Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению грамоте"
консультация
Овладение грамотой доступно 6-7 летнему ребенку благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития. Дети, поступающие в школу с нормально развитой речью, обладают определенной готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_reb-ka_k_obucheniyu_gramote.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовность ребёнка к обучению грамоте
Рухля Н. С., учитель-логопед МБДОУ № 12 г. Сорочинска
Овладение грамотой доступно 6-7 летнему ребенку благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития. Дети, поступающие в школу с нормально развитой речью, обладают определенной готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи.
Дети с фонематическим недоразвитием испытывают затруднения не только в различении звуков, но и в анализе звукового состава речи, с трудом овладевают грамотой. Учащиеся с несформировавшимся произношением на первых порах обучению чтению с трудом овладевают слиянием, а в дальнейшем читают медленно и с большим количеством ошибок. Письмо учащихся, имеющих недостатки произношения, резко отличаются от письма детей с правильной речью.
Самой распространенной ошибкой для детей с недостатком произношения является замена одних букв другими (звонких и глухих – п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж, замена шипящих и свистящих – с-ш, з-ж, ц-ч, щ-с, ч-т)
Второй группой ошибок является пропуск букв, особенно часто пропускаются гласные буквы.
Детям с недостатками произношения сложно анализировать звуковой состав слова. Этим детям очень трудно выделять гласный звук из положения, после согласного звука. Ученик упорно не слышит гласный звук, входящий в состав прямого слога (па), даже при его протяжном произношении; на вопрос, какой второй звук в этом слоге, ответить не может.
Примерные ошибки:
НТ (Ната), ПСЫ (БУСЫ), КША (КОШКА), БУТН (БУТОН)
Еще нередко встречаются перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное искажение слов. Причиной всех этих ошибок является затруднение в анализе звукового состава речи.
Как учить буквы
- Учить названия букв по названию звуков (например: буква «ЭМ», а звук «М».
- Складывать буквы из пальцев.
- Строить буквы из палочек, спичек, веточек, конструктора.
- Высыпать буквы из песка, муки, крупы.
- Лепить буквы из теста, пластилина.
- Рисовать буквы в воздухе, на воде, по стеклу.
- На что похожа буква У? – (У – на улитку, вешалку, рогатку).
- Изображать буквы собственным телом (например: стоять прямо, руки в стороны – буква Т и т.п.).
- Дописывать «сломанные» буквы.
- Подбирать картинки на заданную букву.
- Раскрашивать большие буквы.
- Обводить буквы по пунктиру.
- Узнавать объемные буквы на ощупь (игра «Волшебный мешочек»).
- Делать буквы из нитки, шнурка, проволоки, веревки.
Звуко-слоговой анализ слова (на примере слова МУХА)
- Что ты назвал? /слово/ - обозначаем полоской.
- Давай сосчитаем, сколько слогов в слове МУХА. Говори слово, хлопай в ладоши и считай. Сколько получилось слогов? – положим две коротких полоски внизу.
- А теперь узнаем, какой первый слог в слове МУХА и какой второй. Говори слово, хлопай и внимательно слушай, что ты говоришь. Взрослый берет руки ребенка в свои. Медленно с хлопком ребенок произносит: МУ. Взрослый, удерживая сомкнутыми ладони ребенка, спрашивает: «Что ты сейчас сказал?» (МУ.)
МУ — это первый слог (первый кусочек) слова МУХА. Повтори, пожалуйста, первый слог слова.
А теперь нам нужно узнать, какой второй слог в слове МУХА. Говори слово, хлопай и внимательно слушай, что ты скажешь после МУ.
то ты сказал после МУ? (ХА.)
ХА — второй слог (второй кусочек) слова МУХА.
Назови первый слог слова. Назови второй слог.
- Взрослый: МММУХА. Скажи, как я. Какой тут первый звук? Обозначим синим кружочком, т. к. это согласный твёрдый звук.
МУУУХА — скажи, как я. Какой звук ты слышишь после звука [м]? Обозначим красным кружочком, т. к. это гласный звук.
МУХХХА — скажи, как я. Какой звук ты слышишь после звука [у]? Каким кружком обозначим?
МУХААА — скажи так же. Какой звук ты слышишь после звука [х]? Чем обозначим?
- Показывай кружки под картинкой и называй звуки слова МУХА по порядку.
- Назови гласные звуки в слове МУХА. Сколько в этом слове гласных? Где звук [у]: в начале, в конце или в середине слова?
А где звук [а]?
Назови согласные звуки в слове МУХА. Сколько в этом слове согласных?
Где звук [м]: в начале, в конце или в середине слова?
А где звук [х]?
Какой первый звук в слове МУХА? Какой в слове последний звук? Какие звуки в середине слова?
Сколько всего звуков в слове МУХА? Назови все звуки в слове по порядку.
Подготовка руки к письму
- Тетрадь должна быть с полями.
- Рисовать только цветными карандашами (фломастеры и ручки слабо тренируют тонкую мускулатуру руки).
- Во время работы следить за осанкой, правильным удержанием карандаша.
- Освещение должно быть достаточным. Свет должен падать слева, а если ребенок рисует левой рукой, то справа
Развитие фонематического слуха.
Можно рекомендовать следующие игры:
- Игра «Да» или «Нет»?
Взрослый произносит слова, которые содержат и не содержат определённый звук (например звук «Ш»). Ребёнок должен сказать «Да», если в слове есть этот звук и «Нет», если этого звука в слове нет. Слова: шапка, самокат, машина, школа, вертолёт, бабушка и т. д.
- Определение места данного звука в слове.
В начале, середине, конце слова.
- Игра с картинками.
Более сложная форма. Среди них ребёнку предлагается отобрать лишь те, где изображен предмет, в названии которого есть данный звук.
- Сопоставление 2 звуков.
Ещё более сложной для ребёнка формой звукового анализа является сопоставление 2 звуков, близких по звучанию или артикуляции (положение органов речи) С-З, П-Б, Ш-Ж и др. Здесь можно поиграть с ребёнком в игру «Разложи картинки» (Например: со звуком «с» в одну сторону, а со звуком «ш» – в другую.
- Назови первый звук слова.
Взрослый говорит ребёнку: «Я вам расскажу тайну. У слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: Барабан – «б»; Кукла – «к»; «Гитара» - «гь». Взрослый называет слово, а ребёнок первый звук этого слова.
- Назови слова сам.
Это одна из завершающих форм работы, связанной со звуковым анализом речи. По заданию взрослого ребёнок самостоятельно называет слова с определённым звуком. Здесь можно варьировать: звук может быть в начале, в середине, в конце слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовность ребенка к обучению грамоте
Консультация для родителей...
Анкета для родителей "Готов ли ваш ребенок к обучению грамоте?"
Данная анкета предлагается родителям в начале учебного года....
Статья "Как подготовить ребенка к обучению грамоте: игры и задания"
Для подготовки ребенка-дошкольника к обучению грамоте, а, следовательно, к успешному обучению в школе, необходимо уделить должное внимание развитию такого навыка, как навык звукового анализа и синтеза...
консультация для родителей как подготовить ребенка к обучению грамоте
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, и...
Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению грамоте"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей ДОУ на тему «Готовность ребенка к обучению грамоте»
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладени...