"Пальчиками играем - речь развиваем".
консультация

Чем больше ребенок работает своими пальчиками, тем раньше и лучше развивается его речь. Предлагаемые игры способствуют развитию внимания, памяти, мышления, стимулируют речевую активность ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikami_igraem_-_rech_razvivaem.docx36.64 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиками играем – речь развиваем.

«Рука – это вышедший

  наружу мозг человека».

И.Кант

   Научные исследования убедительно доказывают, что развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимо при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной.

  Чем больше ребенок работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь,  так  как в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому уровень и темп развития речи ребенка напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

   Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.  Предлагаемые виды игр способствуют  развитию внимания, мышления, памяти, оказывают благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более  подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.  

   Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.  Кроме того данные игры  способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. А самое главное, они стимулируют речевую активность детей. Данными  рекомендациями  могут  воспользоваться   родители,  логопеды,  воспитатели  детских садов и  помочь  тем  детям,  которые  в  этом  нуждаются.

Игры со счетными палочками

   В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки (если игра происходит на улице).

   Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии. Далее  предлагаются варианты рисунков, которые малыш может выложить из тех же палочек на ровной поверхности. Начните с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце - из многоугольника и т.п.

Ежик                                                                                                        

Пыхтя, тащил домой грибок                                                          

Проворный маленький зверек.

Ни головы, ни ножек –

Конечно, это ежик.

Грибок                             

Шапочка на ножке

Около дорожки.

В мой просторный кузовок

Полезай скорей, грибок.

 Мороженое

 Очень радовались дети:        

 Мама принесла в пакете

 Пряников для Машеньки,

 Бубликов для Сашеньки,

 Васеньке - пирожное,

 Ну, а мне - мороженое.

Цветы

 Возле речки, на пруду,

 На поляне и в саду –

 Всюду выросли цветы

 Небывалой красоты.

Дом

Дом я строю во вселенной.

 Есть в нем крыша и антенна.

 Есть в нем дверь, и есть окошко –

 Пусть живет в нем наша кошка.

Зонтик

Погода начала сердиться –

Весь день льет дождик за окном.

И, чтобы мне не простудиться,

Гулять я буду под зонтом.

Выкладывание букв из различных материалов

   Это занятие требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап - с помощью взрослого ребенок выкладывает  простые слова, учится их читать.

   Используйте для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Предложите ребенку самому находить материал для выполнения подобных заданий. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.

 Игры  с  пластилином

   Пластилин дает уникальную возможность проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.

   На столе появится один пластилиновый домик, а затем и целый город. Во время игры с пластилином вы можете читать сказку, а юный скульптор - творить наиболее понравившихся ему персонажей. Не сдерживайте фантазию ребенка - среди вылепленных им образцов могут оказаться существа из его собственного волшебного мира. По рассказам о них вы сможете лучше понять характер своего малыша.

Сказки оживают

Кусочки пластилина

Катает наша Зина:

Шарики, колбаски -

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Всё из пластилина!

Из пластилина овощи,

Из пластилина буквы,

Смогу слепить без помощи

Я даже торт для куклы.

Червячок

Раскричался петушок:

- Чей ты, чудо-червячок?

 Клюнуть я тебя боюсь,

Я сначала разберусь.

Может, ты резиновый?

- Нет, я пластилиновый, -

Отвечает червячок.

Удивился петушок:

- Как же в лужу ты попал?

- Серый зайка потерял.

 Он вчера меня слепил,

Да случайно обронил.

Чашка

Пластилиновая чашка,

Пластилиновое блюдце.

Хорошо играть мне с ними,

Ведь они не разобьются.

Чаепитие

Чайник заварочный

Зайка слепил,

В гости зайчиху

К себе пригласил.

Чай попивают

Они ароматный

С медом душистым

И пряником мятным.

Именины

У зайчонка именины.

Он слепил из пластилина

Замечательный рулет,

Будут гости на обед.

Кошка про рулет узнала,

В гости первой прибежала.

Для рулета кошка

Прихватила плошку.

Зайка кошку угощает,

 Он ее предупреждает:

- Ты рулет мой, кошка,

 Кушай понарошку.

Сороки

Встретились в лесу сороки,

Как обычно, белобоки.

Говорит одна другой:

- Буквы выучил косой.

Подсмотрела я в окно,

 Как лепил он букву «о».

 Ей подруга отвечала:

- Пластилин куплю сначала.

Буду я еще умней,

Чем зайчонок-грамотей.

Колодец

Пластилиновый колодец

И с вертушкой, и с ведром.

Заяц воду набирает

В нем и вечером, и днем.

