"Ежели Вы вежливы"
консультация (средняя группа)
Одно из важнейших качеств культурного человека-это вежливость.
Консультация для родителей о том, как воспитать своего ребенка вежливым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ezheli_vy_vezhlivy.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Пукане» комбинированного вида
города Ядрин Чувашской Республики
«Ежели Вы вежливы»
(Консультация для родителей)
Разработал:
воспитатель Тувалева Л. В.
Ядрин, 2021 г.
Цель: Привлечение родителей к совместной работе по овладению культурой речи детьми.
Задачи: 1.Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
2. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;
3. Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС.
Предварительная работа:
1. Объявление о собрании.
2. Анкетирование родителей.
3. Оформление памятки «Секреты воспитания вежливого ребенка».
4. Изготовление приглашений каждой семье совместно с детьми.
Ход собрания.
Педагог. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и обычно не придаем им должного значения. Мы поговорим о вежливости, о культуре поведения, культуре общения.
Многих родителей удивляет поведение их детей в подростковом возрасте, был примерный ребенок и вдруг грубит, хамит, хлопает дверью.
Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет.
Ребенок как губка – впитывает все что видит и слышит дома.
Много лет создавались, людьми правила поведения, этикета – цель которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. В одежде, разговоре, приеме гостей и сервировке стола – словом во всем, с чем мы входим в общество.
Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения, культуры общения ? И надеемся, что вместе мы найдём ответы на многие вопросы.
Педагог. А сейчас, уважаемые родители, я предлагаю Вам подумать и ответить на несколько вопросов.
1. Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребенок?
Педагог. А теперь послушайте, какие же основные правила культурного поведения должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.
Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.
- Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.
- Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.
- Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.
- У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.
- Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.
- Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Правило: «Каждой вещи – своё место».
2. Умеет ли ваш ребенок говорить вежливые слова? Как вы этого добиваетесь?
3. Что, по-вашему, является главным в воспитании культуры поведения и хороших манер?
Педагог. Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём.
4. С чего начинать воспитание культуры?
Вопросы анкеты.
1.Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребенок?
2.Умеет ли ваш ребенок говорить вежливые слова? Как вы этого добиваетесь?
3.Что, по-вашему, является главным в воспитании культуры речи и хороших манер?
Воспитание ребенка необходимо начинать с создания доброй, вежливой, терпимой атмосферы в доме. Вежливое слово становится волшебным, когда в нем появляются лучики солнца и тепла, когда оно подкреплено примером. А как научить ребенка не только говорить все волшебные слова, но и говорить их по-особому, приветливо, с улыбкой. Только примером. Одни дети здороваются охотно и приветливо, другие - только после напоминания, а третьи - не здороваются совсем. Не стоит каждый случай рассматривать, как проявление невежливости. Лучше разобраться, почему ребёнок не поздоровался, помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысл этого правила.
Нужно объяснить, что, здороваясь, люди желают друг - другу хорошего здоровья и настроения. Важен так же пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям.
Детям трудно понять, что разговор взрослых перебивать неприлично. Но все же необходимо объяснить ребенку, что без особой необходимости перебивать говорящего человека нельзя. И если возникла такая необходимость, нужно прежде извиниться, а затем изложить свою проблему: «Извините, вынуждена вас перебить, но у меня возникла проблема… (карандаш сломался). Но и тут есть подводные камни. Почему ребенок не может подождать и перебивает взрослого? Есть несколько причин:
-ребенок воспринимает себя как «центр вселенной», значит проблема дома, его так воспитывают. По первому требованию его капризы исполняются.
-ребенок совершенно не уважает взрослого, ему не интересно, что говорит взрослый. Проблема частично в самом взрослом (не заслужил уважения), а частично опять же исходит из дома (ребенок слышит неуважительные разговоры своих родителей о этом взрослом).
Вопрос родителям: «Что делать, если ребёнок употребляет грубые слова, ненормативную лексику? Как вы поступите? (Ответы родителей).
Для начала нужно разобраться, откуда он «набрался» этих слов. Сам он их не придумал, значит, где-то услышал. Где?
Не всегда надо заострять внимание, если ребёнок маленький, он быстро забудет.
