Консультация: «Повышение родительской компетентности в воспитании детей»
консультация
Консультация: «Повышение родительской компетентности в воспитании детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 16.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация: «Повышение родительской компетентности в воспитании детей»
В настоящее время родители включены в государственно - общественное управление образовательной организацией, они участники образовательных отношений и вместе с педагогом выстраивают индивидуальную образовательную траекторию ребёнка.
В связи с этим от каждой стороны требуется личностная заинтересованность, и понимание результативности своей части партнерства. Без этого взаимодействие не может быть эффективным.
Педагог – прежде всего профессионал, способный грамотно и эффективно оказать помощь родителям, причем не только самим процессом воспитания и образования в дошкольной образовательной организации, но и формированием того, что называется родительской компетентностью.
Родительская компетентность – это, прежде всего грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка.
Компетентность – это актуализированные знания и опыт, помогающие эффективно решать те или иные профессиональные задачи, это, прежде всего сложное личностное образование, на основе которого строится готовность и способность родителей выполнять свои родительские функции.
Родительство не профессия, а сложное многогранное социально – психологическое явление. На формирование компетентности родителей влияют самые разные факторы: культурно – исторические, социально – экономические, этические, психологические и др.
Современные родители достаточно грамотные люди, в основном имеющие среднее специальное или высшее образование, свободно погружающиеся в мир литературы и Интернета для получения разнообразной информации, касающейся развития, воспитания и образования детей. Тем не менее, специалисты отмечают существенное ослабление воспитательного потенциала семьи, разобщенность и холодность детско – родительских отношений, деформацию социализирующего влияния семьи. Поэтому помощь педагога в формировании родительской компетентности неоценима. Но при этом прямая помощь в качестве научения неприемлема. Поэтому следует говорить о взаимодействии, основными принципами которого являются:
- взаимоуважение и взаимодополнение;
- диалог;
- единство целей;
- координация усилий;
- сотворчество в воспитании.
Педагог – профессионал. Он и выступает инициатором взаимодействия, используя различные пути вовлечения родителей в жизнь ребенка в дошкольный период, обогащения представлений родителей о возрастного психолога – педагогических особенностях детей, методах и приемах воспитания, инициирует диалог в построении индивидуальной траектории развития ребенка, помогает родителям сформировать рефлексивную позицию.
Родитель - не педагог. А значит, в полной мере невозможно сформировать у него педагогическую компетентность. Это удел профессионалов. Поэтому прямой профессиональный долг каждого педагога – помочь родителям осознать себя родителями, познать свои сильные и слабые стороны, научиться эффективно, сотрудничать с собственным ребенком.
К сожалению, некоторые педагоги испытывают затруднения в налаживании контактов с родителями воспитанников. Учить чему – то взрослого состоявшегося человека, да еще не всегда желающего учиться, - задача не из простых. Первый и главный секрет – уважение и принятие родителей такими, какие они есть. Педагогу важно помочь родителям осознать свою роль и роль педагога в развитии и становлении ребенка, встать на путь взаимного дополнения. Для начала можно предложить родителям вспомнить себя детьми, как они ходили в детский сад, играли, учились, дружили, радовались, огорчались. Погружение в мир детства помогает родителям не просто вернуться на «машине времени» назад, но и лучше познать жизнь своего ребенка (ведь пять дней в неделю по 10 – 12 часов дошкольник проводит именно в детском саду, осознать, что детский сад – это серьезно. Это не просто место, где присматривают и ухаживают и где можно оставить ребенка, пока родитель занят на работе. Детский сад – огромный пласт жизни малыша. Здесь он учится общаться и дружить, познавать весь многогранный мир, становится членом общества и многое другое. Прожив такой день, родители по-новому смотрят и на педагога и на ДОО, и на своего ребенка. А вечером за круглым столом родители имеют возможность поделиться своими впечатлениями о прошедшем дне. И часто те, кто не посещал в детстве по какой-либо причине детский сад, сожалеют о таком упущении.
Очень важно включение родителей в жизнь ребенка в детском саду. Семинары, родительские собрания, родительские клубы, несомненно, дают много информации о воспитании ребенка. Но этого мало. Важно полученную информацию применить и почувствовать, что все методы и приемы, о которых рассказывали педагоги, действенны. Но не каждый родитель сразу будет переносить все, что услышал от педагогов, в свою воспитательную практику. Поэтому важно организовывать практикумы, в которых родители участвуют вместе с детьми в разнообразных видах деятельности. Прежде всего, в игровой. Например: «Моя семья», (веселые старты). «Город, где мы живем» -организовать игры с детьми и родителями, оформить стенгазету с фотографиями домов детей, улиц, где дети и родители с удовольствием искали свой дом. «Новогодняя мастерская» - где родители вместе с детьми занимались изготовлением различных елочек, которые получились очень красивые и разнообразные, елочками украсили группу. Провели клубы: «Путешествие в сказкино», «Путешествие в страну игралию». «С детьми играем, ум – развиваем». Родители принимали активное участие, всегда была теплая, дружеская встреча, было всем интересно. Такая деятельность помогает родителям увидеть своего ребенка в отличной от домашней обстановке, поиграть вместе с ребенком, овладеть приемами игровой и образовательной деятельности, а затем перенести их в практику семейного воспитания.
Несомненно, эффективным является и раскрытие талантов самих родителей. Где родители совместно с детьми занимаются изготовлением различных поделок: «Что нам осень подарила?» - работ было много, различных и очень интересных. Родители общаются с детьми. А совместная деятельность сближает родителей и детей, позволяет компенсировать тот недостаток общения между ними, о котором говорят психологи. На встречах родительского клуба в ДОО педагог может помочь родителям сформировать рефлексивную позицию: увидеть свои сильные и слабые стороны как родителя, понять, почему в одних случаях воспитательные приемы срабатывают, а в других – нет.
Таким образом, сегодня через разнообразные формы взаимодействия педагог поддерживает родителей в их воспитательной практике, помогает осознанно относится к родительству, воспитывать ребенка не интуитивно, а с полным осознанием собственной роли в его становлении, овладевать методами и приемами воспитания. А родители помогают педагогам лучше узнать детей и вместе выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Передовой педагогический опыт "Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей через нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй"
Анализ сложившейся педагогической практики показывает, что формальному участию родителей в педагогическом процессе, их отстранённости от него и низкому уровню образовательных запросов способствовало т...
Консультация "Влияние родительских установок на воспитание детей"
От того, что заложено родителями в ум ребенка в детстве, зачастую зависит его успешность в будущей взрослой жизни. Родители могут как положительно, так и отрицательно влиять на своих детей. Даны совет...
"Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС."
Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС....
"Повышение родительской компетентности в воспитании детей" (мастер-класс на педсовете)
Родительская компетентность – это, прежде всего грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка....
Повышение родительской компетентности как условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрывается вопрос о необходимости повышения родительской компетентности как условия успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...
Консультация для педагогов «Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС ДО»
Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС ДОВзаимодействие педагогов с родителями воспитанников было и остаётся неотъемлемой частью деятельности дошкольной образовател...
Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи
Повышение родительской компетентности в вопросахвоспитания и развития детей дошкольного возраста в процессевзаимодействия детского сада и семьи...