Родительское собрание в подготовительной группе "Здоровье будущих первоклассников"
методическая разработка (подготовительная группа)

Кретинина Ирина Владимировна

Родительское собрание в подготовительной группе "Здоровье будущих первоклассников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в подготовительной группе

Тема: «Здоровье будущего первоклассника»

Задачи:

  1. Познакомить родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников и формирования у детей привычки безопасного поведения в условиях детского сада и дома.
  2. Формировать у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье своих детей.
  3. Формировать у родителей чувство ответственности за безопасность своего ребёнка.
  4. Развивать чувство единства, сплоченности.

Повестка:

  1.  Вступительное слово воспитателя.
  2.  Просмотр видеоролика. (Инсценировка сказки «Репка» на новый лад)
  3.  Знакомство родителей с мероприятиями, направленными на оздоровление детей.
  4.  Знакомство родителей с нейрогимнастикой. Комплекс упражнений, активизирующий естественную работу мозга с помощью физических движений.
  5.  Безопасность в детском саду и дома.
  6.  Подведение итогов. Принятие решения.

  1. Вступительное слово.

Не секрет, что здоровье – одна из важнейших ценностей человеческой жизни. Здоровый человек бодр, жизнерадостен, активен, живет полноценной жизнью. Когда же следует начинать учить заботиться о собственном здоровье?!

 Фундамент здоровья закладывается в раннем детстве. Родители должны стать главными помощниками в формировании у детей ценностей здорового образа жизни, образцом для подражания.

  1. Инсценировка сказки «Репка» на новый лад.  Видеозапись

  1. Знакомство родителей с мероприятиями, направленными на оздоровление детей и на формирование основ безопасности в детском саду.

Независимо от того, с какого возраста ребенок пойдет в школу, необходимо заранее сформировать у него готовность к обучению. К сожалению, родители ошибочно считают ребёнка подготовленным к школе, если он умеет считать, писать. Но он должен быть готов физически. Он должен быть подготовлен к новым «стрессовым» условиям пребывания в школе. Новый режим, новая среда, новый вид деятельности – учение. Все это должен вынести детский организм. И мы должны ему в этом помочь.

            Здоровье ребёнка – категория многогранная и динамическая, она включает физическое, интеллектуальное, функциональное развитие детей в соответствующие возрастные периоды.

Таким образом, достичь необходимо уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровый ребёнок.

           Поэтому, важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

          Нас много лет поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Проанализировав заболеваемость детей в ДОУ, мы пришли к выводу, что в структуре инфекционной заболеваемости доля ОРЗ составляет 80%. Проблема усугубляется тем, что большая часть детей группы болеет ежегодно, 30% детей переносят три и более заболевания в год.

Конечно, причин этому множество: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них – невнимание взрослых к здоровью детей.  Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания.  Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек. Поэтому первоочерёдная задача ДОУ – помочь семье сохранить здоровье детей.

           В саду действует система комплексных мероприятий по оздоровлению детей.

Соблюдение оздоровительного режима. Двигательный режим детей составляет 5- 5,5 часов в день. Системно организованная двигательная активность отражается на общем развитии детского организма, улучшается координация процесса обработки информации, развивается речь. Чтобы в коре головного мозга могла накапливаться информация, ребенок должен находиться в движении.

В ДОУ в обязательном порядке организуются:

- 3 раза в неделю физкультурные занятия,

- каждый день организуется утренняя гимнастика,

- гимнастика после дневного сна, здесь мы используем комплексы упражнений на профилактику плоскостопия, сколиоза, систему самомассажа, профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата. Чтобы эффективнее решать задачи укрепления дыхательной системы детей с целью повышения их сопротивляемости простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, мы применяем дыхательную гимнастику.

Для профилактики плоскостопия применяются различные коврики, ребристые дорожки. Упражнения для профилактики плоскостопия включаются во все виды деятельности: ходьба на носках, толстому шнуру, с перекатом с пятки на носок, катание палки ступнёй или пальцами ног, захват пальцами мелки предметов. Эти упражнения очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют.

- обязательно соблюдаем режим проветривания. Так как в группах очень тепло, то можем, до нескольких раз, выводит детей из группы и проветривать помещение. Обязательно проветривание перед сном.

В группе проводим профилактические мероприятия: кварцевание бактерицидной лампой.

- Особое место отведено прогулкам. В детском саду пребывание только здоровых детей, которые могут жить в общем режиме детского сада.

«Здоровый дошкольник – успешный школьник»

Сохранить здоровье ребенка можно только в том случае, если строго придерживаться рекомендаций специалистов, которые направлены, прежде всего, на профилактику заболеваний.

Правильное питание

        В рационе дошкольника и школьника обязательно должны присутствовать достаточное количество белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов. То есть, школьник должен постоянно потреблять такие продукты, как молоко, продукты растительного происхождения и мясные продукты. При этом из меню детей необходимо исключить все жирное, жаренное, острое и соленое.

