Консультация для родителей «Как организовать простейшую исследовательскую деятельность в семье».
консультация

Жигачёва Галина Викторовна

Рекомендации родителям по организации исследовательской деятельности в семье

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 «Как организовать простейшую исследовательскую деятельность в семье».

Разработала воспитатель Жигачёва Г.В. 

       Нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания.

Очень часто мы говорим малышу: «Отойди  от  лужи, испачкаешься!  Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость!  Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»

       Может быть, мы, взрослые  – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

        Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

      3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

       Несложные опыты и эксперименты можно организовать в домашних условиях. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

   Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т. д.

   Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.

     Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

      С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Камни можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка). Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.

        Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки.  При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины.

      Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.

     Чем больше вы с ребенком будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Что нужно делать, что бы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему? »

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей " Как организовать предметно развивающая среду в семье".

Провела консультацию для родителей по "Как организовать предметно развивающую  среду в семье"....

Электронная презентация для родителей. Как организовать творческо-исследовательскую деятельность дошкольника. Детско-родительский проект "Красная книга Самарской области"

В группе в рамках экологической недели прошла беседа о Красной книге.  У детей возникло очень много вопросов, один из главных: «Какие растения и животные, занесенные в Красную книгу ес...

Консультация для родителей. «Как организовать игры с мячом в семье»

В консультации подобраны рекомендации, какие игры и упражнения с мячом можно использовать в домашних условиях, играя с ребенком....

Консультация для родителей "Как организовать игры с мячом в семье"

Ведущая деятельность ребенка - игровая. Это значит, что именно игра, в большей степени, влияет на общее развитие малыша. Может быть, поэтому игровые приемы являются наиболее действенными, когда родите...

Консультация для родителей «Как организовать игры с мячом в семье?».

Игра формирует мир ребенка, является его своеобразной практическойдеятельностью, а так же средством всестороннего развития, поэтому вдошкольном возрасте занимает ведущее место....