Готовность к школе
консультация (старшая группа)
Ошибочное мнение взрослых о том, что ребенок готов успешно обучаться, если у него накоплен большой объем знаний и умений. Порой они забывают, что интеллектуальная готовность не заменяет психологическую, куда входит множество компонентов. Опросник для родителей, что бы проверить готов ли их ребенок к школе и рекомендации по развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_gootovnost_k_shkole.docx | 20.1 КБ |
chek-list_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к школе.
Рекомендации.
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным, и что бы быть успешным нужны быть готовым к ней.
В психолого-педагогической литературе понятие «школьная зрелость» трактуется как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе.
Что бы узнать о школьной зрелости вашего ребенка по всем сферам более подробно, вы можете ознакомится с чек листами.
Если в чек листе вы наблюдаете, какие-то слабые зоны, следует на них обратить внимание и проработать.
Рекомендации по физическому развитию:
- Регулярный осмотр врачей.
- Проводить больше времени на свежем воздухе с двигательной активностью.
- Нейродвигательная коррекция
- Заниматься на домашнем стадионе и снарядах.
- Посещать спортивную секцию.
Рекомендации по развитию мелкой моторики рук.
- Поделки из теста, глины, пластилина.
- Пальчиковые игры.
- Мелко моторные занятия: прищепки, шнуровка, нанизывать бусинки, спинер, пуговки на нитки, завязывать узлы, шнурки на обуви.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, карандаши, шарики.
- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
- Висеть на кольцах, перекладинах.
- Заниматься с эспандером.
- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.
- Резать ножницами.
- Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.
- Прописи.
- Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
Развитие мотивации у ребенка.
- Поощрять любознательность, желание учиться и овладевать знаниями;
- Хвалить и радоваться процессу обучения вместе с ребенком;
- Развивать стремление к правильному и усердному выполнению заданий, доделывать до конца, оценивать результат проделанной работы;
Развитие эмоционально волевой сферы:
- Выполнять обещания перед ребенком.
- Принимать эмоции ребенка.
- Учимся останавливаться и задумываться.
- Предложите способы самоутверждения.
- Хвалите правильно (за поступок, без оценивания личность хороший, умница и т.д.).
- Эмоциональный контакт (принятие, тактильный контакт, совместное времяпровождение, посещение музеев, театров).
- Развитие самоконтроля, учить планировать свою деятельность, а не работать методом проб и ошибок, хаотично.
- Доверьте ответственность.
- Развитие умения подчиняться домашним и школьным требованиям.
- Побуждение к самостоятельности, дать возможность ребенку выполнять домашние обязанности по дому.
Развитие самостоятельности у ребенка:
Обучение ребенка навыкам самообслуживания и выполнению домашних обязанностей.
- Помогать в приготовление пищи и закупке бакалейных товаров.
- Самостоятельно наливать себе питье.
- Сервировать обеденный стол.
- Сорвать с грядки салат и зелень.
- Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.
- Протирать зеркала.
- Помогать прибирать квартиру.
- Оплачивать мелкие покупки.
- Помогать выносить мусор.
- Кормить своего питомца и убирать за ним.
- Самостоятельно завязывать шнурки.
- Пылесосить ковер.
- Поливать цветы и растения.
- Собирать вещи в садик.
- Помогать развешивать белье на бельевую веревку.
- Вешать свою одежду в платяной шкаф.
- Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.
- Нести ответственность за свои мелкие раны.
- Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы
Развитие коммуникативной готовности:
- Обучение ребенка способности принять точку зрения другого.
- Обучение решать проблемы, возникающие между людьми.
- Обучение сотрудничеству, совместной деятельности с другими людьми.
- Давать возможность ребенку проявлять инициативу.
- Развитие навыков общения с детьми и взрослыми;
Ну для развития эмоционально волевых, коммуникативных и мотивационных навыков ребенка важно самим родителям быть успешными в этих сферах, развиваться и обучаться новому.
Литература:
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/02/21/domashnie-obyazannosti-detey-4-5-let
3. Бодрова, А. С. Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / А. С. Бодрова, 2021. — № 24 (366).
