Чудесная песочная страна
методическая разработка (подготовительная группа)
Со времён Карла Юнга европейская практическая психология уделяет особое внимание такому методу, как песочная терапия. Было доказано, что разнообразные игровые занятия с песком и водой способствуют коррекции психосоматических нарушений у детей и взрослых. Песочная терапия развивает психомоторные навыки, пространственное мышление, речь, воображение и творческие способности малыша, кроме того, пробуждает интерес к познанию самого себя и окружающего мира природы. В последнее время эта методика стала востребованной в детских садах и активно применяется педагогами в работе с дошкольниками во время прогулок, плановых занятий и игр.
Использование песка в работе с детьми – одно из средств игровой технологии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только педагогу-психологу дошкольного учреждения, и воспитателю. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Игровую технологию «Песочная страна – стран чудес» можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит… Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Личность каждого ребенка уникальна. Игровая технология, с использованием песка - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, способствовать его сенсорному развитию с ранних лет, всестороннему развитию и саморазвитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка с описанием игр с песком для дошкольников | 475.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧУДЕСТНАЯ ПЕСОЧНАЯ
СТРАНА
использование песка в сенсорном развитии детей
Со времён Карла Юнга европейская практическая психология уделяет особое внимание такому методу, как песочная терапия. Было доказано, что разнообразные игровые занятия с песком и водой способствуют коррекции психосоматических нарушений у детей и взрослых. Песочная терапия развивает психомоторные навыки, пространственное мышление, речь, воображение и творческие способности малыша, кроме того, пробуждает интерес к познанию самого себя и окружающего мира природы. В последнее время эта методика стала востребованной в детских садах и активно применяется педагогами в работе с дошкольниками во время прогулок, плановых занятий и игр.
Использование песка в работе с детьми – одно из средств игровой технологии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только педагогу-психологу дошкольного учреждения, и воспитателю. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Игровую технологию «Песочная страна – стран чудес» можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит… Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Личность каждого ребенка уникальна. Игровая технология, с использованием песка - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, способствовать его сенсорному развитию с ранних лет, всестороннему развитию и саморазвитию.
Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!
К.Д.Ушинский
Задачи
Реализация задач песочной терапии носит комплексный характер, проявляющийся в пересечении разных направлений и приёмов обучения и развития:
- Игровое:
- театр на песке — разыгрывание несложных литературных и сказочных сюжетов;
- сюжетно-ролевая игра, построенная на творческом самовыражении детей;
- дидактическая игра, например, с помощью палочки можно нарисовать буквы, написать цифры, пересыпая песок из ёмкости в ёмкость, познакомиться с понятием объёма.
- Эмоционально-психологическое:
- стабилизация эмоционального состояния, нейтрализация нервного напряжения, избавление от страхов и агрессии, самоисцеление и проявление чувства защищённости, открытости в общении;
- приобретение опыта самостоятельного преодоления конфликтов в процессе игрового взаимодействия, воспитание взаимного уважения и умения слушать друг друга;
- формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного отношения к себе, окружающему миру и сверстникам.
- Сенсомоторное:
- знакомство со свойствами песка и воды, другими объектами предметного мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности с опорой на тактильное, зрительное, слуховое и звуковое восприятие;
- развитие пространственного восприятия, изучение признаков предметов опытным путём (цвет, величина, форма);
- формирование мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза;
- развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, совершенствование пространственной координации в процессе моделирования и конструирования игровой площадки.
- ФЭМП:
- формирование начальных математических представлений о форме, множестве предметов, числе, объёме, пространственных и временных понятиях;
- овладение первичными навыками счёта и измерения.
- Речевое развитие:
- обогащение словарного запаса благодаря игровому общению со взрослыми;
- развитие навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком;
- формирование грамотной диалогической и монологической речи посредством театрализованной игры с фигурками на песке;
- совершенствование речевой активности: умение поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями.
