Использование нестандартного физкультурного оборудования как средство развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Еремина Анна Андреевна

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Именно поэтому мною было разработано нестандартное физкултурное оборудование, направленные на развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie.docx146.25 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нестандартного физкультурного оборудования как средство развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста

Еремина А.А.

воспитатель первой категории

Актуальность. Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.

Двигательная активность ребенка часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из организованной и самостоятельной деятельности. При разработке рационального двигательного режима в детском саду важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть, чтобы она соответствовала их двигательному опыту, интересам, желаниям и функциональным возможностям детского организма. [3]

На занятиях по физической культуре, на спортивных праздниках, в индивидуальных играх наряду с традиционным спортивным оборудованием можно использовать нестандартное оборудование для двигательной активности детей. И занятия не становятся хуже. Наоборот, такое нестандартное оборудование вызывает интерес у детей, вызывает желание двигаться, участвовать в играх, вызывает радость и положительные эмоции. [9]

Цель:  проверить эффективность использования нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Изучить научные труды об особенностях развития двигательной активности детей младшего дошкольном возраста; об использовании нестандартного оборудования как средство развития двигательной активности.

- Провести эмпирическое исследование развития уровня двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.

- На основании теоретических и эмпирических данных разработать нестандартное физкультурное оборудование, направленное на развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.

- Апробировать данные пособия и проверить их эффективность.

В диагностики уровня двигательной активности детей младшего дошкольного возраста приняло участие 22 ребенка второй младшей группы «Колобок».

Критериями оценки двигательной активности являются ее продолжительность и объем, уровень подвижности детей, какие движения преобладают.

Основным методом диагностика являлось наблюдение.

При проведении диагностики результаты были дифферцированы на три группы по подвижности – большой, средней и малой.

- Детей с большой подвижностью – они всегда заметны. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки; избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Из-за высокой интенсивности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности. Чрезмерная активность является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому эти дети отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Высокая двигательная активность быстро утомляет их, не дает возможности самостоятельно переключиться на спокойные виды деятельности, требующие внимания, усидчивости.

- Дети со средней подвижностью – поведение детей - плавное и спокойное, подвижность их равномерна на протяжении всего дня. При хороших условиях они самостоятельно активны. Движения их обычно достаточно развиты, уверенные, целенаправленные, четкие. Их двигательная активность саморегулируемая, не требует особого внимания взрослых.

- Малоподвижные дети – их характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую активных движений. Они робки в общении, не уверены в себе, не любят игры с движениями.[7]

Обобщая все полученные данные можно сделали вывод, что на начало учебного года группа малоподвижных детей – составляет 13,6% (3 человека), детей с высокой подвижностью – 22,8% (5 человек). А детей со средней подвижностью большинство 63,6% (14 человек).

Было разработано нестандартное физкультурное оборудование, основной целью которых является развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные задачи:

- Формирование у детей двигательных навыков и умений, развитие физических качеств.

-Формирование творческого воображения, фантазии при использовании нестандартного оборудования.

Развивающие задачи:

- Развитие ловкости, силы, выносливости.

- Развитие умения прыгать на двух ногах.

- Развитие мелкой моторики рук.

- Развитие силы рук.

- Развитие равновесия.

Воспитательные задачи:

- Воспитать любовь к спорту.

- Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

- Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей при использовании нестандартного физкультурного оборудования.

- Формировать умение радоваться, достигая цели.

«Солнышко»

H:\Самообразование 3\Фото\IMG_2112.JPG

Цели:

- Для развития координации движение

-  Для упражнений: прыжки с места

- Для массажа стоп и профилактики плоскостопия.

- Укрепление мышц ног и стопы, туловища.

- Знание правой, левой ноги.

-Развитие внимания, ловкости, соревновательных качеств, положительных эмоций.

Материал: «Солнышко» сделано из ткани и набит мягким поролоном. Глаза, нос, рот — из разноцветных ниток, лучики из ткани.

Задания: 1)Перешагни лучики; перепрыгни лучики; 2) пройди по лучикам.

«Колечки»

H:\Самообразование 3\Фото\IMG_2115.JPG

Цель: развитие основных видов деятельность (прыжки), физических качеств: развитие ловкости, быстроты, выносливости.

Материал: резинка, контейнеры из киндеров сюрпризов, пробки от бутылок.

Задания: 1) Прыжки на двух ногах в каждый кружочек. 2) ходьба в каждый круг, через один. 3) прыжки на одной ноге. 4)попади в колечко.

«Вкусные морковки»

H:\Самообразование 3\Фото\IMG_2310.JPG

Цели:

- Развивать у детей координацию движений, моторику рук и кистей, ног, глазомер, соревновательные качества.

- Ориентировку в пространстве.

Материалы: ткань, поролон, ленточка.

Задания: 1) «перенеси, принеси, отнеси морковку», 2) бег до морковки, обратно с ней, прыжки на двух ногах через морковку.

 «Докати машинку»

H:\Самообразование 3\Фото\IMG_2117.JPG

Цели: развивать мелкую моторику кистей, силу рук, ловкость, координацию движений, умение согласовывать плавность движения рук с наматыванием верёвочки, так, чтобы машинка не упала, желание выигрывать у партнёра.

Материалы: машинки, ленточка, карандаш.

Задания: 1) «катание» машинке за верёвочку; 2) «кто быстрее докатит».

«Березовые поленья»

Цели: учить детей перешагивать, перепрыгивать, пробегать через предметы.

Материал: труба от линолеума, краска

H:\Самообразование 3\Фото\IMG_2119.JPGH:\Самообразование 3\Фото\IMG_2120.JPG

«Гантели»

H:\Самообразование 3\Фото\IMG_2328.JPG

Цели:

— развитие мышц плечевого пояса;

— развитие ловкости, силы, выносливости;

— развитие физических качеств.

