Консультация для педагогов «Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС ДО»
консультация

Митрофаненкова Мария Васильевна

Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС ДО

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников было и остаётся неотъемлемой частью деятельности дошкольной образовательной организации. Как должно строиться это взаимодействие сегодня? Нужно ли поучать родителей, пытаться делать из них педагогов? Авторитарный подход или сопровождение и поддержка  являются залогом повышения родительской компетентности? Попробуем разобраться в этих вопросах.

С 2012 года начался современный этап взаимодействия семейного и общественного воспитания. Это закреплено в нормативных документах: Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об образовании в РФ», ФГОС ДО. Так, статья 63 СК РФ гласит, что «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. . Несомненно, для ребенка, и тем более для ребенка раннего и дошкольного возраста, родители являются самыми важными, самыми значимыми и авторитетными людьми.  Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии своих детей.

Однако  при общей грамотности сейчас, как и столетие назад, родители продолжают испытывать серьезные трудности психолого-педагогического характера. Семья нуждается в серьезной адекватной и грамотной, планомерной помощи в воспитании детей. Родителей нет необходимости поучать, а вот сопровождать и поддерживать в их воспитательной практике необходимо.

Более того, психологи сегодня отмечают такую проблему, как холодность, а временами и жесткость в детско-родительских отношениях. Родителям, особенно проживающим в условиях крупных городов, не хватает времени на общение с детьми. Дети же остро ощущают нехватку родительского внимания и любви.

В статье 44 Закона № 273-ФЗ сказано, что «…образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

ФГОС ДО одной из задач ставит «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Согласно ФГОС ДО одним из ведущих принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи. Без такого сотрудничества в конечном итоге невозможно обеспечить полноценное и счастливое проживание ребенком периода дошкольного детства. А это — самая главная цель и родителей, и педагогов. При всех имеющихся различиях между педагогами и родителями эта общая цель объединяет их. Дополняя друг друга, общими усилиями они имеют возможность создать максимально благоприятные условия для развития ребенка.

В связи с этим от каждой стороны требуется личностная заинтересованность и понимание результативности своей части партнёрства. Без этого взаимодействие не сможет быть эффективным. Педагог должен грамотно и эффективно оказать помощь родителям, причём не только самим процессом воспитания и образования в дошкольной образовательной организации, но и формированием того, что называется родительской компетентностью.

Родительская компетентность - это прежде всего сложное личностное образование, на основе которого строится готовность и способность родителей выполнять свои родительские функции.

По мере роста и развития ребенка на первый план начинает выходить социальная компетентность. Это и культура воспитания в семье, и традиции воспитания, передающиеся от поколения к поколению, и стереотипы и привычки поведения, и духовно-нравственные традиции общества.

В основе формирования родительской ком­петентности лежит объединение «разнообразных аспектов родительского опыта. Компетентный родитель в любой момент времени, в любой ситуации общения со своим ре­бенком может быть искренним и находить с ним «общий язык», видеть актуальную си­туацию его развития и находить наиболее эффек­тивные пути, средства и методы развития ребенка.

Помощь педагога в формировании родитель­ской компетентности неоценима. Сегод­ня следует говорить не о научении родителей, а о взаимодействии и сотрудничестве, основны­ми принципами которого являются:

  • взаимоуважение и взаимодополнение;
  • диалог;
  • единство целей;
  • координация усилий;
  • сотворчество в воспитании.

Прямой профессиональный долг каж­дого педагога повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании детей.

К сожалению, сегодня, как и много лет на­зад, педагоги испытывают затруднения в нала­живании контактов с родителями воспитанников. Учить чему-то взрослого состоявшегося человека, да ещё и не всегда желающего учиться, - задача не из простых.

Первый и главный секрет - уважение и приня­тие родителей такими, какие они есть. После пер­вого знакомства и налаживания контактов важно помочь родителям осознать свою роль и роль пе­дагога в развитии и становлении ребенка, встать на путь взаимного дополнения.

Рассмотрим несколько мероприятиях, помо­гающих сформировать родительскую компетент­ность.

Для начала можно предложить родителям вспомнить себя детьми, как они ходили в детский сад, играли, учились, дружили, радовались, огор­чались. Поможет в этом ролевая игра «Я - дошко­лёнок».

