"Ежели вы вежливы"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
конспект родительского собрания в старшей, подготовительной группе детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в ДОУ на тему:
«Ежели вы вежливы»
Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами нравственного воспитания детей. Способствовать развитию у родителей желания постоянно обращать внимание на культуру поведении собственных детей, на оказание помощи педагогам группы в формировании у детей социально – общественных качеств.
Предварительная работа: анкетирование родителей . Запись беседы с детьми на тему «Вежливость».
Ход собрания:
(Родители проходят в группу, рассматривают выставку книг, рассаживаются. Собрание начинается со стихов о вежливости, стихи рассказывают дети).
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос здоровым, умным и воспитанным, культурно воспитанным. Каждый взрослый надеется, что его дитя будет добрым, внимательным, вежливым.
Вопрос родителям:
- Что означает слово «вежливый»?
«Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый.
А как думают ваши дети, кто такой вежливый человек (видеозапись).
Многих родителей как гром среди ясного неба поражает поведение их детей в подростковом периоде. Был вроде нормальный ребенок и вдруг грубит, хлопает дверью…
Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет.
Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать от своих детей. В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях (внешнее проявление культуры – вежливость, и культуры внутренней).
Много лет создавались людьми правила поведения, этикета – цель которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. Причем каждая эпоха преподносила свои правила, которым подчинялись все слои населения независимо от положения и возраста.
Воспитание культуры поведения, формирование нравственных качеств у детей – непростой процесс. Кому-то он удается, кому – то нет. Как воспитать культурного человека? Об этом пойдет сегодня разговор. Надеемся, ваш опыт и родительская наблюдательность помогут найти ответы на многие вопросы.
А сейчас обратимся к вопросам о культуре поведения наших детей. Вам, уважаемые родители, были предложены вопросы, будем называть это анкетой, над которыми было рекомендовано подумать и ответить.
Итак, первый вопрос:
- Какие привычки культурного поведения имеет Ваш ребенок?
Я после обсуждения буду подводить итог, то есть озвучивать те задачи по развитию у детей культуры поведения, которые стоят перед педагогами и вами, родителями. Высказывания родителей.
Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника к 6 годам.
- Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.
- Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.
-Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.
_ У детей должна быть сформирована привычка всегда говорить правду.
-Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.
- Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. – Правило: «Каждой вещи – свое место».
Второй вопрос для обсуждения звучит так:
- С чего начинать воспитание культуры?
Родители высказываются.
Итог:
- Конечно же, воспитание культуры начинается с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы.
Третий вопрос:
- Что, по- вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?
- Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребенка. И именно с вас, в первую очередь, он берет пример во всем.
Представьте такую ситуацию:
Мама забирает ребенка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем и детьми». Ребенок, заглядывает в группу, говорит до свидания. И мама с ребенком отправляются домой.
- Как вы думаете, все ли правильно было сделано со стороны привития ребенку правил культуры поведения? (Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми).
А сейчас я предлагаю перечислить методы, которые вы используете для привития детям навыков культурного поведения и хороших манер:
Чтение книг с ярким примером хороших манер.
Общение с авторитетными для ребенка людьми.
Постоянство и настойчивость в обучении.
Хорошее уважительное отношение друг к другу в семье.
- Все эти методы несомненно, имеют положительные результаты. В детском саду мы так же используем и следующее:
- Игры-инсценировки, инсценировки с последующим разбором, беседой (разыгрывание сценок на данную тему).
- Решение проблемных ситуаций.
- Пословицы и поговорки о добрых отношениях между людьми.
А сейчас поговорим о речевом этикете.
Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правила речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С.Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка: «Ваше собственное поведение – решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете ребенка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты – все это для ребенка имеет большое значение.
Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Переводчик». Но переводить мы будем не с английского или французского на русский язык, а с языка, которым многие из вас пользуются в общении с собственными детьми, с супругами, с родителями на язык вежливости, культуры общения.
- Отстань от меня, мне некогда! – говорит мама сыну Ване, который просит её почитать книгу, когда мама готовит обед.
- Отвяжись, от горшка два вершка, а туда же! – восклицает рассерженный папа на замечание сына.
- Я кому сказала, убери игрушки! – приказным тоном говорит мама Алене, видя разбросанные по всей комнате детские игрушки.
А часто ли вы обращаетесь к своему ребенку не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «Пожалуйста». Благодарите его, высказываете свое родительское одобрение по поводу проявленной вежливости? Задумайтесь над этим.
- В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.
- Покажите ребенку «волшебство» вежливых слов. Не выполняйте просьбы ребенка, например «Дай мне», без слова «пожалуйста».
- Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда об этом вспомнит ребенок.
- Учите вежливости вежливо!
Известная поэтесса А.Барто в одном из своих стихотворений писала:
«Когда не ладятся дела,
Мне помогает похвала»
Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребенка надо тогда, когда не все получается, авансом или же следует хвалить только за результат?
Игра «Волшебный стул» один родитель садится на стул, а присутствующие говорят ему как можно больше приятных слов, похвал.
- Сейчас Вы побывали на месте ребенка, которого хвалили. Поделитесь своими ощущениями, пожалуйста.
Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Хвалите своих детей, и вы увидите, насколько быстрее ребенок будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным.
А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек. Если ребенок выполняет данное правило, то вы выкладываете фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно – желтого цвета; если не выполняет совсем – синего цвета.
- Ребенок всегда говорит «здравствуйте», «до свидания», «спасибо».
- Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть куртку, благодарит за оказанную помощь.
- Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
- Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется.
- Не бросает на улице, в помещении бумажки, фантики и т.д.
- Не говорит матерных слов.
Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми.
Острое блюдо (решение ситуативных задач).
- Следует ли говорить «Будь здоров», если кто-то чихнул?
(Оказывается: если кто-то чихнул , лучше всего не обратить на это внимание).
- В каких случаях нужно говорить «вы», в каких «ты»?
(если двухлетний малыш, говорит взрослому «ты», это считается нормально, но с 3-4 лет ребенок к взрослому должен обращаться на «вы».
- Как нужно принимать подарки? (Завернутый подарок нужно развернуть рассмотреть и поблагодарить того, кто его подарил: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок).
- Нельзя показывать пальцем на какой – нибудь предмет и уж тем более на человека.
Воспользуйтесь советами , которые вы сегодня услышали, и вы увидите, как изменится мир вокруг. И это не из области фантастики, потому что все в наших руках. Воспитан ли мой ребенок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность? На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя годы и зависеть он будет от нашего желания и умения. Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведения. А закончить наше мероприятие я хочу словами поэта В.Бокова (на экране фото группы детей и стихи В. Бокова)
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите «Добрый день»
И следуйте хорошему примеру:
Продляйте добрым словом жизнь людей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ежели вы вежливы..."
статья...
«Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»- "Ежели Вы вежливы" (конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании)
Только сообща с родителями, мы сможем воспитать в настоящем поколении дошкольников гуманные чувства, культуру поведения, любовь к родным и близким, природе....
Ежели вы вежливы
Формирование культуры общения детей старшего дошкольного возраста....
"ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ" сценарий тематического развлечения для старших дошкольников
Сценарий может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям детского сада и учителям начальной школы для организации досуга и тематических уроков, а так же рекомендуется к использованию в детс...
Ежели Вы вежливы.
Практический материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста. В работе рассматриваются формы приветствия. Используются мнемотаблицы. Так же представлены игры, которые помогут педагогам и ро...
Ежели вы вежливы… (уроки вежливости для маленькой компании)
Цель:воспитывать уважение к старшим; повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружающим людям воспитывать уважение к старшим; повторить правила вежливости; развиват...