Возрастные нормы детей до 7 лет
материал
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности развития ребёнка до 1 года СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
6-12 мес. Внимательно рассматривает взрослых, прежде чем вступить в контакт, дифференцирует "своих" и "чужих". Игровой контакт со взрослым. - лепет и жест как средство коммуникации (с 8 мес.); - различные эмоциональные реакции при общении с матерью (с 9 мес.); - голосом сигнализирует о биологических нуждах; избирательное отношение к окружающим (в конце года); требует к себе избирательного внимания, общается со взрослым с помощью звукосочетаний; выполняет некоторые инструкции, обращает внимание на лицо говорящего (в конце года). ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:
- на вытянутые руки (5 мес.); - приподнимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес.); - садится (6 мес.); - хватает игрушки, ударяет по предметам, захватывает игрушки с любой стороны, чаще двумя руками (5 мес.); - держит в каждой руке по предмету (6 мес.) 6-12 мес. Посаженный сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.); - садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору, становится на колени (8 мес.) - встает, ухватившись за опору, переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.); - стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой (10 мес.); - уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.); - ходит без поддержки, приседает, встает (12 мес.); - перекладывает предмет из руки в руку, похлопывает рукой по игрушке (7 мес.); - манипулирует 2-3 предметами (8 мес.); - берет мелкие предметы двумя пальцами (9 мес.); - вкладывает пальцы в отверстие под контролем глаза; пальцевой захват мелких предметов (10 мес.); - выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает пальцы в отверстия на ощупь, подражает движениям перелистывания страниц книги (11 мес.); - вкладывает один предмет в другой; открывает коробку, ящик, пользуется ложкой (12 мес.). ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
6-12 мес. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.
0-6 мес. Слуховое сосредоточение. Прекращение или изменение характера плача на голос взрослого (с 1 мес.); - локализует звук в пространстве (с 4 мес.); - адекватная реакция на интонацию, голос матери: беспокоится или оживляется (5 мес.); - поворачивается на звук (с 6 мес.); - фиксирует и прослеживает взглядом предмет (со 2-го мес.); - смотрит на движение рук, ощупывает их (с 3-3,5 мес.); - тянется к близко расположенному предмету, водит по нему руками, рассматривая одновременно и предмет, и свои руки (4 мес.); - захватывает предмет (5-5,5 мес.); - локализует предмет в пространстве из разных положений тела (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого) (5-6 мес.); - занимается с игрушкой (5-6 мес.). 6-12 мес. Под контролем зрения берет, рассматривает и ощупывает игрушки, перекладывает их из руки в руку. Стучит предметом о предмет и прислушивается к издаваемому звуку. Выделяет чужих. Слушает музыку и голосовые интонации. Узнает голоса близких (с 7 мес.); показывает части тела (с 11 мес.). ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: 3-12 мес. Развивается контроль над движениями рук и ног. Захватывает, роняет, бросает, тянет к себе предметы. Проявляет недовольство, когда отбирают игрушку. Общение интонационно выразительными звуками и жестами.
3-12 мес. Поворачивается на голос (с 5-6 мес.); - узнает голоса близких (с 7 мес.); - отвечает на имя (с 8-9 мес.); - хлопает в ладоши по речевой инструкции, выполняет простые словесные инструкции, дополняемые жестами (с 9 мес.); - прислушивается к речи, к музыке, понимает названия отдельных предметов (с 11 мес.); - обращает внимание на лицо говорящего (с 12 мес.) Возрастные особенности развития ребёнка от 1 до 2 лет СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: При необходимости обращается за помощью к взрослому, ищет внимания к себе и старается его сохранить. Взаимодействует, ждет, пытается помочь начинает проявлять гордость при достижении цели, проявляет эмоции возбуждения, восхищения, гнева, зависти. Наслаждается компанией сверстников. Развивается воля. Может играть один в присутствии взрослого. ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК: Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, идет в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда. Держит два предмета в одной руке. Чертит карандашом, листает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.
Чертит штрихи и "каракули". Держит чашку, поднимает ее и пьет. ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Прослеживает движение мячика в помещении, снимает кольца с пирамиды. Выделяет выражение лица (плач, смех). Рассматривает картинки в книге. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Начинает понимать назначение большинства окружающих предметов. Использует один предмет как инструмент, чтобы достать игрушку. Подбирает идентичные предметы. Знает свое имя и названия многих окружающих предметов. Узнает и называет свое отражение в зеркале. Называет от одного до пяти частей тела. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ: Дает несколько предметов по просьбе. Смотрит на показываемые картинки в течение 2 мин. Указывает на знакомое лицо, животных игрушки и предметы по словесной инструкции. Показывает знакомые картинки, когда их называют. Реагирует на запрет "не трогай". Ассоциирует простые слова по категориям: "пища", "одежда". Возрастные особенности развития ребёнка от 2 до 3 лет СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры. ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК: Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ: Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест. ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой - маленький, мокрый - сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше - меньше, полный -пустой). ПОНИМАНИЕ РЕЧИ: Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать". Возрастные нормы развития детей от 3 до 4 лет СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым. ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК: Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков. ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ: Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника. ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он - папа, она - мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ: Понимает названия цветов: "Дай красный мяч". Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию ("Дай мне красный кубик и голубой шар"). Возрастные нормы развития детей от 4 до 5 лет ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. ПАМЯТЬ: Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов. ВНИМАНИЕ: Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут. РЕЧЬ: Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения. МАТЕМАТИКА: Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку. ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, МОТОРИКА РУК, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки. Возрастные нормы развития детей от 5 до 6 лет ОБЩАЯ МОТОРИКА: Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках. ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ: Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов. Возрастные нормы развития детей от 6 до 7 лет ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 20, решает примеры. ПАМЯТЬ: Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 4 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр. МЫШЛЕНИЕ: Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ: Хорошо, если ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей; видами спорта. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты: • личностная готовность • интеллектуальная готовность • социально-психологическая готовность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные нормы развития детей 6-7 лет
Информация поможет родителям будущих первокласников оценить детей к школе....
Возрастные нормы развития речи детей(консультация для педагогов)
развитие речи...
Возрастные нормы речевого развития детей
Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказан...
Консультация для родителей "Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников"
В представленном материале дается краткая характеристика речи детей дошкольного возраста, возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников. Сообщение об особенностях речи детей разного возраста м...
Возрастные нормы психического развития детей 7 лет
Данный материал будет интересен родителям детей подготовительной группы, раскрыты основные закономерности подготовки ребенка к обучению в школе....
Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников
Информация будет полезна и для педагогов ДОУ и для родителей....
Возрастные нормы психического развития детей 2-3 лет
Уважаемые родители и коллеги! Вашему вниманию хочу предоставить буклет на тему "Возрастные нормы психического развития детей 2-3 лет", в котором подробно описаны нормы психического развития, а так же ...
- Мне нравится (1)