Родительское собрание в подготовительной группе "Воспитание успешного первоклассника".
классный час (подготовительная группа)
Цель: организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению. Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание на тему: "Воспитание успешного первоклассника" | 94.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Собрание на тему: «Воспитание успешного первоклассника».
Цель: Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению. Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
• Повышение компетентности родителей: познакомить родителей с критериями готовности к обучению в школе.
• Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей, познакомить со способами коррекции.
• Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
• Сплочение группы, настрой на совместную работу;
• Обучение эффективным способам общения;
• Развитие навыков рефлексии у родителей.
Участники: родители, воспитатели группы.
План проведения.
1. Вступительное слово воспитателя (актуальность проблемы)
2. Раскрытие воспитателем компонентов готовности к школе
3. Портрет ребёнка, не готового к школьному обучению
4. Игры: «Первоклассник», «Тест».
5. Подведение итогов. Рекомендации родителям.
Ход собрания
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)
Тема родительского собрания выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И сейчас вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Нам необходимо общими усилиями найти возможные пути преодоления трудностей в период адаптации наших детей к школе.
Психологическая готовность к школе - это, собственно, и есть желание учиться. Для одних детей она выражается в стремление обладать внешними атрибутами школьной жизни. Их завораживают портфель, форма, учебники, красивые письменные принадлежности. Если вы возьмете своего ребенка в магазин за такими покупками - доставите ему большое удовольствие. Правда со временем желание просто исполнять роль ученика (приходить в школу, резвиться на переменах, выполнять задания учителя) у таких детей часто не перерастает непосредственно в интерес к получению знаний, а это сразу же отражается на оценках.
Других детей привлекает возможность узнать что-то новое. Нередко им бывает скучно на уроках, потому что, например, упражнения по чистописанию не дают пищу уму, трудоемки и механичны в исполнении. Дети быстро разочаровываются и теряют интерес к учебе.
Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя их уровень развития может быть разным, это:
• Физиологическая готовность – состояние здоровья;
• Психологическая готовность.
• Социальная – взаимоотношения с окружающими, отношение к самому себе;
Остановимся подробнее на психологической готовности ребенка. Это, прежде всего интеллектуальная готовность, мотивационная готовность, волевая готовность, коммуникативная способность.
Интеллектуальная готовность – это показатель уровня познавательной сферы ребенка. Здесь выделяют функции внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. В школе ребенку потребуются умения сравнения, анализа, обобщения, знания об окружающем мире, нормах поведения. Но главным компонентом выступит не столько объем знаний, сколько желание думать, самостоятельно решать и находить выход из проблемной ситуации.
Для формирования интеллектуальной готовности, необходимо побуждать ребенка - задавать вопросы, обогащать его словарный запас, обсуждать с ним явления окружающего мира.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Коммуникативная готовность - это умение ребенка строить свои взаимоотношения с другими людьми:
• играть и общаться с другими ребятами;
• быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;
• общаться с взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;
• доброжелательность и отсутствие агрессивности.
В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка к обучению к школе.
Главная задача родителей - создать общую установку, общую позицию ребенка по отношению к школе и учению. Такая позиция должна сделать поступление в школу радостно ожидаемым событием, вызвать положительное отношение к предстоящему учению с другими ребятами в школе и сделать само учение радостным и интересным занятием.
Портрет первоклассника, не готового к школе:
- чрезмерная игривость;
- недостаточная самостоятельность;
- импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
- неумение общаться со сверстниками;
- трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
- неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
- низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
- плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
- недостаточное развитие произвольной памяти;
- задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
Если у вас закрадываются сомнения по поводу готовности ребенка к школьному обучению – можно повременить с уходом из детского сада. Не следует опасаться того, что если дети приступят к школьной программе с 7 лет, то они будут отставать от сверстников, пошедших в школу в 6 лет. Для подготовки к школе вполне достаточно грамотных занятий с воспитателем, систематических самостоятельных уроков со свои малышом дома. Не стоит забывать: чем полнее будет прожит период дошкольного возраста, тем успешнее ваш ребенок пройдет следующий.
Игра «Первоклассник»
Цель: показать родителям, как важно:
- подготовить ведущую кисть руки ребенка к обучению письма;
- иметь большой словарный запас;
- иметь физическую подготовку;
- уметь пользоваться активной речью.
Родителям предлагается выполнить ряд заданий.
1. Упражнение «Напиши по образцу…» : Педагог-«Для того, чтоб нам как можно лучше было понять своих детей, давайте попробуем с вами написать небольшое слово каллиграфическим почерком. Сложно это или нет – разберемся на месте»!
