Готовность к школе
консультация (старшая группа)

Зырянова Анита Викторовна

Ошибочное мнение взрослых о том, что ребенок готов успешно обучаться, если у него накоплен большой объем знаний и умений. Порой они забывают, что интеллектуальная готовность не заменяет психологическую, куда входит множество компонентов. Опросник  для родителей, что бы проверить готов ли их ребенок к школе и рекомендации по развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_gootovnost_k_shkole.docx20.1 КБ
Файл chek-list_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к школе.

Рекомендации.

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным, и что бы быть успешным нужны быть готовым к ней.

В психолого-педагогической литературе понятие «школьная зрелость» трактуется как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе.

Что бы узнать о школьной зрелости вашего ребенка по всем сферам более подробно, вы можете ознакомится с чек листами.

Если в чек листе вы наблюдаете, какие-то слабые зоны, следует на них обратить внимание и проработать.

Рекомендации по физическому развитию:

  • Регулярный осмотр врачей.
  • Проводить больше времени на свежем воздухе с двигательной активностью.
  •  Нейродвигательная коррекция
  • Заниматься на домашнем стадионе и снарядах.
  • Посещать спортивную секцию.

Рекомендации по развитию мелкой моторики рук.

  • Поделки из теста, глины, пластилина.
  • Пальчиковые игры.
  • Мелко моторные занятия: прищепки, шнуровка, нанизывать бусинки, спинер, пуговки на нитки, завязывать узлы, шнурки на обуви.
  • Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, карандаши, шарики.
  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
  • Висеть на кольцах, перекладинах.
  • Заниматься с эспандером.
  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.
  • Резать ножницами.
  • Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.
  • Прописи.
  • Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

Развитие мотивации у ребенка.

  • Поощрять любознательность, желание учиться и овладевать знаниями;
  • Хвалить и радоваться процессу обучения вместе с ребенком;
  • Развивать стремление к правильному и усердному выполнению заданий, доделывать до конца, оценивать результат проделанной работы;

Развитие эмоционально волевой сферы:

  • Выполнять обещания перед ребенком.
  • Принимать эмоции ребенка.
  • Учимся останавливаться и задумываться.
  • Предложите способы самоутверждения.
  • Хвалите правильно (за поступок, без оценивания личность хороший, умница и т.д.).
  • Эмоциональный контакт (принятие, тактильный контакт, совместное времяпровождение, посещение музеев, театров).
  • Развитие самоконтроля, учить планировать свою деятельность, а не работать методом проб и ошибок, хаотично.
  • Доверьте ответственность.
  • Развитие умения подчиняться домашним и школьным требованиям.
  • Побуждение к самостоятельности, дать возможность ребенку выполнять домашние обязанности по дому.

Развитие самостоятельности у ребенка:

Обучение ребенка навыкам самообслуживания и выполнению домашних обязанностей.

  • Помогать в приготовление пищи и закупке бакалейных товаров.
  • Самостоятельно наливать себе питье.
  • Сервировать обеденный стол.
  • Сорвать с грядки салат и зелень.
  • Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.
  • Протирать зеркала.
  • Помогать прибирать квартиру.
  • Оплачивать мелкие покупки.
  • Помогать выносить мусор.
  • Кормить своего питомца и убирать за ним.
  • Самостоятельно завязывать шнурки.
  • Пылесосить ковер.
  • Поливать цветы и растения.
  • Собирать вещи в садик.
  • Помогать развешивать белье на бельевую веревку.
  • Вешать свою одежду в платяной шкаф.
  • Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.
  • Нести ответственность за свои мелкие раны.
  • Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы

Развитие коммуникативной готовности:

  • Обучение ребенка способности принять точку зрения другого.
  • Обучение решать проблемы, возникающие между людьми.
  • Обучение сотрудничеству, совместной деятельности с другими людьми.
  • Давать возможность ребенку проявлять инициативу.
  • Развитие навыков общения с детьми и взрослыми;

Ну для развития эмоционально волевых, коммуникативных и мотивационных навыков ребенка важно самим родителям быть успешными в этих сферах, развиваться и обучаться новому.  

