена теоретическая часть программы работы с родителями....
Программа работы с родителями воспитанников в старшей группе.
В своей работе по взаимодействию с семьей стараюсь использовать инновационные технологии....
Программа работы клуба родителей детей раннего дошкольного возраста по адаптации "Счастливые дети-счастливые родители"
Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления пост...