Цель: показать родителям, как важно подготовить ведущую кисть руки ребенка к обучению письма.
На экране появляется слайд с образцом написанного слова СЕНТЯБРЬ. Родители должны переписать эти слова : правши –левой рукой, левши-правой.
Обсуждение: было ли комфортно, удобно или сложно выполнять задание.? Какие ощущения испытывали при выполнения задания и т. п.
2. Разрезать ножницами бумагу по контуру.
Родители делятся на пары. Один в паре берет в одну руку ножницы, второй бумагу с контурным выделением. Они в паре должны вырезать фигуру, работая каждый только одной руке. Можно передвигаться.
3. Пройти по кругу.
Родители становятся в круг. Каждый кладет свою руку на плечо соседа и замыкают круг. Не разрывая круга, родители должны пройти круг по часовой стрелке. Затем должны присесть и встать все вместе, не разорвав круг.
Здесь важно отметить, как сложно выполнять задания без физической подготовки.
4. Пойми меня.
Родители делятся на пары. Один в паре закрывает уши (либо надевает наушники с музыкой), второй шёпотом произносит ему слово. Задача родителя угадать, что он сказал.
5. Без слов.
Родители делятся на пары. Один в паре читает карточку, на которой изображено слово. Он должен жестом показать это слово. Второй угадать.
Педагог: Мы, взрослые, часто возмущаемся из-за камушков, стеклышек и железок, принесенных ребенком в дом для игры, возмущаемся по поводу «бесцельного» перевода пластилина, бумаги и красок, из-за ножниц, которыми нарезано «всякой дребедени».
Но эти занятия - часть кипучей жизнедеятельности, и результаты которой помогают развитию мелкой моторики рук, развитию умения координировать движения рук и глаз и, тем самым, определяют продуктивность умственного развития ребенка.
Игра «Тест».
Цель: определение степени беспокойства родителей в связи с приближающимся школьным обучением ребенка.
• Похлопайте в ладоши только те, кто испытывает чувство радости и уверенности в связи с этим событием.
• Похлопайте в ладоши только те, кто испытывает умеренное беспокойство;
• Похлопайте в ладоши только те, кто уже испытывает сильное волнение, беспокойство;
А как вы думаете, от кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше? (Ответы родителей)
Беспокоятся и переживают за своё чадо почти все родители, и это вполне нормально. И мы, педагоги тоже беспокоимся за своих выпускников. Мы тоже хотим, чтобы ваши дети хорошо учились в школе, поэтому, нам необходимо общими усилиями как можно лучше подготовить наших детей к этому этапу жизни, найти возможные пути преодоления различного рода трудностей, возникающих на нашем пути.
Итак, что же является фундаментом успешной подготовки ребёнка к школе?
1. Физическое здоровье ребёнка.
2. Развитый интеллект ребёнка.
Рекомендации родителям даются в форме памяток (Приложение 1, 2)
КАЧЕСТВА, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ РЕБЕНОК, ЧТОБЫ УЧИТЬСЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ:
• внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;
• хорошая память;
• сообразительность;
• любознательность;
• развитое воображение;
• начальные навыки чтения, счета, письма;
• волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);
• организованность аккуратность;
• дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.
ЗАПОМНИТЕ:
При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребенка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя!
Ребенок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не будет лениться, если задания ему интересны.
Постарайтесь не сравнивать достижения ребенка ни со своими, ни с достижениями старшего брата (сестры, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребенке, даже если они не в его пользу) Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учебе для вашего малыша.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ИДУЩЕМУ В ШКОЛУ:
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения) .
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года) .
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. 3нать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.)
15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16. 3апомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
17. Различать гласные и согласные звуки.
18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут) .
23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в подготовительной группе «Какой он, будущий первоклассник?».
Собрание поможет родителям сориентироваться в готовности ребёнка к школе....
Родительское собрание в подготовительной группе. Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье.
Родительское собрание в подготовительной группе.Тема: Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье. Добрый вечер уважаемые роди...
Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Здоровье будущего первоклассника».
Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: «Здоровье будущего первоклассника»....
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе " Здоровье будущего первоклассника"
Родительское собрание...
Родительское собрание в подготовительной группе «Портрет будущего первоклассника»
laquo;Какими умениями, знаниями, качествами должен обладать будущий первоклассник?»«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – знач...
Родительское собрание в подготовительной группе «Здоровье будущего первоклассника»
Родительское собраие в детском саду в подготовительной группе...
Родительское собрание в подготовительной группе "Здоровье будущих первоклассников"
Родительское собрание в подготовительной группе "Здоровье будущих первоклассников"...