Статья на тему "Активные формы шахматного образования в детском саду".
статья

Захарова Варвара Алексеевна

Статья по шахматам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaharova_va_shahmaty.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

                             

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ШАХМАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

Захарова Варвара Алексеевна

воспитатель МБДОУ ЦРР-детский сад №89 «Парус»

«Шахматы – это по форме игра, по содержанию –

искусство, а по трудности овладения игрой – наука».

Тигран Петросян

        Шахматы – это удивительно увлекательная игра, когда дети погружаются в особый мир, где могут сами командовать своим черно-белым войском. Вместе с тем, в этой игре ребенок начинает постепенно понимать, что от его обдуманных действий зависит положительный исход состязания, следовательно, игра формирует внутренний план действий, т.е. способность действовать в уме.

        В нашем детском саду знакомство с шахматами начинается уже детьми младшей группы. Раннее включение шахмат в воспитательный процесс помогаем многим малышам расширить круг общения, преодолеть замкнутость и застенчивость.

        Программа шахматного образования, реализуемая в нашем детском саду дошкольников основана на шахматно-задачной технологии И.Г.Сухина, которая позволяет сделать обучение радостным, ненавязчивым, поддерживает устойчивый интерес детей к знаниям. Приоритетными формами работы с детьми при освоении шахматного курса являются не турниры и состязания, а специально созданные условия и специфические виды детской деятельности, в процессе которых незаметно обыгрываются учебные задания, создаются игровые ситуации.

Многообразная деятельность детей в различных Центрах активности является реализацией важнейшего принципа психологической комфортности, когда снимаются все стрессообразующие факторы учебного процесса, влияющие на ребенка.  Ребенок обучается играть в шахматы «незаметно», радостно и с удовольствием. Так, в течение года, а особенно, в период тематической недели «В шахматном королевстве» девочки и мальчики проводят время за любимыми играми шахматными играми и упражнениями.

В Центре литературы используется формы, вызывающие особый интерес у детей: чтение шахматных сказок, заучивание стихотворений о шахматных фигурах, загадывание загадок, ребусов, головоломок и кроссвордов.   При расстановке шахматных фигур в начальное положение на доске педагог читает стихотворение, помогающие усвоить задание:

«Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И еще два поля есть,

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на место пешки».

        Для закрепления словарной работы в Центре грамотности и речи играем в словесно-дидактические игры «Доскажи словечко (название шахматных фигур)», «Что общего между фигурами?», проводим артикуляционную гимнастику «Лошадка», дети отвечают на вопросы из «Шахматной шкатулки»: Является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка? Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в нее? Чем конь отличается от остальных фигур?». В Центре математики и манипулятивных игр дети играют в «Большой прыжок» (ходы через 4,5,6 полей), «Разложи из геометрической фигуры горизонталь, вертикаль, диагональ», «Шахматный почтальон» (расстановка фигур по адресам), «Сколько фигур на белом и темном полях», лабиринты по шахматной доске, в процессе которых у детей зарождается логическое мышление, воспитываются усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. В Центре художественного творчества с помощью картонных шаблонов, раскрасок, аппликации и лепки дети закрепляют специфические формы и величины шахматных фигур, изготавливают различные композиции. Особенно детям нравится исполнять шахматные миниатюры и инсценировки. Для повышения интереса у детей шахматной игре и с учетом возрастных особенностей Шахматный центр систематически пополняется иллюстративным материалом: папка с подборкой иллюстраций «История шахматных фигур»; папка с фотографиями чемпионов-шахматистов; сказки Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе»; пособия И.Г. Сухина «Шахматы. Там клетки черно-белые чудес и тайн полны». Тематическая неделя шахмат традиционно завершается шахматным турниром, выставкой шахматных поделок и рисунков.  

        Нами был проведен опрос родителей: из тридцати опрошенных родителей, 90 процентов уверены, что шахматы развивают интеллектуальные способности их детей, 70 процентов уверены в необходимости обучения детей шахматам. Родителя являются активными участниками шахматных турниров и олимпиад, нашими помощниками в создании необходимой материальной базы.

        На базе нашего детского сада проходят семинары и курсы для педагогов города и республики, наши педагоги проводят мастер классы, лекции, доклады для своих коллег. Опыт работы городского Ресурсного центра по шахматному образованию дошкольников мы обобщили в 2020 году на Январском совещании работников образования города Якутска.

        Подводя итоги работы по обучению детей шахматной игре можно сказать: дети стали играть в шахматные партии, научились понимать учебную задачу и выполнять ее. В свободной деятельности стали проводить время за игрой в шахматы. Дети, которые овладели игрой в шахматы, стали обучать остальных детей группы шахматной игре, выступая в роли учителя, наставника. Мы с удовольствием отмечаем, что в процессе реализации шахматной программы улучшились взаимоотношения между детьми, повысилась творческая атмосфера в группе, проявилась положительная динамика в развитии у детей самооценки и самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "«Внедрение новых форм музыкального образования в детском саду»

В условиях информационного общества особенно остро стоит вопрос о духовном, нравственном и эмоциональном аспектах воспитания подрастающего поколения. Как вырастить человека, а не робота;  как при...

Статья "Использование вариативных форм дошкольного образования в детских садах".

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования в России. Всем известно о том, что детские сады переполнены, мест катастрофически не хватает. Вследствие этого молодые мамы не ...

Формы и методы экологического образования в детском саду

Экологические проблемы — это не только результат загрязнения окружаю­щей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия дефицита экологического сознания. Формирование экологического созн...

ПРОЕКТ "ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФЛЕШМОБ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ "

Основным положением стандарта о развитии детской инициативы и самостоятельности, а также – об индивидуализации образования будет соответствовать не столько сам флэш-моб, скол...

Статья использование комплекта "Мате: плюс. Математика в детском саду" в образовательной деятельности как инструмент повышения качества образования в детском саду

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....

Консультация для педагогов «Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду по ФГОС»

Консультация для педагогов «Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду по ФГОС»...

Статья "Шахматное образование в детском саду"

Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в шко...