Слоненок

Нравится слоненок маме,

Получился как живой,

Смотрит умными глазами

И качает головой.

Со слоненком я играю,

Очень я его люблю,

Я бананы не съедаю -

Их слоненку отдаю.

 Игры  с  бумагой

   Этот комплекс игр поможет малышу узнать, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или нарисованную мишень. Сшив, склеив или просто связав мячики между собой, можно получить причудливые объемные игрушки.

   Следующая забава -  кукольный театр. Ребенок наверняка не только заинтересуется выбором сюжета для будущего спектакля, но и с удовольствием смастерит всех персонажей.

   Развитию точных движений и памяти помогает плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш и сам начнет мастерить игрушки. Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных игр. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и познакомит с понятием симметрии.

Кораблик

Ручейки звенят, бегут,

В путь кораблики зовут.

Ты плыви, кораблик мой,

Из бумаги не простой -

Из серебряной фольги.

Капитан, в бинокль гляди,

Чтоб корабль по курсу плыл

И на мель не наскочил.

Бумажный дом

Строим дом многоэтажный

Из кубов и пирамид.

Не кирпичный дом - бумажный,

Но отлично он стоит.

Снежинка

Я в руках листок держу,

Вчетверо его сложу,

Отогну еще разок -

Получился уголок.

Режу ровно, не спеша.

Как снежинка хороша!

Коврик

Коврик плету

Из полосок бумажных.

Видела коврик такой я однажды.

Яркими красками коврик горит,

Можно подружке его подарить.

Барашки

У моих барашков

Шерстка серая волной.

Я зову обоих Бяшки,

Угощаю их травой.

Я сама их вырезала

Из бумаги за столом.

Я их маме показала

И сказала ей потом:

- Стадо я еще утрою,

В вырезанье навык есть,

Для барашков хлев построю,

Чтобы волк не смог их съесть.

Театр

 Кукол рисую,

 Потом вырезаю.

 С ними в театр

 Веселый играю.

 Нравится маме

 Театр бумажный.

 Ловкие руки –

 Как это важно!

Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами

   Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней - шестигранный карандаш.

Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Карандаш

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Орехи

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Помощник

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.

Бусинки-горошки

Покатаю я в руках

Бусинки-горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки!

Дорожка

Я взяла чуть-чуть горошку

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчик или кошка.

Журавль

Семечек белых от тыквы взяла,

Птица похожа, да только бела.

 Краску беру, и журавль - настоящий.

 Встретит он братьев,

 К нам с юга летящих.

Игра с горошком

Дома я одна скучала,

Горсть горошинок достала.

 Прежде чем игру начать,

Надо пальчику сказать:

- Пальчик, пальчик, мой хороший,

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай

И другому передай.

Таня и мячик

Таня сердится на мячик:

- Перестань меня дурачить,

Снова вырвался из рук,

Разве ты хороший друг?

Очень, мячик, ты упрямый!

Вверх тебя бросаю прямо,

Только ты летишь дугой –

И опять за головой.

Дует щеки круглый мяч,

Сам готов пуститься в плач:

- Я готов с тобой дружить.

Научись меня ловить.

Ловкий Антошка

Удивляется ладошка:

- До чего смешной Антошка!

 Колпачок надел на пальчик,

 Зашагал он, словно мальчик.

А за ним, как мальчики,

Остальные пальчики

Дружно по столу бегут,

От него не отстают.

- Ловкий мой Антошка, -

Думает ладошка.

Весёлых вам занятий и хорошего настроения!

Список  использованной  и  рекомендуемой  литературы

Савина  Л. М.  Пальчиковая  гимнастика  для  развития  речи  дошкольников.     -  М., АСТ, 2004.

Светлова  И. Развиваем  мелкую  моторику  и  координацию  движений  рук. М., 2001

Крупенчук  О. И.  Научите  меня  говорить  правильно.  Спб., 2001

Гринева  Л.  Готовим  руку  к  письму.// Дошкольное  воспитание.  -  2007. № 6. С. 65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиками играем - речь развиваем

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев руки. Эти игры и упражнения развивают речь, мелкую моторику, словарь ребенка. Игры с пальчиками можно использовать в работе логопедам, воспитател...

Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем».

При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом»...

Семинар-практикум для родителей "С пальчиками играем-речь развиваем"

Семинар-практикум с родителями детей 2 младшей группы...

С пальчиками играем – речь развиваем

Рекомендации по проведению пальчиковых игр...

Пальчиками играем — речь развиваем. Игры с прищепками

Пальчиками играем — речь развиваем. Игры с прищепками: интересно и простоМелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Одним из пок...