Статья на тему "Активные формы шахматного образования в детском саду".
статья
Предварительный просмотр:
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ШАХМАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
Захарова Варвара Алексеевна
воспитатель МБДОУ ЦРР-детский сад №89 «Парус»
«Шахматы – это по форме игра, по содержанию –
искусство, а по трудности овладения игрой – наука».
Тигран Петросян
Шахматы – это удивительно увлекательная игра, когда дети погружаются в особый мир, где могут сами командовать своим черно-белым войском. Вместе с тем, в этой игре ребенок начинает постепенно понимать, что от его обдуманных действий зависит положительный исход состязания, следовательно, игра формирует внутренний план действий, т.е. способность действовать в уме.
В нашем детском саду знакомство с шахматами начинается уже детьми младшей группы. Раннее включение шахмат в воспитательный процесс помогаем многим малышам расширить круг общения, преодолеть замкнутость и застенчивость.
Программа шахматного образования, реализуемая в нашем детском саду дошкольников основана на шахматно-задачной технологии И.Г.Сухина, которая позволяет сделать обучение радостным, ненавязчивым, поддерживает устойчивый интерес детей к знаниям. Приоритетными формами работы с детьми при освоении шахматного курса являются не турниры и состязания, а специально созданные условия и специфические виды детской деятельности, в процессе которых незаметно обыгрываются учебные задания, создаются игровые ситуации.
Многообразная деятельность детей в различных Центрах активности является реализацией важнейшего принципа психологической комфортности, когда снимаются все стрессообразующие факторы учебного процесса, влияющие на ребенка. Ребенок обучается играть в шахматы «незаметно», радостно и с удовольствием. Так, в течение года, а особенно, в период тематической недели «В шахматном королевстве» девочки и мальчики проводят время за любимыми играми шахматными играми и упражнениями.
В Центре литературы используется формы, вызывающие особый интерес у детей: чтение шахматных сказок, заучивание стихотворений о шахматных фигурах, загадывание загадок, ребусов, головоломок и кроссвордов. При расстановке шахматных фигур в начальное положение на доске педагог читает стихотворение, помогающие усвоить задание:
«Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
И еще два поля есть,
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на место пешки».
Для закрепления словарной работы в Центре грамотности и речи играем в словесно-дидактические игры «Доскажи словечко (название шахматных фигур)», «Что общего между фигурами?», проводим артикуляционную гимнастику «Лошадка», дети отвечают на вопросы из «Шахматной шкатулки»: Является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка? Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в нее? Чем конь отличается от остальных фигур?». В Центре математики и манипулятивных игр дети играют в «Большой прыжок» (ходы через 4,5,6 полей), «Разложи из геометрической фигуры горизонталь, вертикаль, диагональ», «Шахматный почтальон» (расстановка фигур по адресам), «Сколько фигур на белом и темном полях», лабиринты по шахматной доске, в процессе которых у детей зарождается логическое мышление, воспитываются усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. В Центре художественного творчества с помощью картонных шаблонов, раскрасок, аппликации и лепки дети закрепляют специфические формы и величины шахматных фигур, изготавливают различные композиции. Особенно детям нравится исполнять шахматные миниатюры и инсценировки. Для повышения интереса у детей шахматной игре и с учетом возрастных особенностей Шахматный центр систематически пополняется иллюстративным материалом: папка с подборкой иллюстраций «История шахматных фигур»; папка с фотографиями чемпионов-шахматистов; сказки Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе»; пособия И.Г. Сухина «Шахматы. Там клетки черно-белые чудес и тайн полны». Тематическая неделя шахмат традиционно завершается шахматным турниром, выставкой шахматных поделок и рисунков.
Нами был проведен опрос родителей: из тридцати опрошенных родителей, 90 процентов уверены, что шахматы развивают интеллектуальные способности их детей, 70 процентов уверены в необходимости обучения детей шахматам. Родителя являются активными участниками шахматных турниров и олимпиад, нашими помощниками в создании необходимой материальной базы.
На базе нашего детского сада проходят семинары и курсы для педагогов города и республики, наши педагоги проводят мастер классы, лекции, доклады для своих коллег. Опыт работы городского Ресурсного центра по шахматному образованию дошкольников мы обобщили в 2020 году на Январском совещании работников образования города Якутска.
Подводя итоги работы по обучению детей шахматной игре можно сказать: дети стали играть в шахматные партии, научились понимать учебную задачу и выполнять ее. В свободной деятельности стали проводить время за игрой в шахматы. Дети, которые овладели игрой в шахматы, стали обучать остальных детей группы шахматной игре, выступая в роли учителя, наставника. Мы с удовольствием отмечаем, что в процессе реализации шахматной программы улучшились взаимоотношения между детьми, повысилась творческая атмосфера в группе, проявилась положительная динамика в развитии у детей самооценки и самоконтроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "«Внедрение новых форм музыкального образования в детском саду»
В условиях информационного общества особенно остро стоит вопрос о духовном, нравственном и эмоциональном аспектах воспитания подрастающего поколения. Как вырастить человека, а не робота; как при...
Статья "Использование вариативных форм дошкольного образования в детских садах".
Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования в России. Всем известно о том, что детские сады переполнены, мест катастрофически не хватает. Вследствие этого молодые мамы не ...
Формы и методы экологического образования в детском саду
Экологические проблемы — это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия дефицита экологического сознания. Формирование экологического созн...
ПРОЕКТ "ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФЛЕШМОБ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ "
Основным положением стандарта о развитии детской инициативы и самостоятельности, а также – об индивидуализации образования будет соответствовать не столько сам флэш-моб, скол...
Статья использование комплекта "Мате: плюс. Математика в детском саду" в образовательной деятельности как инструмент повышения качества образования в детском саду
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....
Консультация для педагогов «Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду по ФГОС»
Консультация для педагогов «Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду по ФГОС»...
Статья "Шахматное образование в детском саду"
Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в шко...