- Художественно-эстетическое — стимулирование раскрытия внутреннего потенциала ребёнка, развития фантазии и творческого мышления посредством:
- рисования на песке;
- технического и художественного конструирования из кинетического песка
Использование игровой песочной технологии позволяет:
- стабилизировать психоэмоциональное состояние;
- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
- стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
- развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию;
- стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
- разнообразить способы сотрудничества.
Условия работы с детьми по игровой технологии:
1. Согласие и желание ребенка. 2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
При использовании в работе с детьми игровой песочной технологии необходимо использовать следующие принципы:
1. Принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретной образовательной деятельности.
Игровая ситуация не самоценна при построении обучающего процесса, она способ организации деятельности детей в непосредственной образовательной области. В этой связи необходимо, чтобы игровая ситуация подбиралась "под материал", а не предметный материал - под ситуацию. При этом производимые детьми игровые действия органично выявляли существенные свойства материала и способы деятельности с ним. Игровые действия должны соответствовать сути изучаемого материала, а не быть способом его украшения.
2. Принцип адекватности используемого предметного содержания.
Игровая деятельность с развивающим материалом должна быть направлена : на выявление и осознание детьми существенных свойств и качеств изучаемого материала, а не просто на выполнение игровых действий "на тему материала"
3.Принцип интерактивности
Соблюдение этого принципа необходимо с точки зрения современных подходов к развитию ребенка любого возраста. Только в самостоятельной деятельности формируются полноценные знания и умения. Поэтому при построении игровой песочной технологии необходимо обеспечить каждому ребенку возможность самостоятельно действовать с изучаемым материалом. Принцип интерактивности предполагает участие в деятельности каждого ребенка в непосредственной образовательной области, поскольку для выполнения задания нужно не только что-то воспитателю, но и обязательно выполнить какое-то учебно-игровое действие.
4. Принцип активности ребенка
Данный принцип направлен на познавательную самостоятельную активность ребенка, без принуждения со стороны воспитателя, через специально созданную предметно – развивающую среду.
5. Принцип реального «проживания»
Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями детских игр и детских сказок – на основе этого принципа игровой песочной технологии осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.
6. Принцип осмысления опыта и ситуации
Осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип игровой песочной технологии позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.
7.Принцип обмена
Принцип обмена – в играх с песком ребенок и воспитатель легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом, игровая песочная технология позволяет построить партнерские взаимоотношения.
8. Принцип оживления абстрактных символов
Принцип оживления абстрактных символов – игровая песочная технология позволяет сформировать чувство реальности происходящего.
Но самое главное: игровая песочная технология — это игры с песком, где «ПРАВИЛ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!»
Все задания, игры проводятся в сказочной форме, обязательно используются проблемные ситуации. Это побуждает детей сделать что-то нужное, полезное, они всегда стараются выполнить задание до конца.
Важным моментом при проведении игр с песком является реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных сюжетов. Дети с удовольствием разыгрывают все эти ситуации с помощью миниатюрных фигурок. Это особенно важно для ребят, имеющих отклонения в эмоционально-волевой сфере. Малоразговорчивые, стеснительные, пассивные дети раскрепощаются через песочную терапию, становятся более открытыми, общительными. В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Игры с песком (а так же с крупами, мозаикой, мелкими камешками и другими сыпучими материалами) предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка: совместные действия малыша и взрослого; действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым; самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.
Известный американский педагог С. Куломзина отмечает, что игры с песком не только развивают творческий потенциал ребёнка, активизируют пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренируют мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивают детей на
Ожидаемые результаты:
- познакомятся со свойствами песка;
- через познание свойств песка, обогатится тактильный опыт;
- сформируются сенсорные эталоны;
- познают опыт общения с окружающими людьми;
- научатся делать самоанализ, посредством чего повысится уверенность в своих силах;
- через познание окружающего мира научатся делать выводы и умозаключения;
- разовьется любознательность;
- у детей разовьется мелкая моторика пальцев рук;
- разовьются психические процессы: слуховая и зрительная память, внимание, воображение, зрительное и слуховое восприятие, мышление;
- научатся сопереживать, сочувствовать окружающим;
- получат положительный эмоциональный опыт;
Дополнительные условия организации игр-занятий с мокрым песком
1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей).
