Двигательная активность детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)
«Использование разнообразных форм организации двигательной активности детей младшего дошкольного возраста для укрепления их физического здоровья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование разнообразных форм организации двигательной активности детей младшего дошкольного возраста для укрепления их физического здоровья».
Общеизвестно решающее значение дошкольного периода онтогенеза для становления личности ребенка, создания предпосылок его гармоничного развития. Не менее известно, что полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а так же от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.
*Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так при малоподвижном режиме возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Кроме того, сниженный двигательный режим способствует отклонениям в физическом развитии в сторону избыточной массы тела.
Чрезмерная двигательная активность так же нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразится на развитии организма ребенка. Двигательная активность дошкольника складывается из суммы разнообразных движений, выполняемых в течение дня. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать двигательную активность детей, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Однако последние 10-15 лет именно физическое состояние дошкольников вызывает большую тревогу ученых и практиков здравоохранения и образования. Если двадцать пять лет назад рождалось 20–25% ослабленных детей, то сейчас число "физиологически незрелых" новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Кроме того, в среднем 20% дошкольников имеют низкий уровень физического развития, а к 7 годам количество детей имеющих низкий уровень физической подготовленности вырастает до 25–27%. Такое положение сохраняется и даже усугубляется, несмотря на существование большого количества программ по физическому воспитанию дошкольников и новых методических разработок. Таким образом, правильная организация и использование разнообразных форм двигательной активности детей в дошкольных учреждениях, является, на наш взгляд, важнейшей задачей в воспитании гармонично развитой, здоровой и, что не менее важно, хорошо подготовленной к школе личности.
Грамотно организованная двигательная активность ребенка, является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двигательная активность играет так же важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.
При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности, в частности, мягкость и податливость скелета, недостаточное развитие мускулатуры и связочного аппарата, быструю утомляемость. Нужно иметь в виду, что некоторые движения вредны детям. Нельзя разрешать им висеть на руках, прыгать с высоты, требовать правильного исполнения тех или иных упражнений путем длительного повторения. Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального подхода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья каждого ребенка, темпы его физического развития, медицинские показания. Очень важно соблюдать баланс между подвижными и спокойными играми, не допуская перевозбуждения и переутомления малышей.
Учитывая то, что двигательная активность детей является одновременно и условием и стимулирующим фактором развития, педагог в процессе своей работы должен использовать разнообразные формы организации двигательной активности детей. Все формы организации взаимосвязаны и дополняют друг друга. К ним предъявляются единые педагогические требования, а именно: ежедневность проведения; постепенность усложнения требований к качеству движений, объему физических нагрузок; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; создание необходимых условий (оборудование, игрушки, пособия).
Одной из таких форм является игра. Игра – неотъемлемая часть развития ребёнка, главный плюс которой состоит в активной и самостоятельной деятельности, при которой он проявляет свои способности и видит результат своих действий.
Игра – одно из самых важных средств на пути к познаниям окружающего мира.
Следует знать, что любая игра, даже самая простая, развивает и формирует личность ребёнка. Игры, в психологическом развитии малыша, нельзя недооценивать. Во время игр у ребёнка улучшается настроение, обогащается его чувственный опыт, развивается образное мышление, речь и воображение, а так же закладываются базовые знания творчества. У детей с развитым воображением, как правило, интеллект более развит, они лучше и адекватнее реагируют в нестандартных ситуациях, учёба им даётся легче.
Игра это важное условие социального развития ребёнка, благодаря которой он знакомится с делами и поступками взрослых, учиться понимать чувства других людей, получает навыки общения и сопереживания, веселье и свободу. На физическое развитие детей игра так же оказывает своё влияние, стимулируя активность ребёнка. Обладая хорошим психотерапевтическим эффектом, игра даёт ребёнку возможность избавиться от негативных переживаний. Через игру и игровые действия ребёнок усваивает различные знания и умения в понятной для него форме. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Игра одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.
*Утренней гимнастике принадлежит большая оздоровительная роль. При выборе упражнений для утренней гимнастики следует руководствоваться следующими принципами:
- упражнения должны быть доступными;
- разнообразны по видам движений, охватывать разные группы мышц (плечевого пояса, спины, живота, и ног).
- упражнения должны быть имитированные (образные).
Систематические занятия утренней гимнастикой способствуют развитию у ребят правильной осанки, тренируют и усиливают деятельность всех органов и систем. Особенно полезны упражнения, направленные на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение вентиляционной способности легких, коррекцию опорно-двигательного аппарата. Для повышения функциональной работоспособности сердечно-сосудистой, бронхо-легочной систем особенно эффективны упражнения, связанные с естественными движениями: дозированный бег, ходьба со сменой темпа и направления, ходьба в чередовании с бегом. При выполнении детьми физических упражнений целесообразно широко использовать различные предметы – гимнастические палки, мячи разных размеров. Особая роль в повышении физических и физиологических возможностей принадлежит упражнениям, улучшающим местное крово- и лимфообращение: приседания, ходьба на согнутых ногах, бег на месте, медленный бег и др. В неё входят так же общеукрепляющие упражнения в положении стоя, сидя, лежа, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук и ног. Таким образом, правильно организованная утренняя гимнастика вызывает эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, дает наибольший оздоровительный эффект.
*Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия – самая эффективная школа обучения движениям. На этих занятиях формируются жизненно необходимые виды двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, ползанья и лазанья, бросания, ловли и метания; движений рук, ног, туловища, головы, построений и перестроений. А также формирование широкого круга игровых действий. Занятия проводят, используя гимнастическое оборудование (гимнастические стенки, скамейки, бревна, ребристые и гимнастические доски), а также индивидуальные физкультурные пособия (обручи, мячи и др.). Мы в своей работе используем разные типы физкультурных занятий: типовые, игровые, оздоровительные, сюжетные, физкультурные занятия на воздухе, которые руководствуются следующими принципами:
- принцип фанцинации (очарование) интереса к процессу движений и двигательных действий;
- принцип синкретичности (соединение, объединение) отражает единство в выборе средств и методов;
- принцип творческой направленности (ребенок самостоятельно создает новые движения).
Проведение физкультурных занятий в игровой форме, с использованием воображаемых ситуаций, игровых образов, подражательных действий, пробуждает интерес детей к этим занятиям. При этом воспитатель не должен ограничивать стремление детей к творческому самовыражению в двигательной активности, напротив, следует стимулировать и поощрять желание малышей придумывать различные двигательные элементы. Для достижения лучших результатов, желательно физкультурные занятия и подвижные игры сопровождать музыкой, песенками, чтением стихов. Это поддерживает интерес малышей к занятиям, облегчает выполнение трудных для них элементов упражнений, способствует творческому самовыражению.
*В музыкальных занятиях также присутствуют игровые действия, танцевальные движения под музыку. Поэтому физкультурные занятия целесообразно интегрировать с музыкальными занятиями, театрализованной деятельностью детей.
*Физминутки это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности. Они улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Физминутки проводят в разной форме: общеразвивающие упражнения, подвижные игры, дидактические игры с движениями, танцевальные движения, выполнения движений под текст стихотворения, любое двигательное действие и задание.
*Двигательные разминки предотвращают развитие утомления и снятие эмоционального напряжения в процессе занятий, требующих умственной нагрузки, что способствуют более быстрому восприятию программного материала и увеличению двигательной активности детей. Упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил.
*Самостоятельная двигательная деятельность организуется в свободное от обучения время, как в группе, так и на прогулке. Его содержание зависит от двигательного опыта ребенка, от его знаний и умений, умелого руководства, наличия педагогически целесообразной среды, свободной площади, от планомерно проводимой корригирующей индивидуальной и дифференцированной работы. Важно, чтобы ребята двигались по желанию, чередовали двигательную нагрузку с отдыхом. Прогулки проводят как в первую, так и во вторую половину дня. Для организации самостоятельной двигательной деятельности детей необходимо иметь пособия, атрибуты к подвижным играм, на участке различные постройки для лазанья. В разновозрастной группе, где больше малышей, необходимо достаточное количество однотипных пособий (мячей, атрибутов для подвижных игр и т.д.).
*Вечера-развлечения способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию у них интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. Такие мероприятия мы проводим совместно с музыкальным руководителем, что вызывает у детей еще больший интерес к ним.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: применяя в своей группе все перечисленные формы организации двигательной активности, мы снизили заболеваемость детей простудными инфекциями, с начала учебного года, на 20%. При такой форме работы с детьми, они с большим удовольствием посещают наш детский сад. Что, конечно, поднимает престижность нашего дошкольного учреждения в глазах родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»: «ВОРОБУШКИ – ПТАШКИ»
ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ«ВОРОБУШКИ - ПТАШКИ»(первая младшая группа) Задачи: доставить детям радость, закрепить ОВД (бег на носочка, бег в рассыпную, перепрыгивание, ме...
Двигательная активность детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах
Важно с самого начала дня дать детям позитивный настрой, включить в интересную подвижную игру, отвлечь от грустного расставания с мамой....
Совершенствование условий для развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством игры .
Младший дошкольный возраст — важный период в развитии движения ребенка. В это время закладываются основы его физической подготовленности. Овладение движениями обеспечивает ребенку самостоятельность, в...
Создание условий для самостоятельной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста
Создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватно их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширения двигательного опыт...
«Использование подвижных игр для повышения двигательной активности детей младшего дошкольного возраста» 2016 уч. год.
Целью проводимой работы было создание условий для активизации двигательной активности детей младшего дошкольного возраста....
«Использование подвижных игр для повышения двигательной активности детей младшего дошкольного возраста»
Отчет о проведенной работе в рамках годовой задачи «Совершенствовать работу по физическому воспитанию детей дошкольного возраста используя различные виды двигательной деятельности»Тема: «И...
Использование нестандартного физкультурного оборудования как средство развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста
Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на сос...