"Развитие восприятия у детей дошкольного возраста через дымковскую игрушку"
статья по рисованию (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Развитие восприятия у детей дошкольного возраста через дымковскую игрушку» (из опыта работы).
Чудо-ремесло-дымковская глиняная игрушка. Нас, воспитателей и наших воспитанников, всегда привлекали яркие, забавные игрушки, сделанные руками мастеров из Кировской области. Игрушки эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир весёлого праздника. Дымковская игрушка вошла в наш быт, вписалась в интерьеры помещений, стала люби-мым подарком и сувениром, желанной гостью выставок и экспозиций.
Мы определили для своей работы по данной теме следующие направления:
1. Знакомство с основами дымковского промысла.
2. Составление плана по знакомству детей с дымковской игрушкой.
3. Создание условий для самостоятельной художественной деятельности детей.
4. Оформление уголка по мотивам дымковской игрушки.
5. Использование музыкального фольклора для более полного и содержательного знакомства детей с народной игрушкой.
Составили план работы по знакомству дошкольников с дымковской игрушкой, рассчитанный на четыре года и включающий три этапа.
1.Освоение отдельных элементов дымковского орнамента (младшая и средняя группа).
2. Освоение дымковской росписи и начало лепки игрушек (старшая группа).
3. Лепка и роспись дымковских игрушек (подготовительная группа).
В младшей группе первоначально шло освоение точек- горошин кистями, далее учили делать клетки-пересечение вертикальных и горизонтальных линий и заполняли их мазками, точками. В средней группе включили два-три новых элемента: расписывали фартук, используя полоску с точками, в салфетке добавляли к этому изображению мазки, а юбку оформляли кружками с различными дополнениями: полосками, мазками, точками.
Добивались от детей правильно действовать кистью, пользоваться двумя, тремя красками, составлять простейшие композиции.
При переходе к следующему этапу задачи усложняли. Здесь мы учили ребят составлять узоры из знакомых элементов, украшали орнаментом рисунки, силуэты игрушек, то есть составляли композицию подбирали нужный цвет, подмечали красоту, оригинальность изделия.
В старшей группе запланировали: знакомство с дымковским промыслом. Роспись силуэтов игрушек с помощью таблиц и самостоятельно, подготовку к лепке и начало освоения лепных работ. Дети, расписывая силуэты , первоначально использовали только отдельные легкие элементы, упрощали орнамент, невыразительно пользовались цветом. Я обратила на это внимание и стала чаще использовать на занятиях таблицы, стали работать над композицией рисунков, над подборкой. Знакомя детей с росписью, развивая восприятие. Отметили, что нарядность игрушке придаёт сочетание разных узоров, например, на фартуке и на юбке барыни. Дети самостоятельно стали составлять узоры из отдельных элементов. Готовя детей к поделке игрушек из глины, мы лепили и расписывали с ними бусы и плиточки. И здесь уже появилось начало творчества. Каждому хотелось сделать свою красивую плиточку или бусинку, придумать оригинальную композицию узора, подобрать нужный цвет. Рисование на объёмной форме намного труднее, чем на листе, и нам пришлось немало потрудиться, чтобы дети художественно-правильно оформляли свои работы. Восприятие объёмного и рисование объёмного- трудность восприятия. Но тем и хороша дымка для восприятия ребёнка, что элементы, независимо друг от друга можно располагать бесконечно, не испортив общего вида изделия. Элементы ритмичны; сколько может быть кружков на туловище лошади, сколько угодно, больше, меньше.
Для работы с детьми подготовительной группы поставили следующие задачи: глубже познакомить дошкольников с народным промыслом, с разнообразной тематикой изделий, научить их восприятию и различным специфическим приёмам лепки дымковских игрушек, изображать скульптурные группы.
В работе стремилась к тому, чтобы полученные на занятиях умения и навыки дети закрепляли в свободное время, постарались создать развивающую среду, умели замечать красивое и стремились создавать его. Мы оборудовали уголок изо творчества с образцами прикладного искусства, отвели место для демонстрации детских работ. Ребята увлеклись разрисовкой силуэта, лепкой и росписью нарядных бус для кукол, изготовлением интересных фризов из ярких плиток, подготовкой игрушек для выставки, так как эти игрушки удовлетворяли духовные потребности детей. Детские работы использовали для украшения групповой комнаты, а так же подарки родителям.
Театрализованное представление «Дымковские узоры» завершило работу выставки. Весёлый спектакль стал настоящим праздником для детей. Они «побывали» у мастеров в старинной русской избе села Дымково; повеселились на пёстрой весенней ярмарке, где весело отплясывали лихие наездники и расфранченные барышни; рассказали об игрушках, сделанных своими руками; отведали за русским самоваром вкусное печенье, сушки, сухари.
Процесс изготовления игрушки разделила на два этапа: лепка изделия и роспись.
Для того, чтобы дети научились лучше воспринимать и распознавать дымковскую игрушку по её форме и характеру росписи, использовали в обучении дидактическую игру «Магазин игрушек». Детям предлагали выбрать для покупки в «Магазине», где собраны разнообразные игрушки, именно дымковскую. Ребёнок выбирает и описывает её с точки зрения содержания, формы и росписи. В подготовительной группе игру усложняли. Задавали ребятам вопросы, каким способом лепится та или иная игрушка, как она расписывается. Другим вариантом этой игры может быть составление детьми рассказов об игрушке.
Изделия дымковских мастеров использовали и на занятиях по лепке в старшей и подготовительной группах. Игрушка помогала знакомить детей с пропорциями, формой, которая хоть и условна, но вполне доступна детям.
Рассматривая глиняные игрушки, дети постепенно усваивают способы лепки, Игрушка помогает научить ребят изображению сказочных персонажей. Анализ занятий, проводимых с детьми, подготовительной группы, показывает, что после лепки народных игрушек ребята лучше справляются с образами героев сказок.
Однако не следует забывать, что частое использование на занятиях народной игрушки может привести к тому, что работы детей будут однообразными по форме и способу лепки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру
Дидактические игры для детей дошкольного возраста, развивающие цветовое восприятие....
Материал из опыта работы по теме "Развитие музыкальной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки".
Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей. Программа по слушанию музыки в детском саду определяется...
Презентация для детей дошкольного возраста о дымковской игрушке
Презентация знакомит детей дошкольного возраста с дымковской игрушкой, историей её возникновения....
Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру
Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру...
Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»
Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...
Методическая разработка на тему " Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки"
Методическая разработка на тему « Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки »Работа выполнена по образовательной программеКоролева Наталья...