4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
Примерная тематика занятий с песком.
1. «Знакомство с песком»
Песок сухой и мокрый. Что можно делать с сухим и мокрым песком? (Копать, лепить, пересыпать). На этом занятии ребенок быстро раскрепощается, т.к. вид песочницы в помещении его удивляет и одновременно с тем радует.
2. «Отпечатки наших рук»
На влажном песке ребенок делает отпечатки своих ладошек, по показу взрослого или самостоятельно украшает их камешками, цветочками и т.п. Как правило, это занятие вызывает у ребенка огромный интерес. Сначала у него возникает желание потрогать отпечаток руки взрослого, а потом он позволяет прикасаться взрослому к своим отпечаткам пальцев.
3. «Волшебные секреты».
Приготовить разноцветные камешки, неострые кусочки стекла, искусственные листья, цветочки и т.п. Если ребенок затрудняется или не решает начать игру, взрослый сам начинает подбирать «секретики», зарывать их в песок и отыскивать, комментируя свои действия: «Вот какой красивый блестящий камешек. Нравиться? Положу в эту маленькую ямку и зарою. Ой, где же мой секретик? Помоги мне его найти!».
4. «Домики для животных».
Ребенку предлагается построить домики для любимых животных, фигурки которых он сам выбирает из коробки или с полки, Можно использовать пластиковые геометрические фигуры для построек, а можно строить пещерки и песка. Главное, не навязывать свои варианты, а просто подавать ребенку идеи, если он затрудняется. Во время игры взрослый перечисляет животных, называя их детенышей в единственном и множественном числе и т.п. Если ребенок еще напряжен, не следует увлекаться дидактикой, т.к. основная цель занятий - это коррекция эмоционально- волевой сферы.
5. «Озеро-река».
Работа с рыбками и птицами. На этом занятии лучше использовать поддоны для воды разной формы, которые устанавливаются на песке в местах по желанию ребенка. В этих озерах и речках по общим правилам проводятся игры с водой и фигурками плавающих птиц.
6. «Транспорт»
Любимое занятие для мальчиков, хотя и многие девочки с большим интересом играют с машинками. Можно построить дорогу, мостики, гаражи. Машины следует подбирать по цвету, размеру, форме, находить для них подходящих пассажиров.
Количество игрушек постоянно увеличивается, и ребенок встает перед выбором, заполнить все пространство песочницы (рекомендуемый размер 70х50 см) игрушками , либо оставить местечко и для передвижений машинок по песку. К тому же малыш уже знает, что в конце игры нужно будет убрать игрушки на место.
Очень хорошо на песке проходит инсценировка сказок. Сказки выбираются по возрасту и интересу ребенка. Как правило, используются следующие произведения:
«Репка»;
«КурочкаРяба»;
«Зайкина избушка»
Педагог подбирает игрушки для сказки. Можно положить и коробку и лишних героев. Пусть малыш отбирает нужные фигурки к знакомой сказке, а возможно и придумает продолжение с новыми героями.
Упражнения для организации игр с песком.
- Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель — снижение психофизического напряжения.
Воспитатель от имени феи просит «нежно, а потом сильно поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка:
- Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
- Ребенок легко / с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.
- Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной ее стороной.
- Ребенок перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно ввести сюрпризный момент — спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...».
- Упражнение «Песочный дождик»
Цель — регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочная фея: «В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит»:
- Ребенок медленно / быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
- Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
- Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель — развитие тактильной чувствительности, воображения.
- «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
- «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
- «Ползут змейки» — ребенок расслабленными / напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
- «Бегут жучки-паучки» —ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, — «жучки здороваются»).
- «Музяказя» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
- Упражнение «Узоры на песке»
Цель — закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
- Педагог пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые / сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого. Как вариант подобной игры — взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
- Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и т. д.
