Родительское собрание в подготовительной группе «Какой он, будущий первоклассник?».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Сартакова Татьяна Юрьевна

Собрание поможет родителям сориентироваться в готовности ребёнка к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в подготовительной группе

 «Какой он, будущий первоклассник?».

   1.  Титульный слайд - Добрый вечер, уважаемые родители! Благодарим  за присутствие на нашей встрече. Сегодня мы поговорим с вами о готовности ребёнка к школе, её компонентах. Мы познакомим вас с психологическими особенностями будущего ребёнка – первоклассника. Надеемся, что наша встреча будет интересна и познавательна для вас.

   -Наше знакомство хотелось бы начать с приветствия. А поможет нам в этом микрофон. Пусть каждый, в чьих руках она окажется, представится и скажет несколько слов о своём ребёнке (игра-приветствие «Снежный ком»: первый играющий представляется, называя фамилию, имя и отчество, называет имя своего ребёнка и характеризует его 1-3 словами, второй повторяет сказанное первым игроком и представляется сам… Например, Архирейская Оксана Сергеевна, мама Насти, она  творческая, самая любимая …).

   -Замечательно! Вот мы и познакомились не только друг с другом, но и узнали самое  интересное о ваших детях.

       слайд 2 - А сейчас предлагаю вам, поиграть в игру – размышление «Мой ребёнок первоклассник». Инструкция: напишите на своих осенних листочках то главное, по вашему мнению, что должен уметь ребёнок, поступающий в первый класс школы.

   Родители работают самостоятельно (отводится 1-2 минуты). Затем, по очереди прикрепляют свой “листок” к дереву, объясняя свой выбор.

   - А сейчас предлагаю сравнить «портрет идеального первоклассника», нарисованного вами с тем, что об этом говорят психологи (выступление психолога).

    2.  Титульный слайд

Готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка.

Слайд 2

Физиологическая готовность ребенка к школе означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения.  

Слайд 3

 Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.

Слайд 4

Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Слайд 5

 1. Интеллектуальная готовность к школе означает:

- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний;

- он доложен ориентироваться в пространстве, знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и т.д.

- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Что же должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

Слайд 6

1) Внимание.

• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

Слайд 7

2) Память.

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

• Пересказ текста из 4-5 предложений.

Слайд 8

3) Мышление.

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» …

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

Слайд9

5) Речь.

 • Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

Слайд 10

6) Математика.

• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.

Слайд 11

7) Окружающий мир.

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Слайд 12

2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

- ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников; должен понимать, что хорошо, а что – плохо.

Слайд 13

«Как же трудно ему будет в школе!» – подчас восклицают расстроенные родители. Заботы о режиме, эмоциональном благополучии как бы отходят на второй план, а главное место занимают учебные навыки и знания. Ребенку трудно сразу приспособиться к резко возросшим требованиям и нагрузке. Если уже сейчас нужно так долго заниматься, когда хочется гулять, играть, то, что же будет в школе? И упражнения мало или совсем не интересны, да и трудноваты… Вот тут-то и начинает создаваться негативная установка по отношению к будущему обучению в школе.

Слайд 14

А родители еще и укрепляют ее своими недовольными замечаниями: «Это я с тобой нянчусь, а в школе с тобой никто так носиться не будет», «опять отвлекаешься». Вот в школе поставят тебе 2 по поведению, а с двоечниками никто не дружит»… Стоит ли удивляться, если ребенок, еще ни разу не побывав в школе, твердо знает, что идти туда ему совсем не хочется.

Слайд  15 Игра «Собери портфель»

Вот так же на ощупь собираются в школу дети, которые еще не приняли на себя роль школьника. Такие первоклассники могут учиться очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если его нет, и дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Слайд 16

3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

- наличие интереса к учению и получению новых знаний;

- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Слайд 17

    3. – Предлагаю вам посмотреть мультимедийную презентацию «Вот какими мы стали».

    4. Возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно - сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

   Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

  Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

      Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

      Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять  существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

  Развитие воображения  идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

   В сфере  развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические конструкции.

      Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

    Формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.   В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

   Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

    5. - Первый раз в первый класс! Это звучит очень завораживающе, как-то маняще и интересно. Но как сохранить эту любознательность ребенка на долгие годы, что бы, ни пропал его интерес к учебе? Ведь сидя за партой в красивом классе, когда учительница задает вопросы: один, второй, третий, дети тянуться отвечать, а ты ничего не знаешь и не понимаешь их. Наверное, трудно будет удержать большой интерес и стремление к знаниям. Чтобы эта заинтересованность и стимул учиться не проходила как можно дольше, надо готовить ребенка к школе, к умственным нагрузкам постепенно, начиная с 4 лет.

    Сегодня первоклассникам предъявляют гораздо более высокие требования, чем 20 лет назад. У ребенка, едва достигшего 7 лет, должен быть сформирован достаточный запас знаний об окружающем мире, развита связная речь и словарный запас. У будущего школьника должны быть развиты познавательные психические процессы, он должен иметь развитую память, логическое мышление, внимание и воображение. Ему нужно обладать хорошо развитой мелкой моторикой, которая определяет, насколько быстро и хорошо он научится писать.

    Но как вы, родители, можете ему помочь?  Ответ прост: поиграть вместе  с ребёнком! Ведь игра — наиболее значимая, а потому необходимая для ребенка деятельность. В игре развиваются качества, без которых обучение невозможно. В игре дети:

  • учатся применять имеющиеся у них знания;
  • сталкиваются с необходимостью поиска новых знаний;
  • получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их.
  • в игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, речь и, что особенно важно, воображение.

   Какие игры наиболее полезны для подготовки детей к школе?

