консультация «Роль музыки в развитии экологической культуры дошкольников»
консультация
консультация музыкального руководителя для педагогов по экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация : «Роль музыки в развитии экологической культуры дошкольников» Воспитание чувств у детей является одной из наиболее важных педагогических задач, не менее важной, чем развитие умственных способностей. От чувств и эмоций зависит отношение ребенка к окружающему миру, а значит и формирование ЭС. “Годы детства – это прежде всего воспитание сердца” (В. Сухомлинский). Экологическое воспитание дошкольников без “воспитания сердца” невозможно. На помощь здесь приходит музыка. Музыка способна зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства. Она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее. Дети должны слушать красивую музыку. Это породит красоту человеческого духа, чувств, мыслей. Да и сама музыка рождается благодаря великой природе. Доказательством этого может послужить высказывание великого немецкого композитора Бетховена: “Вы меня спросите, откуда я беру свои идеи?- Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тиши ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не встанут предо мной в виде нот”. Чтобы более полно использовать музыку в экологическом воспитании, необходима продуманная система обучения и воспитания, а также создание условий, учитывающих возрастную психологию и педагогику. Формы работы с детьми. Музыка на занятиях: Используются разные виды музыкальных занятий: комплексные, тематические, интегрированные, доминантные, обычные - это творческое дело педагога, ведь их можно организовать по-разному, интересно. Они помогают развить у детей тонкое, чувственное, бережное отношение к миру природы. Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка, склонившая веточки, хомячок, набивший зерном щечки, котенок, свернувшийся клубочком на коврике, и др.). Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в природе. Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т. д.). Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Подвижные и хороводные игры («Васька-кот», «Ворон», «Березка» и др.), а также музыкально-дидактические игры ( «Птица и птенчики», «В лесу» и др.) помогают в решении задач не только музыкального плана (развитие звуко-высотного, тембрового слуха, чувства ритма), но и экологического направления. При организации занятий важно учитывать следующие моменты: 1.Познание объекта природы начинается с наблюдения, которое проводит воспитатель . Затем эти наблюдения дополняются прослушиванием музыки, художественным словом, картинами, образными движениями (Падают снежинки). Таким образом, музыка выступает как эмоциональный помощник, дополняет, уточняет увиденное детьми. 2.Необходимо обращаться к одной и той же теме несколько раз. Это способствует развитию детского внимания и сохранению устойчивого интереса к одной теме. 3.Сезонные явления в природе ярче, образнее воспринимаются на музыкальных занятиях. Слушание музыки и стихов о природе – полезные элементы экологического воспитания ребенка, при помощи музыки ребенку легче объяснить, что все растущее и движущееся вокруг нас – живое, требующее к себе бережное отношение. 4.При выборе материала (как музыкального, так и экологического) для занятий прежде всего нужно учитывать привлекательность этого материала для ребенка и только потом переходить к его значимости, так как иначе привлечь внимание дошкольников практически невозможно. Весь материал должен быть доступен детскому пониманию и усложняться постепенно . 5.Экологические музыкальные занятия представляют собой совместную деятельность воспитателя и музыкального руководителя. 6.Музыкальную деятельность следует вводить в интегрированной форме в другие занятия. В большинстве случаев музыка используется на других занятиях в виде слушания. Поэтому наряду со слушанием музыки нужно использовать другие виды деятельности: слушание – движение ;слушание – игра; слушание – пение; слушание – рисование; слушание – рассказ ;слушание – наблюдение ;слушание – стихи; слушание – творчество детей ;слушание – труд в природе. Праздники и развлечения. Значение праздников и развлечений как форм экологического воспитания трудно переоценить. Эмоциональное развитие, “воспитание чувств” детей осуществляется под воздействием взрослых, которые задают ребенку эталон эмоционального отношения к природе. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей в комплексе оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей и т.д. Важно продумывать сценарии таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя и зрителем и участником совместной деятельности, смог по ходу праздника проявить самостоятельность, выбрать тот или иной способ действия, поступок, проявить сострадание, желание прийти на помощь тому или иному персонажу. Экологические праздники и развлечения несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием, доступным пониманию детей. По ходу сказки, следует вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острое желание помочь героям, решить возникшую проблемную ситуацию . Проживание ребенком событий является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных ситуациях. На праздниках ребенок действует в коллективе сверстников. Здесь он проявляет свои способности, самоутверждается, совершает поступки в соответствии с нравственными эталонами. Важная роль отводится разучиванию материала к празднику с детьми. Желание детей выступать на празднике, играть главную роль ведет к тому, что у детей возрастает интерес к разучиваемому материалу, а многократность повторения песен, движений, сценок ведет к более полному осмыслению экологических проблем и знаний. Эмоциональная окраска всего происходящего делает эти знания более долговременными. Работа с родителями. Учитывая тот факт, что родители являются основным авторитетом для ребенка, необходимо сделать их своими союзниками и единомышленниками, способными оказать неоценимую помощь в процессе экологического воспитания. В детском саду используются следующие формы работы:
Эффективной формой работы с родителями является праздник, особенно в настоящее время, когда большинство семей сталкивается с социально – экономическими трудностями и живут в состоянии постоянного стресса, хронического недовольства. На экологическом празднике:
Необходимо отметить, что педагог должен показывать личный пример родителям, профессиональную заинтересованность, доброжелательность и тактичность, одинаково искреннее отношение ко всем присутствующим. Также педагог должен заранее продумывать свое поведение с трудными детьми, вместе с дошкольниками приготовить приглашения для родителей, во время праздника чаще хвалить детей и их родителей, дарить им грамоты, значки за достижения. После проведения праздников рекомендуется проводить совместные обсуждения с целью накопления опыта. Заключение. Музыка занимает значительное место в методике экологического воспитания. Формы и методы работы с детьми по формированию у детей экологического сознания разнообразны, однако они будут намного эффективнее, если будут подкреплены яркими, положительными чувствами, которые вносит музыка. Закончить хотелось бы следующими словами: Душа ребенка как растение: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко и семечко проросло. Всем нужна забота и деревцу, и цветку, и бабочке, и муравью, и человеку. Забота Природы. Душа ребенка – это росток. Чтобы из семечка вырос цветок - Много потратится сил и тепла, Нежного слова, улыбок, добра! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/17/picture-1261877-1597663210.jpg)
Консультация «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника»
Консультация «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника» Современный мир характеризуется чрезвычайной противоречивостью процессов, протекающих во всех сферах жизнед...
Роль музыки в развитии дошкольников
Дети, как губка впитывают новые навыки и знания. Формирование личностных характеристик, черт характера, приоритетов и талантов в большей степени определяется генетической средой, однако, классическая ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/06/picture-1370376-1662472680.jpg)
Консультация «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Консультация «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/14/picture-1427444-1665746190.jpg)
Роль музыки в воспитании дошкольников в ДОУ
Музыка – самое яркое, а потому и самое эффективное средство воздействия на детей. С рождения ребёнок окружён музыкальными звуками – это мамочкины колыбельные, бабушкины попевки и просто по...
Консультация "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Консультация "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"...