Литература:

1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/04/10/kak-razvit-melkuyu-muskulaturu-ruk

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/02/21/domashnie-obyazannosti-detey-4-5-let

3. Бодрова, А. С. Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / А. С. Бодрова, 2021. — № 24 (366).

4. Безруких М.М. Ваш особенный ребенок идет в школу. Питер 2020 год.

5. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.



Предварительный просмотр:

Опросник готовности ребенка к школе.

Сфера развития.

Навык ребенка.

Да

Нет

Физиологическая готовность

Ребенок может рукой дотянуться до уха

У него происходит смена молочных зубов

Умеет катается на велосипеде, самокате

Прыгает на месте, на одной ноге, через препятствие

Катиться по полу с помощью рук и ног, переворачиваясь на бок, грудь, другой бок, спину

Пробежаться с ускорением 200-300 метров

Попадать мячом в цель, подбрасывать над собой и ловить, об стену и ловить.

Присесть 10 раз

Болеет не более 5-6 раз за год

Может самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.

Мотивационная готовность

У ребенка есть желание учиться, стремление получать новые знания

Интерес к познанию мира

Положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам

Социально-личностная готовность

Ребенок идет на контакт со своими сверстниками, может идти на компромиссы

Проявляет отзывчивость по отношению к взрослым и детям

Адекватная самооценка, может оценить себя адекватно без заниженных и завышенных оценок

Есть потребность в общении

Умеет находить место в коллективе сверстников

Может выстраивать диалог со взрослым

Эмоционально-волевая готовность

Способен сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание, заниматься одним делом не менее 30 минут

Способен доводить начатое до конца

Управляет своими поступками и эмоциями, сдерживает негативные проявления

Преодолевает трудности при достижении цели

Умеет действовать по правилам, понимание таких слов как «надо», «можно» и «нельзя»

Выполняет правила другого взрослого, способность подчинить «ХОЧУ» и «НАДО»

Слышать инструкцию взрослого, следовать ей

Проявляет настойчивость, целеустремленность, упорство в отношении учебной деятельности

У ребенка есть интерес к изучению нового

Познавательная готовность.

Память

Может рассказать наизусть несколько стихотворений

Может запомнить 6-8 предметов, на картинке и назвать их.

Может на слух запомнить 5-6 слов.

Мелкая моторика

Может рисовать и раскрашивать картинки не выходя за контур

Может пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации

Правильно держать ручку

Рисовать по клеточкам

Мышление

Может обобщать понятия (транспорт, овощи, фрукты, и т.д.)

Установление причинно-следственных связей (например закончить предложение ноги потому что…)

Может решать загадки, головоломки

Умение делать выводы и умозаключения

Умение находить сходства и различия исходя из существенных признаков предметов

Пространственно-временные понятия

Знает части суток, времена года, дни недели, месяцы

Отличает правую и левую сторону тела, может ориентироваться по сторонам в тетради (верх, низ, право, лево).

Может собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту

Может выполнять графические диктанты

Речевое развитие

Составляет рассказы по картине, словесные портреты знакомых людей, рассуждает, строит выводы, использует словесно-логические средства и др.

Умеет изменять существительные по числам

Умеет подбирать точные слова для выражения мысли

Произносит все звуки правильно

Выделяет звуки в слове, определяет их последовательность и количество;

Математические представления

Умеет считать до10 и обратно

Может решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы

Соотносит цифру и количество (0-9)

Делит предметы (фигуры) на несколько равных частей

Называет состав числа в пределах 5

Кругозор

Сформированы представления о себе, о своей семье, своем доме.

Имеет представления о городе, улице, стране, президенте

Умеет читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами

Знает названия диких и домашних животных, фрукты, овощи, транспорт и др.

Знает основные цвета, формы.

Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....