Материал: пластиковые бутылки, наполненные крупой.

Использование:

1. При выполнении общеразвивающих упражнений.

2. При проведение игровых упражнений, в подвижных играх, в эстафетах. (игровое упражнение: «Самый сильный спортсмен»)

«Ловишки»

 H:\Самообразование 3\Фото\IMG_2116.JPG

Цели: совершенствовать умение ловить мяч рукой, учить контролировать свои действия, развивать ловкость рук, координацию движений, навыков метания, а также в самостоятельной двигательной деятельности.

Материал: варежки, липучки, мячик из ниток.

Задания: у каждого игрока на руке надета варежка, на которой посередине пришита липучка. Игра в парах – перебрасывание мячика друг другу и ловля варежкой.

«Труба» 

C:\Users\Администратор\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_2383.jpg

Материалы: труба от линолеума.

Цели: развивать умения перешагивать, перепрыгивать, проползать, забрасывать мяч в трубу.

Для проверки эффективности использованная нестандартного физкультурного оборудования в конце учебного года была проведена повторная диагностика уровня двигательной активности детей. Был сделан вывод, что малоподвижных детей в группе 1(4,5%). Данный ребенок остается вялым, пассивным. Редко выбирает игру требующие активности.

Процент детей со средней уровнем подвижности - 81,9%. Это говорит о том, что эти детей (18 человек) активны в течении всего дня, движения их достаточно развитые, целенаправленные.

3 человека (13,6%) имеют высокий уровень подвижности на конец учебного года. Они находятся в постоянном движении, движения их быстры, резки.

При анализе процентного соотношения данных уровня  подвижности детей на начало и конец учебного года можно сделать вывод, что имеются существенные изменения. Количество малоподвижных детей снизилось – с 3 до 1. Детей с высокой подвижностью так же стало меньше -3 человека (было 5). Детей со среднем уровнем подвижности стало 18 человека, на начало учебного года было 14.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование нестандартного физкультурного оборудования является эффективным средством развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста. Задания для детей становятся более разнообразными, яркими, интересными, что повышает их заинтересованность, мотивацию. Они с удовольствием выполняют задания и это способствует развитию двигательной активности.

Список литературы

1.  Бережная Л.И. Двигательная активность детей дошкольного возраста в образовательном пространстве детского сада [Электронный ресурс]// вебинар для методистов, воспитателей, инструкторов по физической культуре – Изд-во «Учитель». http://www.uchmet.ru/events/item/295096/

2. “Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений” Дарвиш О.В. [Текст]/ Под ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

3. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих[Текст] / Под ред. Т.Н.Дороновой и Н.А.Коротковой. М., ЗАО "Элти- Кудиц", 2003. 160 с.

4. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. [Текст] — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006. — 96 с.(Развитие и воспитание)

5. Гребнева С.А. Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности воспитанников[Электронный ресурс] // опыт работы МБДОУ Полевского городского округа «Детский сад №40 общеразвивающего вида. http://2016.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/sentyabr/no-1079-iz-opyta-raboty-ispolzovanie-nestandartnogo-fizkulturnogo-oborudovaniya-dlya-razvitiya-dvigatelnoy-aktivnosti-vospitannikov/

6. Кахтаева Э.В. Использование нестандартного оборудования для повышения интереса у детей к двигательной активности [Электронный ресурс] // консультация для воспитателей МБДОУ Детский сад 27 г. Озёрск.

https://dohcolonoc.ru/cons/4756-konsultatsiya-dlya-ispolzovanie-nestandartnogo-oborudovaniya-dlya-povysheniya-interesa-u-detej-k-dvigatelnoj-aktivnosti.html

7. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику:Кн. для воспитателей дет. сада и родителей [Текст]-2-е изд.-М.: Просвещение, 2000. 79с.

8. Рунова М.А. Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей. Методические рекомендации для воспитателей и родителей. [Текст] – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 96с.

9.  Харченко Т. Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду. [Текст] -  Спб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010. 176 с.

10. Черных В.М. Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредство организации физкультурно-оздоровительной деятельности [Электронный ресурс] // опыт работы  МАДОУ «Детский сад №46 «Золотой ключик» города Соликамска Пермского края. https://infourok.ru/fizicheskoe-razvitie-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-organizacii-fizkulturno-ozdorovitelnoy-deyatelnosti-916195.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование условий для развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством игры .

Младший дошкольный возраст — важный период в развитии движения ребенка. В это время закладываются основы его физической подготовленности. Овладение движениями обеспечивает ребенку самостоятельность, в...

Методическая тема «Использование народных подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность выбранной темы: Наблюдения за дошкольниками показали, что дети мало и грают в подвижные игры, тем более в русские народные. Дети не умеют действовать в соответствии с правилами, осознанно...

НЕСТАНДАРТНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, выполняемых ими в течение дня, н...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

в статье рассматривается влияние подвижных игр на двигательную активность детей старшего дошкольного возраста....

Использование нетрадиционного спортивного оборудования для развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.

Использование нетрадиционного спортивного оборудования для развития двигательной активности детей младшего  дошкольного возраста.                  ...

Использование подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Цель – изучить эффективность влияния подвижных игр на повышение двигательной активности старших дошкольников.Задачи:1. Изучить теоретические подходы к пониманию проблемы совершенствования двигат...

Буклет "Использование координационной лестницы как средство развития двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста"

Детям необходимо осваивать технику движений, точно использовать двигательные навыки и умения в игровой обстановке, рационально перестраивать свои действия. Именно поэтому необходимо  развивать дв...


 

Комментарии

Верхатурцева Анастасия Олеговна

Интересный материал! спасибо!