Рекомендации для родителей по лексическим темам с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
методическая разработка
С целью повышения результативности коррекционно-развивающей работы тифлопедагога необходимо, чтобы родители, как активные участники учебно-воспитательного процесса, выполняли с ребенком предложенные задания, упражнения, игры на закрепление пройденного материала на коррекционных занятиях, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по теме
«Осень. Признаки осени. Деревья»
Родителям рекомендуется
Расширять представления об изменениях, происходящих в природе осенью.
Рассказать о том, что происходит с деревьями осенью, как звери и птицы готовятся к зиме;
- обратить внимание ребенка на изменение окраски листьев осенью;
- найти в природе листья деревьев разного цвета;
Научить ребенка видеть в природе красивое, поговорить об этом.
- «Подбирай, называй, запоминай».
Назови как можно больше слов определений.
Небо осенью (какое?) – хмурое, серое, унылое.
Дождь осенью (какой?) – холодный, моросящий, затяжной …
Листья осенью (какие?) – желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные …
Погода осенью (какая?) – пасмурная, дождливая, хмурая, морозная …
Ветер осенью (какой?) - …
Листья осенью (что делают?) – желтеют, опадают, вянут, сохнут, кружатся, шуршат…
Дождь осенью (что делает?) – моросит, идет, льет…
Урожай осенью – убирают, запасают, сохраняют, заготавливают…
Птицы осенью – улетают, прощаются, курлычут…
Деревья осенью – роняют листья, оголяются…
Звери осенью – готовятся к зиме, меняют шубки, запасаются, прячутся...
Загадайте загадки
Вот колючка, недотрога! Что за дерево-краса-
Лучше ты ее не трогай. Ниже пояса коса?
Ой, остры иголочки Да волшебный стройный стан,
У зеленой … (елочки). Да беленый сарафан,
Да сережки, словно слезки,
Меня часто зовут, дожидаются, У красавицы … (березки).
А приду – от меня укрываются …
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят (осень).
Рекомендации для родителей по теме:
«Лес. Грибы. Ягоды»
- Побеседуйте с ребенком о том, что в лесу растут грибы и ягоды. Ягоды растут на кустах или на веточках, грибы растут под деревьями, во мху, в траве, на пеньке. Они бывают не только съедобными, но и ядовитыми. Грибы и ягоды можно собирать только с взрослыми.
- Подберите и рассмотрите вместе с ребенком картинки с изображениями ягод, грибов.
- Побеседуйте с ребенком о том, что можно приготовить из ягод (компот, варенье, джем, соки, кисель …), какие блюда можно приготовить из грибов (варят суп, делают жаркое, салат …). Если вы имеете возможность, покажите ребенку, как готовят блюда из ягод, грибов.
Виды заданий и упражнений:
- «Что лишнее и почему?»
Белый гриб, волнушка, клюква, опята.
Черника, ежевика, мухомор, малина.
Опята, лисички, поганка, подберезовик.
- Загадайте загадки:
На пеньке сидят братишки. Он пузатенький сидит,
Все в веснушках, как мальчишки. Из – под кустика глядит.
Эти дружные ребята С белой ножкою внизу,
Называются … (опята) С темной шапкой наверху. (Белый гриб)
Он в лесу стоял, В лесу на болоте
Никто его не брал, Вы травку найдёте,
В красной шапке модной, А на ней синеет гроздь -
В пищу непригодный. (Мухомор) Кисло-сладких ягод горсть. (Черника)
Мы нагнёмся до земли,
Чтоб наполнить кузовки.
Стебельки раздвигаем –
Огоньки собираем. (Земляника)
Эту ягоду найдёте
На большом лесном болоте,
Словно там набросаны,
Красные горошины. (Клюква)
Рекомендации для родителей по теме
«Сад. Огород. Уборка урожая»
1. Повторите с ребенком:
- названия фруктов (яблоко, груша, апельсин, лимон…)
- названия овощей (капуста, морковь, свекла, редиска …)
- где растут фрукты (на дереве, в саду)
- где растут овощи (в огороде, на грядке)
- в какое время года поспевают?
