что такое физминутки.
консультация
Что такое физминутка? Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в образовательной деятельности. Она необходима и важна, это - “минутка” активного и здорового отдыха. При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию речевых физминуток. Эти упражнения включаются в различных видах деятельности детей. Это занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_i_roditeley.docx | 47.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей.
Речевые физминутки — интеграция речевого и физического развития
Что такое физминутка?
Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в образовательной деятельности. Она необходима и важна, это - “минутка” активного и здорового отдыха. При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию речевых физминуток. Эти упражнения включаются в различных видах деятельности детей. Это занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т. д.
При использовании речевых игр мы решаем следующие задачи:
• становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
• развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
• воспитание чувства ритма и темпа;
• формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
• развитие физиологического и речевого дыхания;
• активизация речевых процессов;
• воспитание умения работать сообща.
Использование речевых физминуток помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.
По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения.
Во время занятия у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении.
Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физминутка!
Любая образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой
нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.
Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки.
В детском саду на занятиях проводится физминутки с целью эмоциональной разрядки, развития мышечной активности, коррекции недостатков речи, предупреждения переутомления, физминутки включаются в середине занятий и проводятся 1,5 – 2 мин.
Каждый педагог должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут.
Следует подчеркнуть, что физкультминутки можно проводить как в положении стоя, так и в движении, когда дети могут ходить друг за другом по кругу то в одном направлении, то в другом направлении или произвольно по всей группе. Это дополнительно развивает координацию движений, внимание, снимает усталость, связанную с сидением за столом. Физкультминутка может повторяться до трех раз за занятие, по желанию детей. Рекомендуется проводить физкультминутки в разных вариантах в зависимости от потребностей детей на определенном занятии.
Существуют разные виды физминуток.
1.Пальчиковая гимнастика:
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития является хорошее развитие руки, кисти – мелкой пальцевой моторики. Существует целая методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями. Уже с двух лет рекомендуются приёмы самомассажа кисти руки, пальцев («мальчик-пальчик»).
«Вот помощники мои»
Пальцы встали дружно в ряд,
Десять маленьких ребят.
Эти два всему указка
Всё подскажут без подсказки.
Пальцы – два середничка,
Два здоровых добрячка.
Ну а эти безымянны
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них
Два больших и удалых.
При помощи этого стихотворения можно выучить с детьми названия пальцев рук. Эффективен массаж пальцев, его нужно начинать с большого пальца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать рифмовками.
1. Массаж ладонных поверхностей разными шариками.
2. Массаж шестигранными карандашами.
3. Массаж четками – очень успокаивает и настраивает на гармоничное восприятие окружающего.
2. Координация речи с движением направлена на формирование умений подражательных действий в сочетании с речью, ориентировки на общий ритм движений, воспроизведения движений по образцу и умений моделирования действий по аналогии; используются на занятиях, как динамическая пауза, а также и в свободной деятельности.
Солнышко, солнышко
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают
Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки.
Дети протягивают по очереди руки вперед.
Дети разводят руки в стороны и прижимают их к сердечку.
Делают волнообразные движения вытянутыми вперед руками.
Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев.
Дети медленно приседают.
Поднимаются на носочках и тянутся вверх.
3. Ритмические движения под музыку. Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, аритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывают согласованную реакцию всего организма.
Ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе шагом, бегом, прыжками.
Обучение детей воспроизводить ритмически рисунок хлопками, звоном бубенчиков отстукиванием на барабане, бубне.
Ходят часики — тик-так
И вот так, и вот так.
Громко бьют часы кругом:
Бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Гирю оттянули вниз.
Скрип-скрип-скрип,
Скрип-скрип-скрип.
Вот так часовой сюрприз!
Гиря вверх опять ползет,
Чтобы завести завод.
Чтобы стрелки в путь пошли,
Молоточки есть внутри.
Тук-тук-тук — они стучат.
— Тук-тук-тук, — все говорят.
Завертелось колесо,
Вот другое в ход пошло.
Скрип-скрип-скрип, та-ра-ра.
Закрутилось до утра.
Дети сгибают руки в локтях перед собой и ритмично покачиваются из стороны в сторону (руки—стрелки).
Ритмично хлопают руками.
Ритмично похлопывают по телу сверху вниз.
Ритмично похлопывают по телу снизу-вверх.
Ритмично постукивают кулачком о кулачок.
Ритмично «заводят мотор» руками.
4. Массаж лица.
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиками провело:
И погладило, и погладило!
Поглаживающие движения от середины лба к вискам
Вокруг круговых мышц глаз, от переносицы к вискам
По мышцам щек от крыльев носа к вискам;
От середины подбородка к ушам.
5. Фонетико-фонематические физкультминутки. Можно использовать на занятиях по обучению грамоте. Такие физминутки хорошо дают представления об акустико- артикуляторном образе звука. Также их можно использовать, как артикуляционную гимнастику.
Гласные звуки «А, У, И, О, Э, Ы»
А – ротик шире детвора ААА руки вверх
У – губки хоботком тяну УУУ руки вперед
И – губки к ушкам растяни ИИИ руки в стороны
О – губки колесо ООО руки кольцом перед собой
Э – повторяем дружно ЭЭЭ руки овалом сзади
ы – тянем мы на все лады ЫЫЫ руки овалом спереди
Активно работают губы. Произносим на выдохе сначала по одному звуку. Потом усложняем и произносим с движениями 2 – 3 – 4 – 5 звуков одновременно, постепенно увеличивая длину выдоха.
6. Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
7. Упражнения на развитие дыхания и голоса. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Также может применяться в качестве динамической паузы во время образовательной деятельности.
Дети с восклицательной (вопросительной)интонацией договаривают звукоподражания:
Гуси начали опять по-гусиному кричать:
-Га-га-га!)
Лягушата квакают:
-Ква-ква-ква!)
А утята крякают:
-Кря-кря-кря)
Кошки замурлыкали:
- Мур-мур-мур)
Поросята хрюкают:
-Хрю-хрю-хрю!)
Существуют определенные требования к физминуткам:
- должны быть простыми, удобными;
- должны включать движения, вовлекающие все группы мышц;
- должны быть интенсивными;
- должны быть связаны с темой и содержанием занятия;
- движения и тексты должны быть доступными.
Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физминутки (физкультминутки) в детском саду
Физминутки" (физкультминутки) находятся различные упражнения основанные на зрительно-поисковых стимулах, применяемые на конкретных занятиях для переключения внимания детей, развития общей координации ...
Здоровьесберегающие технологии.Физминутки.
В середине каждого мероприятия важно проведения физминутки для здоровья ребёнка....
«Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не меньше удовольствия, чем опытный мастер». «Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не меньше удовольствия, чем опытный мастер». «Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не
Консультация для родителей...
НОД « У пернатых есть надежные друзья – такие же девочки, такие же мальчики, такие же счастливые как ты и я»
Проект на тему « У пернатых есть надежные друзья – такие же девочки, такие же мальчики, такие же счастливые как ты и я»Цель и задачи проектаПроблема: Исчезновение пернатых.Цель: Сохранение ...
Методическая разработка классному руководителю «Физминутки нам нужны, физминутки так важны» (35 полезных физминуток)
"Физминутки нам нужны, физминутки так важны"...
Консультация для родителей "Что такое физминутка?"
Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быс...