Готовность ребенка к обучению грамоте
консультация по развитию речи
Предварительный просмотр:
Готовность ребёнка к обучению грамоте.
Овладение грамотой доступно 6-7летнему ребенку благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития.
Дети, поступающие в школу с нормально развитой речью, обладают определенной готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи.
Дети с фонематическим недоразвитием испытывают затруднения не только в различении звуков, но и в анализе звукового состава речи, с трудом овладевают грамотой. Учащиеся с несформировавшимся произношением на первых порах обучению чтению с трудом овладевают слиянием, а в дальнейшем читают медленно и с большим количеством ошибок. Письмо учащихся, имеющих недостатки произношения, резко отличаются от письма детей с правильной речью.
Самой распространенной ошибкой для детей с недостатком произношения является замена одних букв другими (звонких и глухих – п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж, замена шипящих и свистящих – с-ш, з-ж, ц-ч, щ-сь и др.)
Второй группой ошибок является пропуск букв, особенно часто пропускаются гласные буквы.
Детям с недостатками произношения сложно анализировать звуковой состав слова. Этим детям очень трудно выделять гласный звук из положения, после согласного звука. Ученик упорно не слышит гласный звук, входящий в состав прямого слога (па), даже при его протяжном произношении; на вопрос, какой второй звук в этом слоге, ответить не может. Примерные ошибки:
МШ (МАША), ПСЫ (БУСЫ), КША (КАША), КУСК (КУСОК)
Еще нередко встречаются перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное искажение слов. Причиной всех этих ошибок является затруднение в анализе звукового состава речи.
Как учить буквы
Учить названия букв по названию звуков (например: буква «ЭМ», а звук «М».
Складывать буквы из пальцев.
Строить буквы из палочек, спичек, веточек, конструктора.
Высыпать буквы из песка, муки, крупы.
Лепить буквы из теста, пластилина.
Рисовать буквы в воздухе, на воде, по стеклу.
На что похожа буква У? – (У – на улитку, вешалку, рогатку).
Изображать буквы собственным телом (например: стоять прямо, руки в стороны – буква Т и т.п.).
Дописывать «сломанные» буквы.
Из одного элемента составлять разные буквы (например: Х, А, У, М).
Подбирать картинки на заданную букву.
Раскрашивать большие буквы.
Обводить буквы по пунктиру.
Узнавать объемные буквы на ощупь (игра «Волшебный мешочек»).
Делать буквы из нитки, шнурка, проволоки, веревки.
Звуко-слоговой анализ слова
Что ты назвал? /слово/ - обозначаем полоской.
Сколько частей /слогов/ в слове? (делить хлопками) – раздели полоску палочками на столько же частей.
Назови 1-й слог (часть). Сколько звуков? Какие? Чем обозначим? Прочитай по квадратам. Назови 2-й слог (и т.д.)
Прочитай свое слово. Сколько слогов? Сколько звуков? Сколько гласных, согласных?
Подготовка руки к письму
Тетрадь должна быть с полями.
Рисовать только цветными карандашами (фломастеры и ручки слабо тренируют тонкую мускулатуру руки).
Во время работы следить за осанкой, правильным удержанием карандаша.
Освещение должно быть достаточным. Свет должен падать слева, а если ребенок рисует левой рукой, то справа.
Развитие слухового внимания и контроля.
Можно рекомендовать следующие игры:
Узнай предмет по звуку.
Возьмите 3-5 звучащих игрушек (погремушку, флейту, барабан, гармошку), познакомьте ребёнка со звучанием каждой из них. Предложите отвернуться ребёнку и отгадать на каком из них вы только что играли.
По каждому предмету постучали палочкой.
Стакан, блюдце, картонная коробка, пластмассовая игрушка - действия те же самые, что и в п. 1
Кто это?
Взрослый подражает крику животных или птиц, жужжанию насекомых. Ребёнок угадывает, кому он подражает.
Внимателен ли ты?
Ребёнок по вашему поручению запоминает какой-либо звук, хорошо слышимый в речи или тот, который он правильно произносит.Затем произносится ряд слов, содержащих этот звук и не имеющих его. Например: Рыба, Рак, коРа, голова, стол. Ребёнок должен поднять руку, когда услышит слово со звуком "Р".
Определение места данного звука в слове.
В начале, середине, конце. Действия те же самые, что и п. 4.
Игра с картинками.
Более сложная форма. Среди них ребёнку предлагается отобрать лишь те, где изображен предмет, в названии которого есть данный звук.
Когда ребёнок научится достаточно свободно выделять в словах звуки, произносимые им правильно, поручите ему УЗНАТЬ 1 ИЗ ИСКАЖАЕМЫХ ИМ ЗВУКОВ.
Сопоставление 2 звуков.
ещё более сложной для ребёнка формой звукового анализа является сопоставление 2 звуков, близких по звучанию или артикуляции (положение органов речи) С-З, П-Б, Ш-Ж и др.Здесь также приемлены упражнения 4,5,6. Только в этом случае ребёнок одновременно выделяет два звука из общей массы и различает их между собой.
Разновидность предыдущего упражнения является вычленение и различение данного звука от того, которым он заменяется (например: Р/Л, С/Ш, Ц/С) Назови слова сам.
Это одна из завершающих форм работы, связанной со звуковым анализом речи. По заданию взрослого ребёнок самостоятельно называет слова с определённым звуком. Здесь можно варьировать: звук может быть-в начале, в середине, в конце.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Список литературы:
1. Е. Краузе "Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие" Издательство: Корона-Принт .
2. Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников" Издательство: АСТ
3. "Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет" Издательство: Карапуз Год издания: 2003
4. Костыгина В. "Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)". Издательство: Карапуз Год издания: 2007
5. Пожиленко Е. А. "Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей..." Издательство: Каро. Год издания: 2006 .
6. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М, 2005.
7. Микляева Н. В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. - М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Готовность ребенка к обучению грамоте»
laquo;Готовность ребенка к обучению грамоте»...
Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению грамоте"
Овладение грамотой доступно 6-7 летнему ребенку благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития. Дети, поступающие в школу с нормально развитой речью, обладают определенной готовностью к ...
«Готовность ребенка к обучению грамоте»
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то ес...
Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению грамоте"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей ДОУ на тему «Готовность ребенка к обучению грамоте»
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладени...
Консльтация для родителей " «Готовность ребенка к обучению грамоте»
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть ов...