В течение одного дня ( это может быть «День открытых дверей» ) родители вместе с деть­ми живут по режиму детского сада и находятся в группе, выбирая удобное для себя время. И всё вполне серьезно: и режимные моменты, и образо­вательная деятельность, и игры, и многое другое. Погружение в мир детства помогает родителям не просто вернуться на «машине времени» назад, но и лучше познать жизнь собственного ребёнка (ведь пять дней в неделю по 10-12 часов дошколь­ник проводит именно в детском саду!), осознать, что детский сад - это серьезно. Прожив такой день, родители по-новому смотрят и на пе­дагогов, и на ДОУ, и на своего ребенка. А вечером за круглым столом родители име­ют возможность поделиться своими впечатлени­ями о прожитом дне.

В дальнейшем очень важно включение родите­лей в жизнь ребенка в детском саду. Семинары, ро­дительские собрания, несомненно, дают много ин­формации о воспитании ребенка. Но этого мало. Важно полученную информацию применить и по­чувствовать, что все методы и приемы, о которых рассказывали педагоги, действенны. Не каждый ро­дитель сразу будет переносить все, что услышал от педагогов, в свою воспитательную практику. По­этому, ежемесячно ( еженедельно, в зависимости от того, каким количеством времени располагают родители) важно организовать практикуму, в которых родители будут участвовать в разнообразных ви­дах деятельности вместе со своими детьми. Пре­жде всего в игровой. Представьте, что сегодня все дошкольники пре­вратились в космонавтов и отправляются в полёт на луну. А мамы стали опытными медиками, кото­рые проводят предполетный осмотр юных космо­навтов. Папы с детьми могут организовать турнир по шашкам или другим интеллектуальным играм. А в следующий раз дети и родители вместе вклю­чаются в образовательную деятельность: прово­дят эксперименты, отправляются в познаватель­ные экскурсии.

Такая деятельность помогает родителям уви­деть своего ребенка в другой обстановке в отличие от домашней, овладеть приемами игровой и об­разовательной деятельности, а затем перенести их в практику семейного воспитания.

Также эффективна такая форма сотрудничества, как приобщение детей к миру литературы. В до­школьном учреждении родители еженедельно прихо­дят в детский сад и читают детям книги, включа­ются в создание мини-музея «Воспитание книгой», совместно создают рукописные книги. Мир книги и мир театра взаимосвязаны. Поэтому дальнейшим шагом становятся совместные походы педагогов, детей и родителей в театры. Такая деятельность не только позволяет гармонично приобщать до­школьников к миру культуры, но и самим родите­лям активно включаться в досуговую деятельность детей, учиться планировать семейный досуг, разнообразить его, делать насыщенным и интересны

Еще одной формой совместных досугов мог быть разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия. Здесь у родителей появляется возможность овладеть некоторыми здоровье сберегающими технологиями, которые затем можно перенести в практику семейного воспитания. Тем более что спорт, движение - это, конечно, всего эмоции, радость.

Предложите родителям принять участие в не­формальных мероприятиях, таких как велозабег или лыжные гонки, практикумах по овладению приёмами ритмопластики, точечного массажа, гимнастики для формирования правильной осанки и т.п.

Несомненно, эффективным является и раскрытие талантов самих родителей. Ребенку важно включиться в совместную деятельность с родителями. И это не обязательно должна быть деятель­ность детского сада. Так, папы и дети могут вместе делать кормушки для птиц или собирать новую мебель, мамы могут участвовать в кулинарном поединке или шить атрибуты для уголка кукол. В этом случае родители получают возможность общаться с ребенком по деловым вопросам, овладевать навыками делового общения с ним. Совместная деятельность сближает родителей и детей, позволяет компенсировать тот недостаток общения между ними, о котором говорят сегодня психологи.

На встречах родительского клуба в ДОУ педагог может помочь родителям сформировать рефлексорную позицию: увидеть свои сильные и слабые стороны как родителя, понять, почему в одних случаях питательные приёмы срабатывают, а в других – нет.

Таким образом, сегодня через разнообразные формы взаимодействия педагог поддерживает родителей в их воспитательной практике, помог осознанно относиться к родительству, воспитывать ребенка не интуитивно, а с полным осознанием собственной роли в его становлении, овладевать методами и приемами воспитания. В свою очередь родители помогают педагогам лучше знать детей и вместе выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов21.26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬОНЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Консультация для педагогов ДОУ

«Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС ДО»

Подготовила воспитатель :

Митрофаненкова М.В.

_2018_

г.Заринск

Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС ДО

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников было и остаётся неотъемлемой частью деятельности дошкольной образовательной организации. Как должно строиться это взаимодействие сегодня? Нужно ли поучать родителей, пытаться делать из них педагогов? Авторитарный подход или сопровождение и поддержка  являются залогом повышения родительской компетентности? Попробуем разобраться в этих вопросах.

