Консультация для родителей "Как организовать игры с мячом в семье"
консультация по физкультуре
Ведущая деятельность ребенка - игровая. Это значит, что именно игра, в большей степени, влияет на общее развитие малыша. Может быть, поэтому игровые приемы являются наиболее действенными, когда родители хотят научить чему-либо маленьких детей или привить им полезные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_kak_organizovat_igry_s_myachom_v_seme.docx | 579.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
дошкольные группы
Консультация для родителей
«Как организовать игры с мячом в семье»
Подготовила
инструктор по физической культуре
Щербакова Т. Н.
Г. Югорск 2020
Ведущая деятельность ребенка игровая. Это значит, что именно игра в большей степени влияет на общее развитие малыша. Может быть, поэтому игровые приемы являются наиболее действенными, когда родители хотят научить чему-либо маленьких детей или привить им полезные навыки.
К сожалению, умение играть с ребенком дано не каждому взрослому. Играя с малышом, мы как бы сами становимся детьми. Вспомним свое детство: кого из взрослых мы любили больше всех? Да тех, кто умел играть с нами. Они становились партерами в играх, заражали фантазией, увлекали ролевым поведением, вносили в нашу жизнь радость…
Среди разнообразия детских игр можно выделить особый вид – игры с мячом. Многие родители не дают детям мяч в домашних условиях, считая его опасной игрушкой: можно разбить окно, зеркало, люстру. И это понятно, мяч побуждает к высокой подвижности, поэтому, как считают многие взрослые, в руках малыша он становится «непредсказуемым» предметом. И в то же время все согласятся, что игры с мячом являются любимыми играми в раннем детстве. По всей вероятности, этот предмет любим детьми ещё и потому, что «созвучен» им – такой же прыгучий, «заводной», мобильный, забавный и каждый раз новый в своих проявлениях.
Как же организовать игры с мячом в семье?
- Во – первых, в условиях помещения игры должны быть организованы взрослыми.
- Во – вторых, взрослые должны быть непосредственными участниками игры, партнерами малыша.
- В – третьих, играм с мячом на улице следует уделить особое внимание: не следует играть вблизи проходящего транспорта, на высоких подиумах, платформах, необходимо избегать опасных канав или скрытых ям. Мяч требует уважения к себе и безопасного пространства: умная игрушка достойна умного подхода к её использованию.
Мяч таит в себе гармонию формы, яркость цвета, динамичность, поэтому эмоционально воздействует на ребенка, что находит отражение в содержании детских игр. Умение пользоваться им разумно созвучно самой природе раннего детства.
Двигательная активность ребенка формируется «от головы к конечностям». В животном мире наблюдается обратное – «от конечностей к голове». Например, новорожденный котенок, зайчонок, бельчонок и другие детеныши животных начинают передвигаться раньше, чем видеть и слышать. У ребенка же сначала активируются сенсорные сферы: зрение, слух, осязание и т. д. И только к году дитя делает свои первые шаги.
Сказанное выше позволяет заметить, что все основные движения ребенка (ходьба, бег, прыжки, бросание, метание и т.д.) носят социальный характер и приходят к нему в процессе воспитания на протяжении первых лет жизни в результате созревания двигательных центров и развития основных групп мышц. Это осуществляется в социальной практике – в процессе общения с взрослым. Иными словами, малыш овладевает основными движениями, осваивая опыт человечества (А.Н. Леонтьев).
Задача взрослого – создать необходимые условия для сенсомоторного развития малыша с первых месяцев его жизни.
Организация целенаправленной двигательной активности ребенка как в семье, так и в детском учреждении играет важную роль в педагогике раннего детства. Действительно именно на втором – третьем годах жизни дети в достаточной степени овладевают основными движениями, сохраняющими свою значимость на протяжении всей последующей жизни.
Неслучайно физической культуре в детских садах уделяется огромное внимание.
Из всех физкультурных мероприятий с детьми необходимо особо выделить подвижные игры и упражнения с мячом. Мяч проходит через все периоды детства: раннее, дошкольное и школьное.
В первые годы жизни ребенка мячи (шары) в показах взрослого используются как развлечение, забава. Малыш настолько мал, что ещё не может удерживать их в руках и только с интересом наблюдает за действиями мамы.
