Интеграция зарубежного опыта в системе экологического воспитания детей дошкольного возраста
статья
Экологическое воспитание – аспект формирования здорового образа жизни
Опыт работы воспитателя
Интеграция зарубежного опыта в системеэкологического воспитания детей дошкольного возраста
Основные задачи экологического воспитания
Основные методы и формы работы с детьми на природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_integratsiya_opyta.docx | 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологическое воспитание – аспект формирования здорового образа жизни»
Опыт работы воспитателя
ИНТЕГРАЦИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТАВ СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последние десятилетия XX века проблема экологического образования подрастающего поколения стала наиболее значимой и актуальной.
Экологическое образование дошкольников – это сравнительно новая область дошкольной педагогики. Интерес к этому направлению вызвал всплеск экспериментальной работы детских образовательных учреждениях в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Цель экологического образования и воспитания – научить детей экологически целесообразному образу жизни, а также дать основы компонентов экологической культуры:
- знания о природе;
- умение экологически мыслить;
- ценностные ориентации (наука аксеология);
- основы экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Основные задачи экологического воспитания
1. Формирование у детей элементов экологического сознания.
Освоение ребёнком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.
2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе;
При этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учётом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.
3. Воспитание гуманного отношения к природе.
Отношение к природе – гуманное, познавательное, эстетическое – теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребёнком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные понимаю детей.
Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребёнка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и пр. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нём, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.
В ходе проделанной работы, опираясь на мнение учёных, удалось раскрыть понятие «интеграция в образовании» - это один из основных принципов, на котором базируется технология отбора и последующего объединения информации, дающая возможность повышать гибкость и мобильность знаний в условиях непрерывно меняющегося мира.
Экология, как интегративная область человеческой деятельности, становится сейчас определяющей в развитии человечества.
Проанализирован ряд зарубежных экологических программ:
- (амер.) «Навоз для Поля и Коктейла»;
- (швед.) «На природу в любую погоду»;
- (амер.) «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми».
Главным в проделанной работе было:
- проследить интегрированный зарубежный опыт;
- создать проект работы в своём детском саду, опираясь на шведскую программу «На природу в любую погоду»,
- обеспечить необходимые условия для её реализации: создать педагогически развивающую среду экологического направления.
Наше дошкольное учреждение находится на окраине Веселого поселка, рядом с парком им. Есенина (ст.м. ул. Дыбенко). А также «густо зазеленённая» территория нашего садика (большое количество деревьев и кустарников, клумбы). Всё это создает живописный ландшафт - это главное условие для реализации шведского проекта.
Шведская технология рассчитана на изучение природы, непосредственно находясь в лесу, на улице; на длительное пребывание. (подбор снаряжения, походы в лес, экскурсии)
Детей учат, как правильно одеваться при любой погоде, отсюда название и девиз: «На природу в любую погоду»! Весь изучаемый материал (все явления) находятся прямо под ногами, в самой природе.
Это даёт точные и достоверные знания для детей, а, следовательно, и целостное восприятие окружающего мира.
Работа по этой теме заключается ещё и в том, как грамотно адаптировать шведскую программу в условиях отечественного дошкольного воспитания. Мы не имеем возможности использовать все методы и приёмы зарубежного опыта в полной мере, но, как элементы и идеи, содержание и преподнесение знаний – можем внедрять и использовать.
(Пример- задание «Сколько раз надо прыгнуть в лужу, чтобы в ней исчезла вода?»)
Главный герой этой программы – лесной персонаж Мулле остаётся неизменным (как Карлсон, мы не можем поменять ему другое имя), как и увлекательная сказка о его рождении и предназначении. Новые друзья, герои – всегда нравятся детям (Мулле друг детей, помощник лесным обитателям). Герой Лесной Мулле «сотрудничает», соседствует и с нашими русскими лесными персонажами: Лесовичок, Водяной и др. Если наш Лесовичок – больше наставник, учитель, мудрец, то Мулле – это друг наравне с детьми.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ НА ПРИРОДЕ
Наша совместная деятельность с детьми на улице очень многогранна:
- познавательные, игровые квесты;
- «Путешествия по экологический тропе»;
- Мини-лаборатории «Зелёные ладошки»;
- интерактивная деятельность по временам года
«В гостях у Осени», «Здравствуй, снег!», «Весенние забавы»,
«Ах, лето»;
- экскурсии выходного дня: в парк (лес) - совместно с родителями;
Мы развиваем у детей умения правильно одеваться при любой погоде, отсюда название и девиз: «На природу в любую погоду»!
Весь изучаемый материал (все явления) находятся в самой природе, прямо под ногами.
Это даёт точные и достоверные знания для детей, а, следовательно, и целостное восприятие окружающего мира.
Наша работы приносит детям не только багаж знаний, но и даёт много радости, позитивных эмоций, восторга, много новых открытий.
Это вдохновляет нас на дальнейшую плодотворную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"
Здесь представлено обобщение моего опыта работы по экологическому воспитангию детей дошкольного возраста....
система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и дома.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической...
обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
работа по экологическому воспитанию в доу...
обобщение актуального педагогического опыта на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности»
Обобщение актуального педагогического опытана тему:«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности» на педагогическом сов...
Обобщение актуального педагогического опыта на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности»
Содержание1. Введение...
«Дидактические игры в системе экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Дерево, трава, цветок и птицаНе всегда сумеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни....