Развивающие игры – занятия
методическая разработка (подготовительная группа)

Развивающие игры – занятия для детей дошкольного возраста   на формирование  у детей наглядных представлений о временах года, о характеристиках и сезонных особенностях природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры – занятия

для детей дошкольного возраста

  на формирование  у детей наглядных представлений о временах года,

о характеристиках и сезонных особенностях природы.

Развивающие  игры - занятия на тему «Весна»

Развивающие игры и занятия на тему весна для детей дошкольного возраста способствуют формированию у детей представления о весеннем времени года, о характеристиках и сезонных особенностях природы весной.

Занятия в игровой форме развивают наблюдательность, память и формируют у детей бережное отношение к природе.

Игра в "Снежки"

Воспитатель предлагает детям поиграть в снежки, пока весь снег  не растаял. Нужно забросить снежки (комки бумаги) в корзину или тазик. Те, у кого это не получается, могут подойти ближе. Победит тот, кто забросит снежок с самого дальнего расстояния, или тот, кто попадёт в корзину наибольшее число раз.

 Игра-занятие "Весенняя прогулка"

Слушаем стихи и выполняем различные движения

Ярко солнышко сияет,   (Поднимаем руки вверх)

И снежок повсюду тает.

Холода кончаются,

Лужи разливаются.   (Опускаем руки через стороны)

Хоть теперь везде вода,

Скажем: "Это не беда!"

Всё равно пойдем гулять.

Будем лужи измерять.   (Идём на месте)

Как широки эти лужи!

Где же лужицы поуже?

Много-много луж больших.

Перепрыгнем через них!   (Прыгаем на месте)

Игра "Лужи"

На полу - листы бумаги (можно вырезать овалы). Это лужи. Дети пытаются перепрыгнуть через все лужи - сначала через небольшие, затем те, которые побольше. Тот, кто перепрыгнет через самую большую лужу, станет победителем.

Игра-занятие "Весенний ледоход"

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

К нам весна-красна идёт!

Тает, тает в речке лёд.

Всё теплей, теплей погода

До начала ледохода.   (Поднимаем руки вверх и опускаем через стороны)

         Что шумит там, вдалеке?

Что случилось на реке?

    Лёд трещит, ломается.

Льдины появляются.   (руки перед собой и делаем наклоны вперёд)

Льдины по реке поплыли.

О зиме они забыли

И на помощь не зовут.

Льдины в море уплывут   (Делаем руками перед собой волнообразные движения)

Игра "Льдина"

Для игры нужно разрезать лист ватмана на части и разложить эти части на полу. Воспитатель сообщает детям, что льдина раскололась, и предлагает им сложить её из кусочков, чтобы она снова стала целой.

  

Игра "Ищем подснежник"

Воспитатель сообщаем детям, что в лесу вырос подснежник, но нужно его найти. Играя в роль водящего, воспитатель просит детей закрыть глаза и прячет в комнате подснежник (вырезанный из бумаги цветок). Тот, кто найдет цветок, станет водящим. Он снова прячет цветок. Игра продолжается.

 

Игра-занятие "Птички"

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Птички с юга прилетели,   (Машем руками)

И на поле они сели.   (Приседаем)

Стали бегать и скакать,

Стали зёрнышки искать.   (Прыгаем на месте)

 Птички зёрна отыскали,

Их охотно поклевали.   (Стучим указательным пальчиком одной руки по ладошке другой)

Птички зёрнышек поели,

Делать гнёзда улетели.   (Машем рукой)

Игра "Совушка"

Воспитатель сообщает детям, что днём совушка спит, а ночью летит на охоту. Все дети - птички. Когда воспитатель говорит: "День", дети прыгают, бегают. Когда он говорит: "Ночь", все должны замереть (заснуть). Шевелиться нельзя. Кто пошевелится, выходит из игры. Затем воспитатель снова говорит: "День". Игра продолжается.

 

Игра-занятие "Дерево"

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

  • На деревьях зреют почки.
  • Будут листья и цветочки.   (Показываем кулачки)

 

Ветер дует, задувает,

Ветер веточки качает   (Выставляем руки перед собой и качаемся)

Солнце веточки нагреет.

Всё вокруг зазеленеет.   (Поднимаем руки вверх и опускаем их через стороны)

Вдруг раскроются все почки,

И появятся листочки!   (Выставляем кулачки и разжимаем их)

Игра "Почки, листики, цветочки"

Когда воспитатель произносит слово "почки", дети должны показать кулачки, когда слово "листики" - должны показать ладошки со сжатыми пальцами, а когда слово "цветочки" - должны растопырить пальцы. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.

Развивающие игры - занятия на тему лето

Развивающие игры и занятия на тему лето для детей дошкольного возраста формируют у детей представления о теплом и жарком времени года лета, о характеристиках и сезонных особенностях летней природы.

Занятия в форме игр развивают наблюдательность, память и вырабатывают у детей заботливое отношение к природе.

Игра-занятие "В небе"

Слушаем стихи и выполняем различные движения

Раз, два, три, четыре, пять -

Вместе мы идём гулять.   (Идём на месте)

А над нами что такое?

Это небо голубое.   (Поднимаем руки вверх)

Солнышко там ярко светит.   (Руки вверху, растопыриваем пальцы)

Рады солнышку все дети.   (Опускаем руки через стороны)

 А по небу что плывёт?

Это белый параход?   (Поднимаем руки вверх)

 К нам плывут издалека,

Словно лодки, облака   (Водим руками справа налево)

 В небе птички пролетают

Высоко и низко.  (Машем руками, как крыльями)

А живут где эти птички?

Далеко и близко.   (Машем руками перед собой)

Игра "День и ночь"

Когда воспитатель говорит: "День", дети прыгают, бегают, машут руками (птички днём летают). Когда он говорит: "Ночь", все должны замереть (птички ночью спят). Шевелиться нельзя. Кто пошевелился, выходит из игры. Затем воспитатель снова говорит: "День". Игра продолжается.

Игра-занятие "Дождик"

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Солнышко сияло ярко.   (Руки вверху, растопыриваем пальцы)

Всем деревьям было жарко.

Ветер дул и задувал.   (Показываем, как дует ветер)

И деревья он качал.   (Поднимаем руки вверх, качаемся из стороны в сторону)

 Дождик сильный вдруг полил,

Все листочки намочил.   (Трясём кистями рук)

Дождик землю намочил,

     Всюду луж больших налил.   (Разводим руки в стороны)

 Дождик льётся всё сильнее.

Где же лужицы поуже?

Мы пройдём, ведь мы сумеем

Перепрыгнуть через лужи!   (Прыгаем на месте)

Игра "Прыгаем через лужи"

На полу - листы бумаги (можно вырезать овалы). Это лужи. Дети пытаются перепрыгнуть через все лужи - сначала через небольшие, затем через те, которые побольше. Тот, кто перепрыгнет через самую большую лужу, станет победителем.

Игра-занятие "Летний луг"

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Мы пришли на летний луг.   (Идём на месте)

Как красиво всё вокруг!   (Разводим в стороны руками)

 Здесь травинки и листочки,

Разноцветные цветочки.   (Сводим руки перед собой)

Мы по лугу побежим   (Бежим на месте)

Мы на травке полежим.   (Разводим руки ладошками вверх)

Мы поднимем наши ножки,

Потрясём мим немножко.   (Весело трясём сначало одной ногой, потом другой)

 На лугу мы отдохнём

Солнечным и тёплым днём.   (Приседаем)

Игра "Бабочки и цветочки"

На полу - цветы, вырезанные из цветной бумаги (картона). Все дети - бабочки. Под музыку они кружатся, летают. Как только музыка заканчивается, дети встают на цветочки и приседают.

Игра "Собираем ягоды"

На полу - кружочки, вырезанные из красной бумаги. Это ягоды. По команде воспитателя дети начинают их собирать. Игра закончится, когда все ягоды будут собраны. Победителем окажется тот, кто соберёт ягод больше других.

Игра-занятие "Помощники"

Слушаем стихи и показываем то, о чём говорится.

В огороде помогаем -

Сорняки мы вырываем.   (Показываем, как рвём траву)

Вот так, вот так

Всю траву мы вырываем.

В огороде помогаем -

Дружно грядки поливаем.   (Показываем, как поливаем)

Вот так, вот так

Их из лейки проливаем.

В огороде помогаем -

Овощи мы собираем.   (Показываем, как собираем)

Вот так, вот так

Воспитатель произносит названия Их в корзинку собираем.

Игра "Овощи и фрукты"

овощей и фруктов. Если звучит название овоща, дети приседают (овощи растут на земле), а если название фрукта - встают (фрукты растут на дереве).

Развивающие игры - занятия на тему осень

Развивающие игры и занятия на тему осень для детей дошкольного возраста формируют у детей наглядные представления об осеннем времени года, о характеристиках и сезонных особенностях природы осенью.

Игра-занятие "Деревья"

Слушаем рассказ и выполняем различные движения

Летом ярко светило солнышко.   (Растопыриваем пальцы перед собой)

Тёплый ветерок обдувал деревья.   (Машем на себя ладошками)

Тёплый дождик мыл зелёные листочки.   (Кончиками пальцев трём щёчки)

 А потом лето кончилось, пришла осень.

Холодный дождик стучал по листьям.(Стучим кончиками пальцев по щёчкам)

Холодный ветер раскачивал деревья.   (Качаемся из стороны в сторону)

Листья пожелтели и упали на землю.   (Приседаем, потом встаём)

 Стало совсем холодно, и деревья заснули.   (Кладём ладошки под щёчку)

Деревья проснутся весной.Станет тепло, будет светить яркое солнышко.   (Растопыриваем пальцы перед собой)

На деревьях вырастут новые листочки.

Тёплый дождик будет мыть зелёные листочки.   (Трясём кистями рук)

Игра "Ветер и деревья"

Один из игроков - в роли ветра. Остальные - деревья. Они стоят, подняв руки вверх и немного разведя их в стороны. Ветер дует - слабо или сильно, и деревья качаются соответственно.

Игра-занятие "Осень"

Если водящий  говорит неправильно, дети должны хлопать в ладоши.

Осенью становится теплее, чем летом.   (Хлопаем)

Осенью становится холоднее, чем летом.

Осенью появляются новые зелёные листья.   (Хлопаем)

Осенью листья становятся жёлтыми и красными, потом опадают.

Осенью некоторые птицы прилетают к нам с юга.   (Хлопаем)

Осенью некоторые птицы улетают на юг.

Осенью медведь и ёжик просыпаются. (Хлопаем)

Осенью медведь и ёжик засыпают.

 

Игра "На все цвета"

Воспитатель предлагает цвет. Дети должны вспомнить и назвать ягоду этого цвета. Варианты игры: называть фрукты, цветы. 

Игра-занятие "Собираем сливы"

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Вот в саду созрели сливы.

Они вкусны и красивы.   (Выставляем руки вперёд и немного разводим в стороны)

Но все сливы высоко,

И достать их нелегко.   (Поднимаем руки вверх)

Чтобы сливы нам сорвать,

Будем ветки наклонять.   (Поднимаем руки вверх и прыгаем на месте)

Ничего не получилось,

Будем пробовать опять.   (Повторяем прыжки с поднятыми вверх руками)

Принесли мы лестницу,

Лестницу-чудесницу.

На неё мы залезаем,

Сливы мы легко срываем.

Игра "Сливы"

Воспитатель показывает детям пять слив разного цвета - жёлтую, красную, бордовую, синюю, фиолетовую (овалы, вырезанные из бумаги). По команде дети закрывают глаза. Воспитатель убирает одну из слив или меняет её место, после чего просит детей открыть глаза. Они должны сказать, что изменилось. В дальнейшем можно усложнять задание: производить одновременно два или три изменения.

Развивающие занятия на тему зима

Развивающие игры и занятия на тему зима для детей дошкольного возраста формируют у детей представления о самом холодном времени года зиме, о характеристиках и особенностях природы в зимний сезон года.

Игра-занятие "Деревья"

Слушаем рассказ и выполняем различные движения.

Выросли деревья.   (Встаём и стоим прямо)

На них появились ветки.   (Разводим руки в стороны)

На ветках выросли листочки.   (Растопыриваем пальцы)

 Осенью листочки пожелтели

Подул сильны ветер.   (Дуем, как ветер)

Листочки задрожали.   (Трясём кистями рук)

Потом листочки упали на землю.   (Наклоняемся и касаемся руками пола)

Зимой с неба падает снег.   (Выставляем руки перед собой и машем кистями)

Деревья надели шапки и шубки.   (Показываем: надеваем шапки и шубки)

Игра "Мороз"

Воспитатель, выступая в роли Мороза, говорит: "Мороз хочет заморозить ваши щёчки". Дети закрывают щёки руками. Воспитатель говорит: "Мороз хочет заморозить ваши коленки (грудку, животик, ушки, носик и т.д.)". Дети закрывают руками коленки, затем грудку, животик, ушки, носик и т.д. Кто не успел, того Мороз заморозит (коснётся рукой).

Игра-занятие "Вьюга"

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Вьюга воет, вьюга злится.

Как же вьюге не сердиться?   (Делаем руками перед собой волнообразные движения)

Вьюге холодно самой.

Полетела бы домой.   (Машем руками)

Дома бы согрелась,

Поспала, наелась.   (Гладим животик)

Но у вьюги дома нет.   (Качаем головой)

Вот она и злится.

Шубки с шапкой тоже нет.   (Качаем головой)

Ей и не сидится.

Игра "Собираемся гулять"

Воспитатель предлагает детям показать, как они выполняют разные действия: когда собираются гулять - надеть тёплые штаны, валенки, шапку, шубку, застегнуть пуговицы на шубке, надеть варежки; когда пришли с прогулки - снять варежки, расстегнуть пуговицы на шубке, снять шапку, валенки, тёплые штаны. Игру можно повторить, предложив детям выполнять действия быстрее

Игра-занятие "Сосна зимой"

Слушаем стихи и выполняем различные действия.

Вот сосна в лесу растёт,   (Поднимаем руки вверх)

Ветками качает.   (Руки вверху, качаем ими из стороны в сторону)

И иголочки весь год

Вовсе не меняет.   (Качаем головой)

Время близится к зиме,

Листья облетают.   (Руки перед собой, машем кистями)

А иголок на сосне

Ветки не теряют.   (Двигаем руками вперёд и назад, растопырив пальцы)

Игра "Листики, шишки, иголки"

Когда воспитатель произносит слово "листики", дети должны показать ладошки, когда слово "шишки" - сжать пальцы в кулачки, а когда слово "иголки" - растопырить пальцы. По ходу игры воспитатель начинает произносить слова быстрее, а детям нужно быть внимательными, чтобы не ошибиться. Победит тот, кто ни разу не ошибётся.

Игра-занятие "Ёжик"

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Ёжик по лесу гулял

И листочки собирал.   (Идём на месте и наклоняемся)

Раз листок и два листок -

Вот свернулся он в клубок.   (Приседаем)

По тропинке покатился

И назад не воротился.   (Присели и крутим руками перед собой)

Спать улёгся под сосной.

А проснётся он весной!   (Подставляем ладошки под щёчку и ушко)

Игра "Отгадай животное"

Воспитатель предлагает детям вспомнить, кто живёт в лесу, а затем произносит слова, которыми обычно характеризуются лесные жители. Каждый раз дети должны отгадать животное. Победит тот, кто назовёт его первым. Например:

- Колючий...(ёжик)

- Длинноухий...(заяц)

- Серый...(заяц, волк)

- Злой...(волк)

- Хитрая...(лиса)

- Рыжая...(лиса, белка)

- Ловкая...(белка)

- Косолапый...(медведь)

 

Игра-занятие "Дрова"

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Поработать нам пора.

На зиму нужны дрова.

Заготовим дров мы много.

Приходите на подмогу!

     Раз, два! Раз, два!

Пилим, пилим мы дрова.   (Показываем, как пилим)

 Раз, два! Раз, два!

Рубим, рубим мы дрова.   (Показываем, как рубим)

    Раз, два! Раз, два!

Сложим, сложим мы дрова.   (Наклоняемся в стороны)

 Раз, два! Раз, два!

Будут на зиму дрова!

Заготовили дрова,

Отдохнуть теперь пора!   (Выпрямляемся и трясём руками)

Игра "Собираем дрова"

В качестве дров можно использовать небольшие веточки или счётные палочки. По команде все собирают их (каждый участник самостоятельно). Победит тот, у кого окажется больше дров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда

Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....

Коррекционно-развивающая игра-занятие "Школа маленьких волшебников"

Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: формирование устойчивого представления дошкольников о нормах и правилах поведения....

Конспект развивающей игры-занятия "Дети по лесу гуляли" (младшая группа)

Занятие из серии "Венок игр", включающее в себя игры по развитию речевой, двигательной активности, внимания у малышей третьего года жизни...

Развивающие игры-занятия.

Умственное воспитание детей раннего возраста в игровой форме....

Развивающие игры - занятия на тему "Зима"

Занятия в форме игр развивают внимание, воображение, учат детей бережному отношению к природе....

Развивающие игры – занятия для детей дошкольного возраста на формирование у детей наглядных представлений о временах года, о характеристиках и сезонных особенностях природы.

Развивающие игры – занятия для детей дошкольного возраста  на формирование  у детей наглядных представлений о временах года,о характеристиках и сезонных особенностях природы....

Развивающие игры-занятия для детей старшего возраста

Детям старшего возраста свойственны большая любознатель­ность, наблюдательность, пытливость, интерес ко всему новому, необычному. Самому отгадать загадку, высказать суждение, придумать рассказ или...