По достижении возраста шести месяцев он уже берет погремушки, шарики и другие предметы из всех положений и удерживает их в руке. Теперь мяч выступает как средство игры – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действия руки. Это важно: предметная деятельность является одной из ведущих в ранний период жизни.
На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и «растут» вместе с ребенком.
К концу дошкольного возраста и в школьный период мяч становится не только любимой игрушкой, но и предметом занятий спортом (гимнастические упражнения, эстафеты, футбол, баскетбол, волейбол и т.п.).
Он остается значимым предметом игр, забав, спорта и для взрослых.
Однако, первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоционального насыщения, физического и интеллектуального развития ребенка.
Немного истории
Когда и где появился мяч? Точного ответа на этот вопрос нет. История не знает ни точного места, ни времени возникновении мяча и игр с ним. Известно лишь, что, появившись в глубокой древности, за всю историю своего существования он претерпел много изменений. Его плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, шили из кожи, набивая травой или опилками. Мяч и предметы, похожие на него, археологи находят по всему миру. Оказывается, на ранних ступенях развития человечества игры с мячом носили культовый, ритуальный характер. И лишь спустя тысячелетия мяч стал использоваться как эффективное средство воспитания ручной ловкости, развития координации движения силы и меткости. Мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти: клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока он не становился плотным, после чего бросали в кипяток, вынимали, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по упругости не уступал резиновому.
Не удивительно, что для игр с мячом накопилось за предшествующие века очень много – каждая со своей историей, правилами и традициями. Некоторые стали настолько популярны, что без них нельзя представить современный спорт (футбол, баскетбол, волейбол, регби, водное поло, гольф и т.д.).
Теперь любой ребенок имеет возможность выбрать мяч для игры: из кожи, резины или пластика, желтый или красный, прыгучий или не очень, легкий или тяжелый – на любой вкус.
Педагогическая ценность игр с мячом
Дети, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия с ним (бросание, катание, ловля и др.), получают нагрузку на все группы мышц (спина, брюшной пресс, ноги, руки, кисти) – активизируется весь организм. Даже простое подкидывание мяча вверх заставляет ребенка выпрямляться, что благотворно влияет на осанку.
Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.
Такие игры и упражнения развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность броска; нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гиперподвижных детей. Кроме того, они развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца.
Мяч – первый предмет из жизни ребенка, форма которого наиболее благоприятна для игр детей раннего возраста.
В этой связи уместно вспомнить замечательные слова известного педагога прошлого Ф. Фребеля: «Мяч есть нечто такое, что в единении с наклонностью ребенка к деятельности, благодаря своей бесконечной подвижности и разнообразию своего применения, постоянно и всевозможными способами побуждает ребенка к игре…Мяч имеет ещё особенную прелесть, такую полную жизненного значения привлекательность для первого детства, равно как и для следующего за ним юношеского возраста, что без всякого сравнения является первой и самой важной игрушкой. У ребенка каждая рука в отдельности и обе вместе устроены как бы специально для того, чтобы обнять собою, заключить в себе шар или мяч. Удерживая мяч в своей руке, учась владеть им, у ребенка укрепляются мускулы пальцев, кисти руки и всей руки, а также происходит надлежащее развитие и усовершенствование руки и пальцев, прежде всего в целях самостоятельного обращения c самим мячом, а потом и в целях правильного и надлежащего обращения с другими вещами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как организовать игры с мячом в семье? Консультация для родителей
Ведущая деятельность ребенка третьего года жизни – игровая. Это значит, что именно игра в большой степени влияет на общее развитие малыша. Можетбыть, поэтому игровы...
Консультация для родителей "Как организовать игры с мячом в семье"
консультацмя для родителей...
Консультация для родителей. «Как организовать игры с мячом в семье»
В консультации подобраны рекомендации, какие игры и упражнения с мячом можно использовать в домашних условиях, играя с ребенком....
Как организовать игры с мячом в семье?
Методический материал "Как организовать игры с мячом в семье?"...
Консультация для родителей «Как организовать игры с мячом в семье?».
Игра формирует мир ребенка, является его своеобразной практическойдеятельностью, а так же средством всестороннего развития, поэтому вдошкольном возрасте занимает ведущее место....
Консльтация для родителей "Как организовать игры с мячом в семье?"
В играх с мячом развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость. Такие игры благотворно влияют на работоспособность ребенка....