Песочная фея: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй как я..., Придумай свой узор, рисунок. Вверху песочницы будут узоры из кругов, а внизу— из треугольников и т. д.»
- Игра-упражнение «Маленькие волшебники — мы создаем мир»
Цель — развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — это город, деревня, лес, река, озеро, остров, и т. д., а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).
- Первое волшебство. «Лес, поляна и их обитатели».
Цель — развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности, классификация.
Песочная фея: «Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова "Елки, березки, боровики". Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай (ребенок закрывает глаза, воспитатель бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами). Открой глазки и посмотри, как красиво, интересно это нее получилось! У феи есть замечательные помощники — пальцы (взрослый сжимает-разжимает пальцы, ходит ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес».
Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания ребенку еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например, название дерева, цветка, гриба (новых слов — не более 3-4).
- Второе волшебство. «Море, река, озеро и их обитатели». Задание формулируется аналогично. Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова». Количество и сложность запоминаемых слов должна соответствовать возрасту ребенка.
- Третье волшебство. «Город и его жители, профессии и службы».
- Четвертое волшебство. «Деревня и ее жители».
- Пятое волшебство. «Город геометрических фигур». Цель — развитие воображения.
- Упражнение «Мы едем в гости...»
Цель — развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх-низ».
Взрослый в игровой форме знакомит (закрепляет знания) ребенка с пространственными представлениями верх-низ, право-лево, над-под, из-за, из-под, центр, угол. Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.
Песочная фея: «Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (В правом верхнем углу, малыши отвечают—в верху песочницы). Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки / картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?»
Аналогично выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке» закрепляющие знания о домашних животных и их жилье, «Плывем навстречу рыбке» закрепляющие знания об обитателях морей и рек и т. д.
В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных и растений (за неимением игрушечных фигурок можно использовать ламинированные картинки).
- Упражнение «Отпечатки»
Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т. д. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.
В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например, предлагать выбирать только геометрические формы, только изображения животных и т. д.
- Игра «Песочные строители»
Цель — закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
Песочная фея: «Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке,
где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит дома только круглой формы, жираф — только прямоувольной формы, а бегемотик хочет жить в квадратном доме и т. п. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток».
Подобным образом взрослый дает задание ребенку «расселить всех жителей песочницы». Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей или расселением игрушек по нарисованному взрослым плану.
- Игра «Кто к нам приходил?»
Цель — развитие зрительного и тактильного восприятия.
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные / горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводится их контур. Усложнение задания: игра происходит с новыми формочками без предварительного их ощупывания, а также путем наложения нескольких характерных отпечатков друг на друга.
- Упражнение «Узоры на песке»
Цель — развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?»
На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радости, грусти, злости, страха, удивления.
Этап игр и упражнений с погружением рук в песок
В свободной игровой деятельности для некоторых детей этот этап будет последним, так они могут испытывать страх перед полным погружением рук в песок. Для других детей этапы игр на поверхности песка и с погружением будут чередоваться, в зависимости от их желания.
- Игра-упражнение «Секретные задания кротов»
Цель — развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.
Песочная фея: «Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так — взрослый взмахивает руками, складывает их "уточкой" и показывает ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба. Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей (по желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках детских пальцев). Ну что, погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот».
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После чего они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Как вариант игры — все действия осуществлять с закрытыми глазами: искать в песке пальцы друг друга, пожимать их — « кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки».
- Игра-упражнение «Песочные прятки»
Цель — развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности. Первый вариант.
Песочная фея: «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок. После того как я скажу: "Открываются глаза, начинается игра", ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки».
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку— «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, то он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Второй вариант.
Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и нарисованных сказочных персонажей. Их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные, с четким изображением картинки, на начальном этапе несложные для восприятия, с изображением одного предмета. Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображений. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.
Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.