Если постарше - надо дать понять, что вы не хотите слышать таких слов, они обидные, плохие, грязные, хорошие дети так не говорят.
Можно определить место, куда выбрасывать такие слова (мусорное ведро, мешок).
Часто взрослые являются источником заражения ребёнка, употребляя лексический мусор. Необходимо следить за своей речью в первую очередь, ведь ребенок копирует родителей полностью. Очень трудно объяснять ребенку, что так говорить нельзя, когда он возражает: «А так моя мама говорит».
Педагог. Есть несколько правил для привития детям навыков культурного поведения и хороших манер:
-Чтение книг с ярким примером хороших манер;
Подберите список книг о вежливости, о нормах поведения.
Выучите наизусть с ребёнком стихотворение «Здравствуй, вежливое слово!». Прочитайте: «Волшебное слово» В. Осеевой, «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршака,
«Мойдодыр» К. И. Чуковского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, русскую народную сказку «Лиса и журавль», «Правила поведения для воспитанных детей» О. М. Журавлёвой, «Весёлый этикет» и так далее. «Уроки вежливости» А. Усачёва, «Очень вежливый индюк» Б. Заходер, «Азбука вежливости» Л. В. Гиннус и Н. Чуб, «О вежливости» С. Я. Маршака, «Вежливый ослик» И. Пивоварова, и другие.
-Общение с авторитетными для ребенка людьми;
-Постоянство и настойчивость в обучении;
-Хорошее уважительное отношение друг к другу в семье;
Следите за своим поведением, своей речью в присутствии ребенка. Следите за тем, какие фильмы он смотрит вместе с вами. Это очень важно, потому что модель поведения в семье ребенок воспринимает, как норму и в своей жизни, будет строить такую же семью. Если в семье принято выпивать, ругаться, драться, то можно быть уверенным, что и став взрослым и создав свою семью, ребенок будет поступать так же. Если в семье царит мир и покой, то к этому эталону будет стремиться ребенок в будущем. Бенджамин Спок, американский педиатр и автор книг о воспитании, написал в одной из своих книг: «Обязанность родителей — вырастить своих детей такими, чтобы их любили другие люди». Это действительно так. Если вашего ребёнка будет окружать пространство любви, вежливости, и он будет отвечать тем же самым окружающим, то ему самому будет легче и проще реализовать себя в обществе, освоить нормы поведения в коллективе, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми людьми, адаптироваться в новой ситуации.
-Влияние общества, круг общения;
Очень много, значит для развития ребенка, то общество, с которым он общается. Старайтесь отгородить его, особенно в раннем детстве, когда свое мнение у ребенка не сформировано, от негативных людей. И чаще объясняйте ему, что такое поведение неправильно и приносит вред и себе и окружающим.
-Чаще хвалите малыша. Похвала является мощным стимулом для освоения любых правил, в том числе и правил поведения. Похвала должна быть искренней и доброй, и главное заслуженной.
Чтобы ребёнку было легче принимать «взрослые правила» вежливости, кроме личного примера, играйте с ним в игры. Они сделают уроки вежливости для детей интересными и увлекательными!
1. Игра «Учим волшебные слова»
Обязательно расскажите, что означают вежливые слова. Выучите с ребёнком волшебные слова вежливости: добрый день, здравствуйте, до свидания, добрый вечер, доброго времени суток, привет. Расскажите, что люди разных народностей приветствую друг друга по-разному. Приведите пример. Этим вы закрепите уверенность ребёнка в том, что здороваться и прощаться принято у всех людей разных национальностей, что на всей планете существуют вежливые слова. Многократное повторение поможет вашему малышу не только узнать и запомнить, что нужно здороваться со всеми, кого увидел впервые: со взрослыми и своими товарищами, — но и сформирует привычку здороваться и прощаться.
