Активные формы работы с родителями детском саду.
консультация (старшая группа)
В ДОУ одна из приоритетных задач является «Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе».
В детском саду должны быть созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно - информационные.
К коллективным формам относятся:
- родительские собрания,
- конференции,
- «Круглые столы» и др.
- групповые родительские собрания
К индивидуальным формам:
- педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.
- тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся:
- видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
- фотографии, выставки детских работ,
- стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы:
- информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи),
- досуговые,
- познавательные,
- наглядно-информационные.
На сегодняшней встречи мы остановимся именно на нетрадиционных формах работы с родителями.
Информационно – аналитические: Анкетирование, социологические опросы
Цель: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
Досуговые: совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.
Наглядно-информационные : дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, копилка Добрых дел.
Познавательные: Семинары – практикумы, родительские клубы, педагогические гостиные, родительские собрания, мастер- классы
Активные формы и методы работы с родителями:
Родительские встречи с презентацией детской деятельности: открытые занятия, драматизация сказок, литературных произведений, музыкальные номера и т.д. где родители являются не только пассивными зрителями, но и активными участниками. А для привлечения родителей, используются эстетическое и содержательно-интересное объявления о предстоящем мероприятии ДОУ.
Наглядно – информационное направление включает в себя:
- родительские уголки
- папки - передвижки
Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках заранее вывешиваем интригующее, яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает нам лучше узнать моих воспитанников.
Родители с удовольствием принимают участие в создании и оформлении фотогазет, выставок из природного материала, «Кормушек для птиц»,фотовыставки - где отражается участие родителей в различных мероприятиях ДОУ. Это повышает мотивацию родителей к активному участию в жизни детского сада или конкретной группы.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным. Родители активно участвуют в утренниках, праздниках в детском саду,
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Тесный контакт ребёнка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко.
Мы думаем, что это актуально всегда и везде, поэтому не забываем хвалить своих родителей и всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы работы с родителями
Главным инструментом повышения эффективности передачи знаний взрослым людям являются активные методы обучения, которые значительно уменьшают давление традиций и стереотипов, поскольку новые знания не ...
«Игротренинг как активная форма работы с родителями»
Много книг и статей написано о применении игровых технологий, как в учебной, так и в воспитательной деятельности. Мне бы хотелось поделиться с вами своим опытом работы в плане использования игровых те...
Опыт работы "Оптимизация связей с семьей через использование активных форм работы с родителями"
В опыте описывается актуальность, теоритеческая база и технология методической работы по работе с семьей....
«Активные формы работы с родителями направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников».
Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна, как для дошкольного учреждения, так и для родителей. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ требует постоянного пристального внима...
Мастер-класс на тему: "Активные формы работы с родителями воспитанников детского сада"
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться...
Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».
laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...
Статья на тему "Активные формы шахматного образования в детском саду".
Статья по шахматам...