Песочная фея: «В песке любят прятаться также сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: "Раз, два, три, сказка, приходи". (Взрослый закапывает в песок картинку из любой хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки, как ты думаешь, какая это сказка?» И так далее. Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа.
Если ребенок не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.
Примерные Игры – занятия с песком.
«Угадай, где я живу?»
Игровая непосредственно – образовательной деятельности по ОО «Познание» по теме «Животные»
с использованием песка
Образовательный аспект:
- Познакомить детей с домашними животными, местом их обитания;
- Продолжать знакомить детей со свойствами песка – сухой, мокрый, сыпучий, липкий, холодный - теплый.
Развивающий аспект:
- Развивать тактильную чувствительность;
- Развивать слуховое и зрительное восприятие;
- Развивать внимание, память.
Воспитательный аспект:
- Воспитывать аккуратность;
- Воспитывать желание работать с песком.
Материалы: 2 песочницы, в одной из песочниц создана панорама леса и деревенского двора: фигурки животных - диких (лиса, медведь, заяц), домашних (кот, собака, корова),
Ход игровой ситуации
Проводится игра «Здороваемся с песком» Ребенок здоровается с песком, определяет, какой он (мокрый – сухой, холодный – теплый. липкий).
Пальчиковая гимнастика на песке.
Проводится игра «Мы заблудились»
Дети видят, что звери заблудились и не могут найти свои дома. Чтобы узнать, кто из зверей заблудился, нужно внимательно послушать загадку, найти это животное и подсказать ему дорогу домой.
Загадки: Живу я под крылечком,
Имею хвост колечком,
Я с хозяином дружу,
Дом хозяйский сторожу. (Собака)
Дети отгадывают загадку, находят домик для собаки и ставят фигурку около будки
Я рыжая плутовка
Живу в лесу в норе
Хвост пушистый у меня,
Назови скорей меня…. (Лиса)
Дети отгадывают загадку, находят домик для лисы и ставят фигурку около норки
Я хозяин лесной,
Просыпаюсь я весной.
А зимой, под вьюжный вой
Сплю в избушке снеговой. (Медведь)
Дети отгадывают загадку, находят домик для собаки и ставят фигурку около берлоги
Летом я бываю серым.
А зимой бываю белым
В лесу по кочкам я скачу
И под кустиком живу. (Заяц)
Дети отгадывают загадку, находят домик для зайца и ставят фигурку около кустика
Говорит она «му-му!»,
Ночью спит в своём хлеву,
Днём на пастбище идёт.
Молочко нам всем дает. (Корова)
Дети отгадывают загадку, находят домик для коровы и ставят фигурку около хлева
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком! (Кошка)
Дети отгадывают загадку, находят домик для кошки и ставят фигурку около домика
Игровая непосредственно образовательная деятельность заканчивается, когда все звери найдут свои дома.
Рефлексия игровой ситуции.
Игровая непосредственно – образовательной деятельности по ОО «Познание»
по теме «Животные»
«Репка растет крепко»
Оборудование и материалы: две стандартные песочницы для песочной терапии. Одна заполнена песком на одну четверть объема, другая — на две третьих. В первой песочнице закопаны плоские деревянные вкладыши от фигурных рамок с изображением животных.
Во второй — фрагмент иллюстрации к сказке «Репка» (иллюстрация наклеена на картон и обтянута прозрачной пленкой). В отдельной емкости у педагога находится набор маленьких фигурок — персонажей сказки «Репка».
Образовательный аспект:
- Продолжать формировать знания детей о домашних животных;
- Закреплять знания детей о месте обитания домашних животных;
- Дать представления о том, почему животных называют домашними.
- Способствовать развитию речи
Развивающий аспект:
- Развивать произвольное внимание;
- Способствовать развитию памяти;
- Закладывать базу для формирования навыков позитивной коммуникации.
Воспитатель аспект:
- Воспитывать умение работать аккуратно;
- Воспитывать умение работать небольшими группами.
Ход игровой ситуации
Воспитатель предлагает детям поиграть с песком.