С 2012 года начался современный этап взаимодействия семейного и общественного воспитания. Это закреплено в нормативных документах: Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об образовании в РФ», ФГОС ДО. Так, статья 63 СК РФ гласит, что «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. . Несомненно, для ребенка, и тем более для ребенка раннего и дошкольного возраста, родители являются самыми важными, самыми значимыми и авторитетными людьми.  Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии своих детей.

Однако  при общей грамотности сейчас, как и столетие назад, родители продолжают испытывать серьезные трудности психолого-педагогического характера. Семья нуждается в серьезной адекватной и грамотной, планомерной помощи в воспитании детей. Родителей нет необходимости поучать, а вот сопровождать и поддерживать в их воспитательной практике необходимо.

Более того, психологи сегодня отмечают такую проблему, как холодность, а временами и жесткость в детско-родительских отношениях. Родителям, особенно проживающим в условиях крупных городов, не хватает времени на общение с детьми. Дети же остро ощущают нехватку родительского внимания и любви.

В статье 44 Закона № 273-ФЗ сказано, что «…образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

ФГОС ДО одной из задач ставит «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Согласно ФГОС ДО одним из ведущих принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи. Без такого сотрудничества в конечном итоге невозможно обеспечить полноценное и счастливое проживание ребенком периода дошкольного детства. А это — самая главная цель и родителей, и педагогов. При всех имеющихся различиях между педагогами и родителями эта общая цель объединяет их. Дополняя друг друга, общими усилиями они имеют возможность создать максимально благоприятные условия для развития ребенка.

В связи с этим от каждой стороны требуется личностная заинтересованность и понимание результативности своей части партнёрства. Без этого взаимодействие не сможет быть эффективным. Педагог должен грамотно и эффективно оказать помощь родителям, причём не только самим процессом воспитания и образования в дошкольной образовательной организации, но и формированием того, что называется родительской компетентностью.

Родительская компетентность - это прежде всего сложное личностное образование, на основе которого строится готовность и способность родителей выполнять свои родительские функции.

По мере роста и развития ребенка на первый план начинает выходить социальная компетентность. Это и культура воспитания в семье, и традиции воспитания, передающиеся от поколения к поколению, и стереотипы и привычки поведения, и духовно-нравственные традиции общества.

В основе формирования родительской компетентности лежит объединение «разнообразных аспектов родительского опыта. Компетентный родитель в любой момент времени, в любой ситуации общения со своим ребенком может быть искренним и находить с ним «общий язык», видеть актуальную ситуацию его развития и находить наиболее эффективные пути, средства и методы развития ребенка.

Помощь педагога в формировании родительской компетентности неоценима. Сегодня следует говорить не о научении родителей, а о взаимодействии и сотрудничестве, основными принципами которого являются:

  • взаимоуважение и взаимодополнение;
  • диалог;
  • единство целей;
  • координация усилий;
  • сотворчество в воспитании.

Прямой профессиональный долг каждого педагога повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании детей.

К сожалению, сегодня, как и много лет назад, педагоги испытывают затруднения в налаживании контактов с родителями воспитанников. Учить чему-то взрослого состоявшегося человека, да ещё и не всегда желающего учиться, - задача не из простых.

Первый и главный секрет - уважение и принятие родителей такими, какие они есть. После первого знакомства и налаживания контактов важно помочь родителям осознать свою роль и роль педагога в развитии и становлении ребенка, встать на путь взаимного дополнения.

Рассмотрим несколько мероприятиях, помогающих сформировать родительскую компетентность.

Для начала можно предложить родителям вспомнить себя детьми, как они ходили в детский сад, играли, учились, дружили, радовались, огорчались. Поможет в этом ролевая игра «Я - дошколёнок».

В течение одного дня ( это может быть «День открытых дверей» ) родители вместе с детьми живут по режиму детского сада и находятся в группе, выбирая удобное для себя время. И всё вполне серьезно: и режимные моменты, и образовательная деятельность, и игры, и многое другое. Погружение в мир детства помогает родителям не просто вернуться на «машине времени» назад, но и лучше познать жизнь собственного ребёнка (ведь пять дней в неделю по 10-12 часов дошкольник проводит именно в детском саду!), осознать, что детский сад - это серьезно. Прожив такой день, родители по-новому смотрят и на педагогов, и на ДОУ, и на своего ребенка. А вечером за круглым столом родители имеют возможность поделиться своими впечатлениями о прожитом дне.