4. Безруких М.М. Ваш особенный ребенок идет в школу. Питер 2020 год.
5. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.
Предварительный просмотр:
Опросник готовности ребенка к школе.
Сфера развития. | Навык ребенка. | Да | Нет |
Физиологическая готовность | Ребенок может рукой дотянуться до уха | ||
У него происходит смена молочных зубов | |||
Умеет катается на велосипеде, самокате | |||
Прыгает на месте, на одной ноге, через препятствие | |||
Катиться по полу с помощью рук и ног, переворачиваясь на бок, грудь, другой бок, спину | |||
Пробежаться с ускорением 200-300 метров | |||
Попадать мячом в цель, подбрасывать над собой и ловить, об стену и ловить. | |||
Присесть 10 раз | |||
Болеет не более 5-6 раз за год | |||
Может самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. | |||
Мотивационная готовность | У ребенка есть желание учиться, стремление получать новые знания | ||
Интерес к познанию мира | |||
Положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам | |||
Социально-личностная готовность | Ребенок идет на контакт со своими сверстниками, может идти на компромиссы | ||
Проявляет отзывчивость по отношению к взрослым и детям | |||
Адекватная самооценка, может оценить себя адекватно без заниженных и завышенных оценок | |||
Есть потребность в общении | |||
Умеет находить место в коллективе сверстников | |||
Может выстраивать диалог со взрослым | |||
Эмоционально-волевая готовность | Способен сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание, заниматься одним делом не менее 30 минут | ||
Способен доводить начатое до конца | |||
Управляет своими поступками и эмоциями, сдерживает негативные проявления | |||
Преодолевает трудности при достижении цели | |||
Умеет действовать по правилам, понимание таких слов как «надо», «можно» и «нельзя» | |||
Выполняет правила другого взрослого, способность подчинить «ХОЧУ» и «НАДО» | |||
Слышать инструкцию взрослого, следовать ей | |||
Проявляет настойчивость, целеустремленность, упорство в отношении учебной деятельности | |||
У ребенка есть интерес к изучению нового | |||
Познавательная готовность. | |||
Память | Может рассказать наизусть несколько стихотворений | ||
Может запомнить 6-8 предметов, на картинке и назвать их. | |||
Может на слух запомнить 5-6 слов. | |||
Мелкая моторика | Может рисовать и раскрашивать картинки не выходя за контур | ||
Может пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации | |||
Правильно держать ручку | |||
Рисовать по клеточкам | |||
Мышление | Может обобщать понятия (транспорт, овощи, фрукты, и т.д.) | ||
Установление причинно-следственных связей (например закончить предложение ноги потому что…) | |||
Может решать загадки, головоломки | |||
Умение делать выводы и умозаключения | |||
Умение находить сходства и различия исходя из существенных признаков предметов | |||
Пространственно-временные понятия | Знает части суток, времена года, дни недели, месяцы | ||
Отличает правую и левую сторону тела, может ориентироваться по сторонам в тетради (верх, низ, право, лево). | |||
Может собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту | |||
Может выполнять графические диктанты | |||
Речевое развитие | Составляет рассказы по картине, словесные портреты знакомых людей, рассуждает, строит выводы, использует словесно-логические средства и др. | ||
Умеет изменять существительные по числам | |||
Умеет подбирать точные слова для выражения мысли | |||
Произносит все звуки правильно | |||
Выделяет звуки в слове, определяет их последовательность и количество; | |||
Математические представления | Умеет считать до10 и обратно | ||
Может решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы | |||
Соотносит цифру и количество (0-9) | |||
Делит предметы (фигуры) на несколько равных частей | |||
Называет состав числа в пределах 5 | |||
Кругозор | Сформированы представления о себе, о своей семье, своем доме. | ||
Имеет представления о городе, улице, стране, президенте | |||
Умеет читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами | |||
Знает названия диких и домашних животных, фрукты, овощи, транспорт и др. | |||
Знает основные цвета, формы. | |||
Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"
Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....
статья (подготовительная группа) на тему:"Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...
Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....