Роль музыки в развитии дошкольников
статья (старшая, подготовительная группа)

Дети, как губка впитывают новые навыки и знания. Формирование личностных характеристик, черт характера, приоритетов и талантов в большей степени определяется генетической средой, однако, классическая музыка оказывает огромное влияние на раннее развитие ребенка, раскрывает чувственно-эмоциональные грани психики. Родителям крайне необходимо уделать внимание музыкальному воспитанию их ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muzyki_v_razvitii_doshkolnikov.docx16.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыки в развитии дошкольников

Каждая мама мечтает, чтобы ее малыш рос спокойным и радостным, был успешным, хорошо учился и обладал лидерскими качествами. Однако жизнь зачастую оказывается гораздо сложнее, а взросление малышей и познание ими мира сопровождается постоянными стрессами. Малыш познает свое «я» и отстраивает личные границы, борется и реальными и иррациональными страхами, и страдает от первых неудач. В такие моменты особенно хочется поддержать взрослеющую личность. И сделать это можно не только прямым способом – нотациями и активным воспитанием, но и мягко, ненавязчиво – например, при помощи классической музыки. Давно замечено: правильно подобранная классическая музыка удивительным образом успокаивает нервную систему ребенка, дает вдохновение, энергию и концентрацию внимания.

По мнению многих физиологов, психологов, педагогов именно возраст до семи лет является периодом становления личности ребенка и его характера; периодом, когда закладывается интеллектуальная база, на основе которой в последующем будет развиваться умственная деятельность человека; периодом активного роста и развития мозга. Нервная система ребенка дошкольного возраста чрезвычайно пластична и чувствительна к внешним воздействиям. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Как утверждают многочисленные исследования, использование музыки в качестве дополнительного сенсорного притока значительно улучшает функции речи у детей дошкольного возраста, улучшает запоминание ключевых фраз и облегчает усвоение информации дошкольниками. Под воздействием музыки происходит улучшение кратковременной вербальной памяти, лучше запоминаются цвета, названия геометрических форм, чисел, картинок. По данным Н.Н.Брагиной, Т.А.Доброхотовой и Л.П.Новицкой, музыка способствует облегчению зрительного восприятия. Подтверждено, что музыка снижает психоэмоциональное напряжение, способствует фокусировке внимания, а также вовлечению детей в деятельность, что помогает им достичь цели в овладении различными навыками

Ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки, поскольку оно сопутствует всем остальным. Слушая музыку, ребенок «вживается» в музыкальные образы, которые пробуждают ассоциации, почерпнутые из его личной жизни. Важно то, что восприятие музыки может происходить как на сознательном уровне (как правило, дети фиксируют свое внимание на какой-либо одной стороне музыкального образа – ритме, тембре, динамике, ладе и т.д.), так и на подсознательном уровне. Доказано, что даже бессознательное восприятие музыки оказывает довольно положительный эффект на интеллектуальную деятельность детей. Даже пассивное, регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки активизирует зрительное восприятие, улучшает внимание, кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. Уроки музыки развивают у детей красивую и грамотную речь. Музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, говорят когнитивные психологи.

Научные исследования определили побочные интеллектуальные эффекты, возникающие в результате музыкальных влияний, такие как:

1. повышение уровня читательских навыков;

2. повышение уровня речевых навыков;

3. улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач;

4. улучшение вербальных счетно-арифметических способностей;

5. улучшение концентрации внимания;

6. улучшение памяти;

7. улучшение моторной координации.

        

Какое же конкретно влияние производит прослушивание классической музыка на детей дошкольного возраста?

  1. Развитие памяти. Прослушивание и узнавание мелодии или текста песен происходит скорее на подсознательном уровне.
  2. Формирование речи. Пытаясь воспроизводить тексты песен или имитируя мелодию, ребенок тренирует артикуляцию, учится повторять звуки.
  3. Эмоциональное развитие. Спокойные мелодии расслабляюще воздействуют на чрезмерно активных малышей, а ритмичная музыка бодрит пассивных деток.
  4. Развитие творческих навыков. В процессе прослушивания различных произведений включается воображение и понимание процессов происходящего (если вы просматриваете оперу, музыкальную сказку).
  5. Пространственное восприятие. Удивительно, но детки, которым регулярно давали прослушивать классическую музыку или она просто фоном была в процессе игр, занятий, раньше учились писать, читать и считать.

Какую же музыку надо включать детям дома и какого эффекта от нее можно ожидать? А какая может нанести больше вреда, чем пользы?

Помимо однозначно полезной музыки для детей, существует и та, которую при детях слушать не очень правильно, и включать им фоном явно не рекомендуется. В первую очередь, это касается музыки, в которой превалируют ударные инструменты.

Не стоит нервировать нежный детский слух тяжелой музыкой вроде хард-рока и хэви-метала. Хотя все больше экспертов и психологов сейчас говорят не о жестком требовании неким критериям, а призывают к разнообразию и гибкости, но все они признают: очень громкая и шумная музыка может провоцировать истерики и даже агрессию у детей.

Вряд ли окажут пользу детям песни, где присутствует нецензурная лексика.

Если ваш ребенок чрезмерно активен, и при помощи музыки вы стремитесь успокоить его нервную систему, не перебарщивайте с излишне спокойной лирической и нудной музыкой. Сделав личную подборку приятных уху и мозгу композиций, стоит включать их точечно, по 20-30 минут несколько раз в день. Если же заунывная музыка будет звучать в доме, где находится ребенок с утра до вечера, это может также вызывать раздражение. Либо ваш ребенок научится абстрагироваться и ее «не слышать».

Список произведений, который включается для детей, должен состоять и из классической музыки, и из народной, и из джазовой, и из легкой детско-эстрадной. Хорошая подборка произведений должна быть разнообразна и пробуждать детский интерес, а не провоцировать равнодушие или отрицание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль музыки в развитии экологической культуры дошкольников"

Сообщение из опыта работы музыкального руководителя....

Роль музыки в развитии творческих способностей дошкольников

"Без  творчества  немыслимо  познание  человеком  своих  сил, способностей, наклонностей." В.А.Сухомлинский. Творческие  способности - это  индивидуальные...

Роль музыки в развитии творческих способностей дошкольников

"Без  творчества  немыслимо  познание  человеком  своих  сил, способностей, наклонностей." В.А.Сухомлинский. Творческие  способности - это  индивидуальные...

Роль музыки в развитии ребенка. Особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями речи.

Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, участвует в формировании личности. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его...

консультация «Роль музыки в развитии экологической культуры дошкольников»

консультация музыкального руководителя для педагогов по экологии...

Роль музыки в развитии речи младших дошкольников.

После 2 лет нужно петь с ребенком. Песня влияет на важные процессы в мозге, учит слушать, повторять, пропевать, запоминать слова. Когда кроха поет, развивается дыхание, голос, чувство темпа, ритма, ди...