2. Игра «Эхо»
Вы замечаете, что при моменте, когда взрослые ждут от ребёнка приветствия, он начинает прятаться за родителей, стесняться. В таком случае, нужна ваша помощь. Нужно помочь ребёнку преодолеть стеснительность. Перед тем, как войти, например, в класс, на занятие, в какое-то учреждение, договоритесь с ребёнком о том, что вы будете здороваться вместе. Обыграйте ситуацию, поиграйте в игру «Эхо». Мама говорит, ребёнок повторяет. Расскажите, что такое эхо. Часто бывает такое, когда ребёнок знает, что нужно поздороваться, но очень стесняется. Помогайте ему преодолевать робость, играя. Например, вы заходите в какое-то учреждение, сразу же включайтесь в игру. Тихим голосом, как настоящие заговорщики, скажите: « Трам-ра-ра, начинается игра. На счёт три, здороваемся вместе». Или: «Трам-хо-хо, играем в «Эхо». Ну-ка, быстренько играй, я начну, ты повторяй». Вы здороваетесь, а ребёнок повторяет. Продолжайте играть в «Эхо», используя слова прощания, благодарности и так далее.
3. Игра в «Игровые ситуации»
Используйте то, что нравится всем детям: потешки, песенки, пальчиковые игры, сказки, театрализацию (кукольный театр, разыгрывание сценок). Подходят также и ролевые игры. Разыграйте определённую жизненную ситуацию, например, такую: «Мы идём в кино». И в ходе игры здоровайтесь, благодарите, прощайтесь с людьми разного возраста.
4. Пальчиковая игра «К Соне гости прибежали»
К Соне гости прибежали, (Бежим пальчиками по столу или по полу.)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй, Ира, (Соединяем большой и указательные пальцы.)
Здравствуй, Жанна, (Соединяем большой и средний пальцы.)
Рад всем Петя (Соединяем большой и безымянный пальцы.)
И Снежана! (Соединяем большой палец и мизинец.)
Не хотите ль пирожок? (Ладошки складываем вместе.)
Может, коржик (Показываем две открытые ладошки.)
Иль рожок? (Кулачки ставим друг на дружку.)
Вот драже вам на дорожку (Пальцем тычем в открытую ладошку.)
Вы берите понемножку. (Несколько раз сгибаем ладошки в кулачки.)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!
В заключение хочется оставить всем родителям памятку «Секреты воспитания вежливого ребенка» (раздать памятки каждому).
Памятка для родителей «Секреты воспитания вежливого ребенка».
Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы, уважаемые родители:
1. Ведете себя деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим детям.
2. Никогда не оскорбляйте человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на ребенка, не говорите при нем, или обращаясь к нему, грубых слов и ни в коем случае не применяйте в виде воспитательной меры физические наказания.
3. Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам, а, где это возможно, поощряйте самостоятельность своего ребенка.
4. Предъявляйте к детям единые требования и, даже если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказывайте это в отсутствии ребенка.
5. Уважайте достоинство маленького человека, исключив выражения: «Ты еще мал», «Ты еще этого не понимаешь», «Тебе еще рано».
6. Предъявляя к ребенку какие-то требования, предъявляйте их к самим себе, не забывайте говорить ребенку: «Доброе утро», «Спокойной ночи», «Благодарю за помощь».
7. Правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.
Педагог. Хочется закончить свое выступление стихотворением Ольги Высотской «Берегите друг друга».
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Ссоры все позабудьте
И в свободную минуту
Рядом друг с другом побудьте.
Литература.
1. Родительские собрания в детском саду. Средняя группа / авт.-сост. С.В. Чиркова. – 2-е изд. – Москва: ВАКО, 2018.
2. http://taz-teremok.ru/files/sobranie-vezhlivoe-obshchenie.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ежели вы вежливы..."
статья...
«Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»- "Ежели Вы вежливы" (конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании)
Только сообща с родителями, мы сможем воспитать в настоящем поколении дошкольников гуманные чувства, культуру поведения, любовь к родным и близким, природе....
Ежели вы вежливы
Формирование культуры общения детей старшего дошкольного возраста....
"ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ" сценарий тематического развлечения для старших дошкольников
Сценарий может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям детского сада и учителям начальной школы для организации досуга и тематических уроков, а так же рекомендуется к использованию в детс...
Ежели Вы вежливы.
Практический материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста. В работе рассматриваются формы приветствия. Используются мнемотаблицы. Так же представлены игры, которые помогут педагогам и ро...
"Ежели вы вежливы"
конспект родительского собрания в старшей, подготовительной группе детского сада...