   Перечислить все ценные игры невозможно, есть много книг, рассказывающих о них. Вы можете  выбрать игры для подготовки к школе по своему вкусу, но обратите внимание на те из них, которые:

  • формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушел?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Повтори рисунок»);
  • развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин «Ткани», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме);
  • развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова на оборот», «Синонимы», «Составляем рассказ»).

Слайд 3 «4-й лишний»

   Назвать, что не подходит к трём остальным словам и объяснить почему.

Яблоко, груша, картофель, слива

Шапка, брюки, пальто, сапоги

Чашка, ваза, миска, ложка

Тетрадь, машинка, кукла, пирамидка.

Слайд  4 «Развиваем память»

   Назовите (прочитайте) медленно и отчётливо несколько слов. Ребенок должен их воспроизвести в произвольном порядке. Назовите слова повторно.

Дом, солнце, ворона, часы, карандаш

Молоко, снег, стол, молоток, окно, книжка

Песок, дерево, вазон, сахар, лопата, чемодан, ручка

Научите ребенка ассоциативному запоминанию слов: на дом светило солнце, прилетела ворона, посмотрела на часы и украла карандаш.

Слайд  5 «Объясни инопланетянину»

   Предложите ребенку представить, что он встретил инопланетянина, который не знает значения многих слов в нашем языке, и ребёнок должен ему всё объяснить. Слова можно брать любые, но начинать надо с простых, хорошо знакомых (нож, велосипед, шапка, телефон). Постепенно переходите к более сложным понятиям (холодно, весело, радость, горе, счастье). Важно, чтобы ребенок сам мог назвать назначение предмета и его существенные качества или признаки (велосипед – для того, чтобы ездить, у него есть колёса, педали, руль).

   

Слайд 6 «Установление связей»

   Ребенок должен закончить предложение, которое вы начинаете. Он должен попытаться установить взаимно-обратную связь между величинами или размещением предметов в пространстве.

- линейка длиннее карандаша, а карандаш … (короче, чем линейка)

- лампа стоит на столе, а стол… (под лампой)

- Дима выше Саши, а Саша… (ниже Димы)

- арбуз больше яблока, а яблоко… (меньше арбуза)

- кукла лежит ближе к тебе, а собачка… (дальше).

Слайд  7 «Пожалуйста»

   Ребенок повторяет движения за взрослым, но выполнять должен только те, которые предлагаются после обращения «пожалуйста»: «пожалуйста, присядь».

   - Спасибо за активное участие в играх, проявленный интерес и сотрудничество!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый вечер!

Слайд 2

Что должен уметь будущий первоклассник?

Слайд 3

«4-й лишний» Назвать , что не подходит к трём остальным словам и объяснить почему. Яблоко, груша, картофель, слива Шапка, брюки, пальто, сапоги Чашка, ваза, миска, ложка Тетрадь, машинка, кукла, пирамидка

Слайд 4

«Развиваем память» Назовите (прочитайте) медленно и отчётливо несколько слов. Ребенок должен их воспроизвести в произвольном порядке. Назовите слова повторно . Дом, солнце, ворона, часы, карандаш Молоко, снег, стол, молоток, окно, книжка Песок, дерево, вазон, сахар, лопата, чемодан, ручка Научите ребенка ассоциативному запоминанию слов: на дом светило солнце, прилетела ворона, посмотрела на часы и украла карандаш.

Слайд 5

«Объясни инопланетянину» Предложите ребенку представить, что он встретил инопланетянина, который не знает значения многих слов в нашем языке, и ребёнок должен ему всё объяснить. Слова можно брать любые, но начинать надо с простых, хорошо знакомых (нож, велосипед, шапка, телефон). Постепенно переходите к более сложным понятиям (холодно, весело, радость, горе, счастье). Важно, чтобы ребенок сам мог назвать назначение предмета и его существенные качества или признаки (велосипед – для того, чтобы ездить, у него есть колёса, педали, руль).

Слайд 6

«Пожалуйста» Ребенок повторяет движения за взрослым, но выполнять должен только те, которые предлагаются после обращения «пожалуйста»: «пожалуйста, присядь».

Слайд 7

«Установление связей» Ребенок должен закончить предложение, которое вы начинаете. Он должен попытаться установить взаимно-обратную связь между величинами или размещением предметов в пространстве . - линейка длиннее карандаша, а карандаш … (короче, чем линейка) - лампа стоит на столе, а стол… (под лампой) - Дима выше Саши, а Саша… (ниже Димы) - арбуз больше яблока, а яблоко… (меньше арбуза) - кукла лежит ближе к тебе, а собачка… (дальше )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной группе. «Ваш ребёнок – будущий первоклассник»

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА№ 9 «Ромашка»      Родительское собраниев подготовительной группе.«Ваш ребёнок – буду...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе "Ваш ребенок - будущий школьник "

Конспект позволяет воспитателю провести интересное и педагогически грамотное собрание для родителей будущих первоклассников .В ходе собрания решается вопрос формирования активной педагогической позици...

Родительское собрание в подготовительной группе: «Ваш ребенок – будущий школьник»

Создание комфортных условий для моделирования перспектив взаимодействия родителей-детей-педагогов на новый учебный год....

Родительское собрание в подготовительной группе «Ваш ребенок-будущий первоклассник»

Родительское собрание в подготовительной группе «Ваш ребенок-будущий первоклассник»...

Родительское собрание в подготовительной группе "Ваш ребенок - будущий школьник".

Цель собрания: Актуализировать знания родителей по проблеме готовности к школе в условиях пандемии.Форма проведения: дистанционная , в форме презентации.Задачи собрания: Дать представления родителям о...