Развитие восприятия у детей дошкольного возраста.
консультация

Матвеева Юлия Владимировна

Рекомендации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospriyatie.docx14.7 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста.

Очень часто родители задают вопросы детскому психологу «Что же такое восприятие?», «Для чего диагностировать уровень его развития?», «Как развивать восприятие у ребенка?».

Восприятие –это психический процесс, ведущий в дошкольном возрасте. С помощью восприятия ребенок познает мир, знакомится с предметами, их свойствами, признаками, явлениями т.д.   Если в маладенческом возрасте ведущим познавательным процессом было ощущение, в периоде раннего детства – активно развивалась речь,то  дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития воприятия. Процесс восприятия –это целостность, образ предмета, который в последствии становится полученным опытом об окружающем мире.  Ребенок не рождается с уже готовым умением понимать и воспринимать окружающую действительность, он учится этому. С рождения ребенок имеет возможность видеть, слышать, слушать. Процесс  восприятия существует, но ребенок не умеет им пользоваться.

Очень важно понимать какой тип восприятия является ведущим, ведь каждый человек имеет свои особенности восприятия. Выделяют 3 основных типа восприятия которые можно выявить в дошкольном возрасте:

1. Ребенок Визуал, воспринимает информацию с помощью зрения, для данного типа очень важен зрительный образ.  Благодоря этому визуал обладает хорошей зрительной памятью. Такому ребенку необходим контакт глаз.  Если предложить новый предмет он сначала рассмотрит его. Такие дети любят наблюдать и часто не разговорчивы.

2.Ребенок Аудиал усваивает информацию с помощью слуха. Такие дети очень тонко различают звуки, легко идут на контакт, любят слушать музыку, придумывать истории, сказки. Познание окружающего мира посредством звуков дает активное развитие речи.

3.Ребенок кинестетик познает мир посредством ощущений (осязание, обоняние и т.д.), а так же с помощью движений. Для таких детей очень важны прикосновения, тактильные ощущения. У данного типа хорошо развита моторика и координация движений.

Данная характеристика не указывает на то, что у ребенка визуала не работают другие типы восприятия ( кинестетический, аудиальный), визуальный тип является ведущим типом.

Понимание особенностей восприятия играет большую роль в успешности обучения, получения новых знаний, общения.

   Процесс восприятия тесно связан с развитием других психических процессов, таких как мышление, внимание, память, воображение. Восприятие способствует развитию речи.  Поэтому так важно создать благоприятные условия для развития восприятия.

   В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Развитие процесса восприятия возможно с помощью различных сенсорных игр, упражнений.

Игры на усвоение соотношния предметов по величине, форме и цвету.

   - Можно использовать конструктор и большие и маленькие игрушки. Попросить ребенка построить дорожки короткие, длинные и поставить на длинную дорожки большую игрушку на короткую –маленькую.  Возможно усложнить задачу и поросить ребенка построить дорожку определенного цвета.

    - Расскаладывать по размерам различные предметы от меньшего к большему. Для этой игры можно взять игрушки, цветные коробки, мячи и т.д.

    - Находясь в комнате можно с ребенком искать высокие и низкие предметы (вещи, мебель), выделять цвета и формы (стол похож на квадрат, холодильник похож на прямоугольник-он белый и т.д.)

   - Для развития  процесса восприятия по соотношению предметов по величине можно использовать кубики, строить башни, сначала одинаковые, можно убрать детали или добавить и обсудить с ребенком какая башня стала выше, какая башня стала ниже, как сделать их одинаковыми.  Можно задавать вопросы ребенку: « какого цвета этот кубик?», «Какую геометрическую фигуру он тебе напоминает?».

    - Описывайте вместе с ребенком свойства фруктов, овощей.(Лимон желтый и кислый, апельсин оранжевый и круглый и т.д.).Взрослый может описывать свойства определенного фрукта, а ребенок попробует угадать что это за фрукт.

Игры на развитие слухового восприятия.

   - Предложите ребенку различные предметы (Бумага-шуршит, колокольчик,какие звуки издает барабан и т.д.). Прдметы могут быть разными. Затем попросите ребенка закрыть глаза и угадать по звуку какой это прдемет.

  - Разговаривайте шепотом!Ребенок должен находиться в 2х метрах от вас. Вы можете попросить выполнить какое то действие, при этом следите за четкостью слов.

   - Можно предложить ребенку различные игры с воспроизведением звуков животных, птиц.Взрослый может сам воспроизводить звуки живоных, а ребенок угадывать какому животное воспроизводит их.

Игры и упражнения на развитие тактильного восприятия.

    - В коробку или мешочек можно положить разные предметы известные ребенку. Это могут быть пуговица, колечко, кусочек меха. Предложить ребенку запустить руку в мешочек, выбрать предмет, описать его и назвать что это за предмет.

    - Предложите ребенку печоную терапию, рисование пальчиками на песке. Альтернативой дома станет манная крупа.

    - Для развития тактильного восприятия подойдет лепка, пластилин, рисование пальчиками, конструирование.

    Процесс развития восприятия очень важен для для детей дошкольного возраста. В период дошкольного возраста восприятие активно развивается и совершенствуется. Если у ребенка не будет благоприятных условий для развития процесса восприятия, это может повлечь за собой отставание в развитии, и как следствие задержку психического развития.  Развитое восприятие дает возможность лучше понимать явления, ситуации, выделять свойства и связи, легче усваивать информацию и тратить на это гораздо меньше энергитических сил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста

 Восприятие ребёнка изменяется и совершенствуется по мере овладения новыми персептивными действиями и их системами, позволяющими решать новые более сложные перцептивные задачи.  ...

Использование современных методик и технологий при развитии восприятия у детей дошкольного возраста.

В этом материале я хочу поделиться опытом  работы с  использованием   элементарного музицирования при восприятии музыки с детьми старшего  дошкольного возраста....

Картотека игр для развития восприятия у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ

Игры и упражнения направленные на развитие восприятия (цвета, соотношения предметов по величине, на усвоение геометрических форм) у дошкольников и детей с ОВЗ....

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста...

Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие ...

Статья: "Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста"

Восприятие в раннем детстве — это ведущая психическая функция, на основе которой развиваются такие психические функции, как память, внимание, мышление и воображение.Среди всех умственных процесс...