Активные формы работы с родителями детском саду.
консультация (старшая группа)

Иванова Ирина Михайловна

В ДОУ одна из приоритетных задач является «Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе».

В  детском саду должны быть созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно - информационные.

К коллективным формам относятся:

  • родительские собрания,
  • конференции,
  • «Круглые столы» и др.
  • групповые родительские собрания

К индивидуальным формам:  

  • педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.
  • тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся:

  • видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
  • фотографии, выставки детских работ,
  • стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы:

  • информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи),
  • досуговые,
  • познавательные,
  • наглядно-информационные.

 На сегодняшней встречи мы остановимся именно на нетрадиционных формах работы с родителями.  

Информационно – аналитические: Анкетирование, социологические опросы

Цель: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Досуговые: совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.

Наглядно-информационные : дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, копилка Добрых дел. 

Познавательные: Семинары – практикумы, родительские клубы, педагогические гостиные, родительские собрания, мастер- классы

Активные формы и методы работы с родителями:

Родительские встречи с презентацией детской деятельности: открытые занятия, драматизация сказок, литературных произведений, музыкальные номера и т.д. где родители являются не только пассивными зрителями, но и активными участниками. А для привлечения родителей, используются эстетическое и содержательно-интересное объявления о предстоящем мероприятии ДОУ.

 Наглядно – информационное направление включает в себя:

  • родительские уголки
  • папки - передвижки

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок,  поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках  заранее вывешиваем  интригующее, яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает нам  лучше узнать моих воспитанников. 

  Родители с удовольствием принимают участие в создании и оформлении фотогазет, выставок из природного материала, «Кормушек для птиц»,фотовыставки - где отражается участие родителей в различных мероприятиях ДОУ.  Это повышает мотивацию родителей к активному участию в жизни детского сада или конкретной группы.

 Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным. Родители активно участвуют  в утренниках, праздниках в детском саду,

 В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду.  Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей.  Тесный контакт ребёнка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.   При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.   В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей.

 «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко.

Мы думаем, что это актуально всегда и везде, поэтому не забываем хвалить своих родителей и всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы работы с родителями

Главным инструментом повышения эффективности передачи знаний взрослым людям являются активные методы обучения, которые значительно уменьшают давление традиций и стереотипов, поскольку новые знания не ...

«Игротренинг как активная форма работы с родителями»

Много книг и статей написано о применении игровых технологий, как в учебной, так и в воспитательной деятельности. Мне бы хотелось поделиться с вами своим опытом работы в плане использования игровых те...

Опыт работы "Оптимизация связей с семьей через использование активных форм работы с родителями"

В опыте описывается актуальность, теоритеческая база и технология методической работы по  работе с семьей....

«Активные формы работы с родителями направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников».

Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна, как для дошкольного учреждения, так и для родителей. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ требует постоянного пристального внима...

Мастер-класс на тему: "Активные формы работы с родителями воспитанников детского сада"

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...