Проводится игра «Ладошки!
Дети проводят по песку ладошкой, оставляя на песке отпечатки ладошек – внутренней и внешней стороны кисти рук.
Воспитатель: Что вы чувствуете, проводя ладошкой по песку
Ответы детей.
Воспитатель: Подумайте, песочек какой?
Ответы детей.
Воспитатель: Каждый из вас на песочке оставил следы. Давайте посмотрим, на что они похожи?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы в песочке покапаем, что найдем в нем, угадаем.
Дети копают песок, обнаруживают плоские вкладыши в форме зверей.
Воспитатель: Посмотрите, маленькие животные убежали из своих домиков, спрятались в песочке и решили поиграть в прятки. Давайте назовем животных, которых мы нашли.
Дети называют обнаруженных животных.
Воспитатель: Давайте поиграем с животными и посмотрим, какие отпечатки они оставляют на песке (звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь» «Про следы»).
Воспитатель: Дети, мне кажется, что животные наигрались в песочке и захотели домой. Чем же нам помочь животным?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, все животных надо поселить в свои домики.
Воспитатель предлагает детям взять рамки, подобрать вкладыши в виде фигурок животных и вставить фигурки в пазы.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Вот мы и помогли животным, вернуться в свои домики. Как вы думаете, мы хорошо поступили?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Раз мы хорошо поступили, значит, мы молодцы?
Воспитатель: Давайте посмотрим, не приготовил ли «Песочный дворик» нам еще какой-нибудь сюрприз—раз мы такие молодцы? (Дети опускают руки в песок и находят картинку из сказки «Репка»)
Воспитатель: Картинка, из какой сказки здесь пряталась?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребятки. Посмотрите, а животные, которых мы с вами нашли, в песке встречаются в этой сказке? (Педагог показывает детям изображения животных-вкладышей из рамок.) Медведь тянул репку?
Ответы детей.
Воспитатель: Лиса помогала дедушке репку тянуть?
Ответы детей.
Воспитатель: А ежик в сказке встречался?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте с вами вспомним. Какие животные встречались в сказке «Репка»?
Дети перечисляют зверей—персонажей «Репки».
По ходу ответов детей воспитатель достает из контейнера фигурки настольного театра по сказке: собачку, кошку, мышку.
Воспитатель: А кто репку сажал?
Ответы детей.
Воспитатель: Кто ему помогал?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте расскажем эту сказку и покажем в нашем «Песочном дворике».
Вместе с детьми воспитатель рассказывает сказку, постепенно выставляя персонажей сказки в песке второй песочницы.
По ходу этого воспитатель провокационно выставляет других животных и побуждает детей увидеть ошибку.
Воспитатель: Кто помогал вытянуть репку?
Ответы детей.
Воспитатель: Подумайте, почему дедушке и его помощникам все-таки удалось вытащить репку?
Ответы детей.
Воспитатель: И мы с вами дружно сказку рассказали. Хорошо у нас получилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте запомним: если что-то делать вместе и дружно, то все у нас чудесно получается. Мы молодцы! Похлопаем себе и друг другу.
Рефлексия игровой ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием песочной терапии "Путешествие в песочную страну" (Автоматизация и дифференциация звуков С и Ш)
В конспекте представлена структура занятия с использованием песочницы...
Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)
Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, ко...
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшей группы «Путешествие в песочную страну. В гостях у песочного человечка»
Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека &ldq...
Использование песочных игр в коррекции речи детей "Сказки песочной страны"
Конспект занятия по развитию связной речи с использованием песочных игр....
Конспект занятия по песочной игровой терапии «Путешествие в песочную страну»
- познакомить детей с игровым материалом для песочной игротерапии;- формировать представление о свойствах сухого и влажного песка;- закреплять знания детей о правилах и нормах поведения при работе с п...
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования - песочной живописи «Песочная страна»
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования - песочной живописи «Песочная страна» ...
ПРОГРАММА «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА» «Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии» для детей 5-7 лет
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как п...