В дальнейшем очень важно включение родителей в жизнь ребенка в детском саду. Семинары, родительские собрания, несомненно, дают много информации о воспитании ребенка. Но этого мало. Важно полученную информацию применить и почувствовать, что все методы и приемы, о которых рассказывали педагоги, действенны. Не каждый родитель сразу будет переносить все, что услышал от педагогов, в свою воспитательную практику. Поэтому, ежемесячно ( еженедельно, в зависимости от того, каким количеством времени располагают родители) важно организовать практикуму, в которых родители будут участвовать в разнообразных видах деятельности вместе со своими детьми. Прежде всего в игровой. Представьте, что сегодня все дошкольники превратились в космонавтов и отправляются в полёт на луну. А мамы стали опытными медиками, которые проводят предполетный осмотр юных космонавтов. Папы с детьми могут организовать турнир по шашкам или другим интеллектуальным играм. А в следующий раз дети и родители вместе включаются в образовательную деятельность: проводят эксперименты, отправляются в познавательные экскурсии.

Такая деятельность помогает родителям увидеть своего ребенка в другой обстановке в отличие от домашней, овладеть приемами игровой и образовательной деятельности, а затем перенести их в практику семейного воспитания.

Также эффективна такая форма сотрудничества, как приобщение детей к миру литературы. В дошкольном учреждении родители еженедельно приходят в детский сад и читают детям книги, включаются в создание мини-музея «Воспитание книгой», совместно создают рукописные книги. Мир книги и мир театра взаимосвязаны. Поэтому дальнейшим шагом становятся совместные походы педагогов, детей и родителей в театры. Такая деятельность не только позволяет гармонично приобщать дошкольников к миру культуры, но и самим родителям активно включаться в досуговую деятельность детей, учиться планировать семейный досуг, разнообразить его, делать насыщенным и интересны

Еще одной формой совместных досугов мог быть разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия. Здесь у родителей появляется возможность овладеть некоторыми здоровье сберегающими технологиями, которые затем можно перенести в практику семейного воспитания. Тем более что спорт, движение - это, конечно, всего эмоции, радость.

Предложите родителям принять участие в неформальных мероприятиях, таких как велозабег или лыжные гонки, практикумах по овладению приёмами ритмопластики, точечного массажа, гимнастики для формирования правильной осанки и т.п.

Несомненно, эффективным является и раскрытие талантов самих родителей. Ребенку важно включиться в совместную деятельность с родителями. И это не обязательно должна быть деятельность детского сада. Так, папы и дети могут вместе делать кормушки для птиц или собирать новую мебель, мамы могут участвовать в кулинарном поединке или шить атрибуты для уголка кукол. В этом случае родители получают возможность общаться с ребенком по деловым вопросам, овладевать навыками делового общения с ним. Совместная деятельность сближает родителей и детей, позволяет компенсировать тот недостаток общения между ними, о котором говорят сегодня психологи.

На встречах родительского клуба в ДОУ педагог может помочь родителям сформировать рефлексорную позицию: увидеть свои сильные и слабые стороны как родителя, понять, почему в одних случаях питательные приёмы срабатывают, а в других – нет.

Таким образом, сегодня через разнообразные формы взаимодействия педагог поддерживает родителей в их воспитательной практике, помог осознанно относиться к родительству, воспитывать ребенка не интуитивно, а с полным осознанием собственной роли в его становлении, овладевать методами и приемами воспитания. В свою очередь родители помогают педагогам лучше знать детей и вместе выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС ДО»

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников было и остается неотъемлемой частью деятельности дошкольной образовательной организации. Как должно строиться это взаимодействие сегодня? Нужно ли п...

Консультация для педагогов "Физкультурно-оздоровительная работа в контексте ФГОС ДО"

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» ...

Консультация для педагогов «Повышение уровня компетентности педагогов в музейной деятельности».

В консультации представлены теоретические материалы и практические рекомендации по организации музея в дошкольной  образовательной организации....

Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС ДО

Проблема взаимодействия педагогов и родителей...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Повышение педагогической компетентности в контексте ФГОС ДО"

Выступление на педагогическом совете на тему"Повышение педагогической компетентности в контексте ФГОС ДО."...

Практическая консультация для педагогов «Повышение коммуникативной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС»

Цель: познакомить педагогов с основными теоретическими подходами по проблеме развития навыков эффективной коммуникации; отработать навыки презентации, эффективного владения навыками вербальной и невер...

Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников в контексте ФГОС ДО»

                             Консультация для педагогов        «Развитие речи...