Режим питания

Специалисты рекомендуют дошкольникам питаться не менее четырех раз в день, с интервалом в три-четыре часа. Поэтому родителям необходимо обеспечить ребенку не только обед и ужин после школы, но и полноценный завтрак перед школой. Кстати, самым лучшим завтраком для школьников признана каша, которая, согласно последним исследованиям, оказывает положительное влияние на успеваемость в школе. Причем, как оказалось, на успеваемость девочек каша оказывает намного большее влияние, чем на умственные способности мальчиков.

Режим занятий и отдыха

По мнению специалистов, время непрерывного занятия школьников не должно превышать одного часа (при этом, если занятие однотипное, то оно должно длиться не более 20 минут). Перерыв между занятиями лучше всего посвятить подвижным играм или прогулкам на свежем воздухе. Для поддержания крепкого иммунитета и полноценного восстановления сил ночной сон школьника должен длиться не менее девяти часов

Работа за компьютером

Современный процесс обучения неразрывно связан с работой за компьютером. Однако многочасовое «бдение» перед экраном монитора способно нанести значительный урон здоровью школьника: страдает зрение и осанка. Поэтому родители должны строго контролировать время, проведенное школьником за компьютером: без перерыва перед экраном можно находиться не более 30-40 минут. При этом расстояние до монитора должно быть не больше 1 метра и не меньше 40 сантиметров. Также необходимо следить, чтобы осветительные приборы (настольная лампа или люстра) не светили в глаза ребенку, а поза сидения не нанесла вред позвоночнику.

Прописные истины

В процессе подготовки своего ребенка к школе родители должны обратить пристальное внимание на воспитание основ личной гигиены и правильного питания. Ведь Вы не сможете лично проконтролировать в школе, насколько тщательно ребенок помыл руки перед приемом пищи (и помыл ли вообще), равно как и сам процесс приема пищи, от правильности которого во многом зависит, приобретет ли Ваш ребенок заболевания органов пищеварения.

Поэтому обязательно приучите ребенка мыть руки после посещения туалета и перед началом приема пищи, а также обеспечьте его влажными антибактериальными салфетками, чтобы он всегда имел возможность протереть руки.

 Итак, давайте подведём итог всему сказанному выше.

  • Быть для ребёнка положительным примером в следовании навыкам гигиенического поведения, так как одна из психологических особенностей младших школьников - склонность к подражанию.
  • Поощрять попытки ребёнка придерживаться режима дня, выполнять гигиенические процедуры, соблюдать культуру умственного труда.
  • Правильно организовать режим дня школьника: обеспечить ему достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъёма и отхода ко сну, предусмотреть регулярный приём пищи (4-5-разовое питание), установить определённое время приготовления уроков, выделять время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности, свободных занятий и помощи в семье.
  • Проверять правильность осанки детей, при получении настораживающих результатов, проанализировать возможные причины отклонений в состоянии позвоночника, постараться устранить их, в случае необходимости обратиться за консультацией врача.
  • Не впадать в крайности, не ставить ребёнка под шквал упрёков, замечаний и наказаний. Добиваться, чтобы он всё необходимое делал с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь.
  • Обращать больше внимания на хорошее в ребёнке, чем на его ошибки, но не захваливать, иначе стремление к одобрению, к похвале может стать главным мотивом здраво творческой деятельности.

  1. Знакомство родителей с нейрогимнастикой. Комплекс упражнений, активизирующий естественную работу мозга с помощью физических движений.

На сегодняшний день наблюдая и диагностируя дошколят, все и больше и больше появляется детей с речевыми нарушениями, с задержкой речевого развития, с задержкой психического развития, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, т.е. наблюдается вялость мышц, нет желания и сил прыгать, бегать, элементарно такие дети неловко прыгают на 1 ноге, не могут поймать и бросить хорошо мяч, плохо переключаются с одного движения на другое.

Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей.

Современное поколение ведут малоподвижный образ жизни, сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютера. Да сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться, дети больше нас разбираются в технике и это здорово. Но мы идем с вами к тому, что современное поколение – с каждым годом становится физически, психически, соматически ослаблено.

Ведь бегая и прыгая, а также играя по правилам у нас развивалась координация движений, ориентировка в пространстве, общая моторика, ловкость, гибкость, контроль над собой, переключаемость движений.

Таким образом, недостаточность физической активности ведет наших детей к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей. Отсюда наши дети:

  • моторно неловкие;
  • невнимательные;
  • гиперактивные;
  • плохо ориентируемые;
  • с ЗРР, ЗПР и т.д.

Что же с этим делать? Есть один метод, который позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность. Я хочу вас познакомить с нейрогимнастикой. Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.

Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. Улучшаются подкорковые структуры головного мозга и т.д.

Нейрогимнастика включает в себя: глазодвигательные, дыхательные упражнения, игры на освоение телесного пространства, работа над чувством ритма, работа над развитием координации и переключения с одного действия на другое.

Предлагаю приступить к практикуму и посмотреть на деле что такое Нейрогимнастика. Сегодня я представлю вам упражнения на развитие дыхания, глазодвигательную гимнастику. Игры на развитие межполушарных связей, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма.

Рекомендуется начинать гимнастику с «Крюков Деннисона».

  • «Крюки Деннисона» 

1. Встаньте, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол.

2. Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок.

3. Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, чтобы локти оказались направленными вниз.

4. Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело расслабленное.

Родители выполняют упражнение

  • А сейчас предлагаю выполнить упражнение «Кнопка мозга». Правую руку положили в область пупка и поглаживаем по часовой стрелке. А левую руку кладем на голову и тихонько похлопываем. Эти движения повторяем одновременно. Затем меняем руки. Родители выполняют упражнение
  • Давайте выполним упражнение на развитие дыхание. На счет 1-2-3 делаем вдох, 4-5-6 задерживаем дыхание, 7-8-9 – выдыхаем.

Родители выполняют упражнение

  • Далее выполним глазодвигательную гимнастику – «Ленивые восьмерки».

Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (∞). Ее центр проходит на уровне переносицы.

Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх.

Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр.

Продолжайте "рисовать" вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой.

Родители выполняют упражнение

  • Далее переходим к упражнениям на координацию движений и их переключаемостью:

*хлопаем в ладоши –топаем правой ногой – хлопаем в ладоши – топаем левой ногой;

*хлопаем и топаем справа – хлопаем и топаем слева;

*хлопаем справа – топаем слева;

*руки поочередно ставим на пояс, на плечи, поднимаем вверх и вниз;

*маршируем + работаем руками на пояс поочерёдно, затем на плечи, снова на пояс и на плечи.

Родители выполняют упражнение

Далее предлагаю выполнить ряд заданий на развитие чувство ритма.

* хлопаем в ладоши и читаем стихотворение; затем хлопаем в ладоши и читаем по одной строчке из двух разных стихотворений:

Например, уронили мишку на пол

Идет бычок качается

Оторвали мишке лапу

Вздыхаем на полу

Все равно его не брошу

Ох доска кончается

Потому что он хороший.

Сейчас я упаду.

Родители выполняют упражнение

И еще один из интересных разделов нейрогимнастики это пальчиковые пробы.

  • Кулак –ребро-ладонь.
  • Зайчик-коза.
  • Рожки-ножки.
  • Мизинчик-указательный палец.
  • Ок – зайчик.
  • Паучок (большие и указательные пальцы) и т.д.

Так же очень полезно рисовать двумя руками одновременно. Вашему вниманию я предлагаю книгу тренажер – Трясорукова. Развитие межполушарного взаимодействия у детей.

Таким образом я вам представила лишь некоторые игры по нейрогимнастике, которые благоприятно влияют на межполушарные связи, и воздействуют на мозговые структуры. Нейрогимнастикой полезно заниматься и взрослым для улучшения работоспособности, профилактике болезни Альцгеймера.

 Хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на то, что любая двигательная активность будет стимулировать развитие мозга, но особенно если это координированные движения. Спасибо за внимание!

5. Безопасность в детском саду и дома

Памятка родителям

«Обеспечение безопасности детей»

Сохранение жизни и здоровья детей – главная обязанность взрослых!!!!

Подавайте детям собственный пример правильного поведения в быту, на улицах и дорогах города:

•        формируйте у детей навыки обеспечения личной безопасности;

•        проведите с детьми с детьми индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь;

•        решите проблему свободного времени детей;

•        постоянно будьте в курсе, где и с кем ваш ребёнок, контролируйте место пребывания детей;

•        не разрешайте разговаривать с незнакомыми людьми. Объясните ребёнку, что он имеет полное право сказать «нет» всегда и кому угодно, если этот «кто-то» пытается причинить ему вред;

•        чтобы не стать жертвой или виновником дорожно-транспортного происшествия, обучите детей правилам дорожного движения, научите их быть предельно внимательными на дороге и в общественном транспорте;

•        проявляйте осторожность и соблюдайте все требования безопасности, находясь с детьми на игровой или спортивной площадке;

Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы. Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому, чем чаще вы напоминаете ребёнку несложные правила поведения, тем больше вероятность, что он их запомнит, и будет применять. Вы должны регулярно их напоминать.

1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения — наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям.

Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению на дороге.

2. Находясь с ребёнком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и соблюдать правила безопасности.

3. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас — этим вы обучаете его переходить через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться — это типичная причина несчастных случаев.

4. Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

5. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл, находящиеся вдалеке. Научите его всматриваться вдаль.

6. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.

7. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.

За последние годы в России увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых нерадивые родители оставляли одних или с незнакомыми людьми.

Правила безопасности

Чтобы уберечь своего ребенка от беды, следует, прежде всего, научить его распознавать опасность. Чтобы завоевать детское внимание, преступники представляются людьми творческих, увлекательных профессий: режиссер, фокусник, спортсмен. Набор предлогов для обращения довольно стандартен. Их цель — заинтриговать ребенка. Мальчику расскажут, что неподалеку лежит ничей самокат или робот. Девочке предложат посмотреть какое-нибудь животное, постараются надавить на жалость, сказав, что за углом лежит щенок с перебитой лапкой.

Ребенка нужно научить следующим правилам безопасности при общении с посторонними:

Всегда играй в компании друзей.

Никогда не принимай подарки (сладости) от незнакомцев без разрешения родителей.

Никогда не соглашайся куда-либо идти в сопровождении незнакомых людей, не садись в автомобиль с незнакомым человеком. Кричи изо всех сил, если кто-то просит тебя об этом, немедленно расскажи родителям.

Никогда не позволяй кому-то прикасаться к тебе. Сразу расскажи об этом родителям.

Для детей школьного возраста:

Не обсуждай своих проблем с незнакомыми и малознакомыми людьми.

Если кто-то пытается ворваться в квартиру, звони в полицию, а затем открой окно и зови на помощь.

Если люди в автомобиле спрашивают тебя, как куда-нибудь доехать, не подходи близко и не соглашайся сопровождать их.

Ребенка нужно научить следующим правилам пожарной безопасности дома:

Не оставляйте без присмотра детей дошкольного и младшего школьного возраста, не позволяйте им пользоваться легковоспламеняющимися материалами;

Следите за газовыми и электрическими приборами.

Не играть с легко воспламеняющимися предметами и жидкостями (спички, зажигалки, аэрозоли и т.д.);

Не поворачивать вентили газовой плиты и колонки;

Не трогать режущие и колющие предметы (ножи, ножницы, иголки и т.д.).

В случае обнаружения пожара незамедлительно звоните 01.

Меры безопасного поведения при работе с Интернетом:

Объясните детям, что общаться и вести себя в социальной сети необходимо так же осторожно, как и в реальной жизни.

Запретите детям оставлять в публичном доступе или отправлять незнакомцам по почте контактную информацию (телефон, адрес).

Объясните детям, что нельзя соглашаться на уговоры незнакомых людей о личной встрече. Подобные предложения лучше игнорировать, общение со слишком настойчивым человеком прекратить.

Просматривайте сайты, которыми часто пользуется ваш ребёнок, с целью недопущения вовлечения ребёнка в неформальные организации.

Родителям можно посоветовать следующее:

Убедитесь, что ваши дети знают телефон полиции, скорой помощи, пожарной службы, адрес. Отрепетируйте, как нужно разговаривать с дежурным, чтобы в нужный момент ребенок не растерялся.

Научите правилам безопасности дома и на улице.

Всегда знайте, где ваши дети, и они пусть всегда знают, где вы.

Никогда не пишите имя вашего ребенка на одежде, портфеле, велосипеде.

Научите ребенка в случае, если он потерялся, ждать вас в том месте, где вы расстались, и никуда не уходить ни с кем, ни под каким предлогом.

Всегда записывайте адреса и телефоны всех друзей вашего ребенка, а также телефоны (рабочие и мобильные) их родителей.

В случае возникновения неприязни между вашим ребенком и еще кем-либо обязательно выясните ее причины, постарайтесь уладить конфликт или избавьте ребенка от любого возможного контакта с источником неприязни.

Никогда не пренебрегайте детскими опасениями, даже если вам кажется, что они мнимые. Убедите ребенка, что вы всегда придете на помощь, что бы ни произошло.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной группе «Какой он, будущий первоклассник?».

Собрание поможет родителям сориентироваться в готовности ребёнка к школе....

Родительское собрание в подготовительной группе. «Ваш ребёнок – будущий первоклассник»

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА№ 9 «Ромашка»      Родительское собраниев подготовительной группе.«Ваш ребёнок – буду...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Здоровье будущего первоклассника».

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на  тему: «Здоровье будущего первоклассника»....

Конспект родительского собрания детей подготовительной группы Тема: «Ваш ребёнок – будущий первоклассник»

Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по подготовки детей к школьной жизни; вовлечение родителей в проц...

Родительское собрание в подготовительной группе «Ваш ребенок-будущий первоклассник»

Родительское собрание в подготовительной группе «Ваш ребенок-будущий первоклассник»...

Конспект родительского собрания «В нашей семье будущий первоклассник»

Игра-дискуссия в группах для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе....