консультация для родителей как подготовить ребенка к обучению грамоте
консультация (старшая группа)

Пучкина Екатерина Алексеевна

Грамота –       это    овладение умением      читать        и       писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.  Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx698.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 

Готовность ребенка к обучению грамоте

 

 

 

 

 

 

 

Грамота         –         это         овладение умением         читать         и         писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.  Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.  

 От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

 Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.  Для успешного усвоения школьного курса родного языка ребенку необходимо иметь значительный словарный запас, довольно хорошо развитый грамматический строй речи. Кроме того, совершенствование диалогической и монологической (связной) речи, практическое овладение различными средствами выразительности языка возможны лишь на основе осознания ребенком языковой действительности, элементарных практических наблюдений и обобщений в области родного языка, а также на основе отношения к речи другого человека как регулирующей его деятельность.

Возникает вопрос: когда же лучше начинать занятия по подготовке к обучению грамоте? Это зависит не только от возраста ребѐнка, но и от его индивидуальных особенностей.  

 У дошкольника, начинающего заниматься основами грамоты, должна быть ярко выражена познавательная активность. Такой ребѐнок любит общаться со взрослым, часто задаѐт вопросы об окружающем, проявляет интерес к обучению. Познавательную активность ребѐнка нужно всячески поощрять.

Ведь это – основа для обучения. Не оставляйте без ответов любые вопросы Вашего ребѐнка, чаще обращайте его внимание на явления окружающей жизни, больше читайте.  Именно при совместном чтении книг (в отличие от просмотра видеофильмов) происходит необходимый духовный контакт ребѐнка со взрослым. Это эмоциональное общение с родным человеком для дошкольника крайне важно и принесѐт неоценимую пользу в его развитии.

 Важным моментом для начала обучения грамоте является то, что устная речь ребѐнка должна быть развита соответственно возрастной норме. Поэтому, если у Вашего малыша имеются речевые недостатки, их необходимо устранить. К нарушениям устной речи, мешающим обучению грамоте, относятся: пропуски, замены и перестановки слогов и звуков в словах; дефектное звукопроизношение; нечѐткая артикуляция звуков; неверное согласование слов в предложении; ошибки в построении фразы. Если Вы замечаете у своего ребѐнка старше трѐх лет подобные особенности речи, обратитесь за помощью к специалисту по развитию и коррекции речи – логопеду.

В возрасте 4-х лет у детей особо выражено «языковое чутьѐ», интерес к языку. Если в 4 года ребѐнок может 10-15 минут увлечѐнно заниматься развивающими играми и проявляет интерес к буквам, стоит попробовать начать занятия по подготовке к обучению грамоте. Но если Ваш четырѐхлетка ещѐ не научился сосредотачивать внимание и целенаправленно выполнять развивающие задания, бурно реагирует на свои неудачи, нетерпелив – тогда лучше ещѐ подождать.

Возраст  5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребѐнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Это не значит, что все дети в одинаковой степени

освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

С чего же начать? К сожалению, многие взрослые начинают обучение чтению своего ребѐнка с выучивания с ним всех букв. Ребѐнок при этом запоминает буквы так, как они называются в алфавите, то есть с призвуком гласных: «эф»,

«пэ», «ка»  и т.д. Это неверный

подход: он может привести к трудностям слитного прочтения ребѐнком слогов и слов, а также к «механическому» чтению – в этом случае возможно возникновение ошибок при чтении и письме. Вводя своего малыша в мир чтения, Вы должны в первую очередь помнить о том, что письменная речь является отображением устной. Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на начальном этапе обучения – совсем не главное.  

На начальном этапе следует  привлечь внимание ребѐнка к звучащему слову. С помощью речевых игр, играя со словами и звуками, ребѐнок усваивает следующее: когда мы говорим, мы произносим разные слова. Слова звучат, потому что состоят из звуков. Звуки в слове идут по порядку. Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом.  Если этот порядок нарушится, то слово «сломается».

Его будет не узнать.

Ещѐ один важный вопрос. Обучение дошкольников должно проходить в занимательной, игровой форме. Прежде чем начать непосредственно обучаться чтению, ребѐнок при помощи речевых игр должен усвоить, что предложения состоят из слов, слова – из слогов и звуков, расположенных в определѐнной последовательности. Система речевых игр позволит ребѐнку научиться различать понятия звук и буква, овладеть звуковым анализом и синтезом. К.Д.

Ушинский говорил: «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова».

Занимаясь с ребѐнком, старайтесь соблюдать следующие правила – тогда занятия будут более успешными, а ребѐнок будет заниматься с удовольствием.  

Проявляйте искренний интерес к тому, что вы делаете вместе с ребѐнком.

Радуйтесь, удивляйтесь, огорчайтесь вместе с ним.

Учитывайте состояние ребѐнка (до начала занятия). Но если занятие уже началось, постарайтесь довести начатое задание до конца.

Не раздражайтесь. Ребѐнок должен чувствовать, что Вы – его партнѐр и хотите помочь ему.

Хвалите за старание.

Чаще читайте ребѐнку хорошие стихи (С. Михалкова, С. Маршака, А.Барто,

Б.Заходера) – это благотворно влияет на восприимчивость детей к звукам речи.

 

Не сравнивайте успехи Вашего ребёнка с успехами других детей.

Темп овладения чтением индивидуален для каждого!

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. " Как подготовить ребенка к школе".

Рекомендации как подготовить ребенка к школе....

Статья "Как подготовить ребенка к обучению грамоте: игры и задания"

Для подготовки ребенка-дошкольника к обучению грамоте, а, следовательно, к успешному обучению в школе, необходимо уделить должное внимание развитию такого навыка, как навык звукового анализа и синтеза...

Буклет для родителей "Как подготовить ребенка к обучению в школе"

Буклет-памятка для родителей с рекомендациями по подготовке детей к школьному обучению...

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к обучению в школе»

Понимая важность подготовки детей к школе, предлагаю рекомендации родителям, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни....

«Как подготовить ребенка к обучению грамоте в школе»

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом....

семинар - практикум для родителей "Как подготовить ребенка к обучению в школе"

Практический материал, помогающий формированию у родителей представлений  о процессе подготовки ребенка к обучению в школе....