- в каком магазине продаются?
2. Как называется пища из овощей и фруктов?
- Пюре из картофеля – картофельное пюре
- Сок из персика - …
- Суп из гороха - …
- Пирог из яблок - …
3. Какой? Какая? (перечислить признаки)
- Лук какой? (круглый, твердый, гладкий, желтый с наружи, белый внутри, сочный, горький, полезный).
- Огурец какой?
- Груша какая?
- Яблоко какое?
4. Исправь ошибку
- Свекла растет на яблоне
- Груша растет на грядке
- Помидор растет на дереве
- Картошка растет на болоте
- Огурец растет в лесу
- Урожай собираем зимой
- Огурец желтый, квадратной формы.
Рекомендации для родителей по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»
- Напомнить ребенку о том, какое сейчас время года.
- Обратить внимание на погоду (на улице холодно, идет снег, дует холодный ветер, может быть метель)
- Рассказать ребенку о зимней одежде, головных уборах и обуви, об их назначении.
- Обратить внимание на некоторые детали одежды: рукава, карманы, воротник, пуговицы …,
на материал, из которого они изготовлены, отличительные признаки в сравнении с летней или осенней одеждой и обувью.
- Во время прогулки вместе с ребенком понаблюдать за тем, как одеты люди зимой.
- Чтение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный»
Виды заданий и упражнений:
Игры
- Четвертый лишний (с использованием картинок)
Шуба, пальто, шапка, шорты
Платье, майка, рубашка, туфли
Шляпа, кофта, платье, брюки
- «Узнай по описанию»
Взрослый описывает один из предметов одежды кого-нибудь из членов семьи, а ребенок называет, что это и кому принадлежит).
- «Запомни и повтори» (развитие слухового восприятия)
Шапка, шуба, шарф
Пальто, куртка, плащ
Брюки, шорты, джинсы
Платье, сарафан, юбка
- Дорисуй части предметов одежды
Рекомендации для родителей по теме «Мебель»
- Рассмотрите вместе с ребенком мебель, которая есть у вас дома (стол, стул, шкаф, кровать, диван, кресло, табуретка, полка …)
- Обратите внимание ребенка на некоторые детали мебели: ножка, спинка, сиденье, полка, дверца…
- Побеседуйте с ребенком о том, для чего нужна мебель. Из каких материалов делают мебель.
- Чтение книги П. Алешина «Приключение Самоделкина и Карандаша».
Виды заданий и упражнений:
Игры
- «Четвертый лишний»
Стол, шкаф, тарелка, комод.
Стул, ложка, кресло, кровать.
- Игра с мячом «Назови мебель»
Вы бросаете ребенку мяч, ребенок ловит мяч, говорит один из предметов мебели, и возвращает мяч вам.
Дорисовать недостающие части мебели.
Рекомендации для родителей по теме «Посуда»
- Рассмотреть вместе с ребенком посуду – кухонную, чайную, столовую.Объяснить, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу и из которой едят.
- Показать, где храниться дома посуда (в шкафу, в буфете, в серванте, в столе …).
- Сравнить посуду (большие ложки и маленькие, мелкие тарелки и глубокие), обратив внимание на то, что посуда может биться.
- Найдите дома и перечислите предметы деревянной, металлической, стеклянной посуды.
- Просмотр мультфильма «Федорино горе».
Игры
- Что лишнее (кастрюля, тарелка, чайник, яблоко) (с использованием картинок)
- Разрезные картинки (кастрюля, чайник …)
Обведи по точкам.
Отгадай загадку, раскрась отгадку (зашумленные изображения).
Рекомендации для родителей по теме «Продукты питания»
- Посетить с ребенком продовольственный магазин (рассмотреть продукты питания).
Продукты питания – это то, что мы употребляем в пищу.
- Рассказать ребенку, что можно приготовить из продуктов (группировать по существенным признакам, молочные, хлебобулочные, мясные, растительные продукты).
- Совместно с ребенком приготовьте любимое блюдо. Хорошо, если ребенок сможет рассказать педагогу и детям, какое блюдо приготовили в семье, какие продукты питания использовали (сделайте фотографию, принесите в группу для показа детям).
Рекомендации для родителей по теме «Дикие животные»
- Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением диких животных: волка, лисы, зайца, медведя, ежа, белки и их детенышей. Отметьте их внешние признаки.
- Вспомните том, где живут животные, запасы, жилище.
Почему они называются дикими…
- Попросите ребенка показать и назвать части тела животного (туловище, хвост, голова, рога, копыта, лапы).
- Чтение русских народных сказок, рассказов о диких животных.
Виды заданий и упражнений:
Игры
- «Угадай, кто это?»
Бурый, косолапый, неуклюжий - ….
Серый, зубастый, страшный - …
Хитрая, пушистая, рыжая - …
Маленький, длинноухий, пугливый - …
Серый -…., косолапый - …., хитрая - ….., колючий - …
«Назови семью»
Папа – медведь, мама – медведица, детеныш(и) – медвежонок (медвежата).
Папа – волк….
Папа – заяц…
Папа – еж….
Папа – лис ….
Рекомендации для родителей по теме «Домашние животные»
- Рассмотрите с ребенком изображения домашних животных: кошку, собаку, корову, коза, лошадь, свинью, овцу.
- Вспомните названия детенышей домашних животных.
- Поговорите о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними.
- Чтение русских народных сказок, рассказов о домашних животных.
- Вспомнить загадки о домашних животных.
Виды заданий и упражнений:
Игры
- Кто чем питается?
- Что лишнее (корова, собака, коза, лиса) (с использованием картинок)
- Разрезные картинки (собака, кошка …)
- Игра с мячом (бросаем мяч и называем домашнее животное)
Рекомендации для родителей по теме «Зима»
- Побеседуйте с ребенком:
- Какое время года наступило?
- Почему ты так решил?
- Какая погода стоит зимой? (Стало холодно, на улице мороз. Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады …)
- Как одеты люди? (люди надели теплую зимнюю одежду …)
- Какие зимние развлечения у детей? (Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки).
2. На прогулке понаблюдайте с ребенком за зимними изменениями в природе.
Виды заданий и упражнений:
Игры
«Какой? Какая?»
Зима какая? (холодная, морозная, снежная …)
Снег какой? (Белый, пушистый, легкий …)
Лед какой? (холодный, прозрачный, твердый …)
Мороз какой? (зимний, крепкий, суровый …)
«Скажи наоборот»
Летом дни жаркие, а зимой – холодные
Снег мягкий, а лед -…
Одни сосульки длинные, а другие - …
Летом день длинный, а зимой - …
Найди отличия
Рекомендации для родителей по теме «Новогодний праздник»
- Обсудите с ребенком, какой праздник приближается, как люди готовятся к этому торжеству (наряжают елку, украшают дом, приглашают гостей, накрывают праздничный стол, покупают или мастерят подарки, дети пишут письма Деду Морозу …)? Какое настроение у людей перед праздником?
- Вместе с ребенком украсьте новогоднюю елку.
- Попросите ребенка нарисовать на листочке любимую елочную игрушку.
- Загадайте ребенку загадки. Предложите выучить одну, которая больше ему понравилась.
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? (Новый год)
К нам домой под Новый год
Кто-то из лесу придет,
Вся пушистая, в иголках,
А зовут ту гостью ... (елка)
Встанет елочка в углу
У окошка на полу.
А на елке до макушки
Разноцветные … (игрушки)
Поиграйте с ребенком, рассматривая ёлку:
«Посчитай игрушки на елке»
Один шарик, два … - пять;
«Какие игрушки»
Синий шарик, красная пика, красная звезда …
Рекомендации для родителей по теме «Дом, в котором мы живем»
- Вместе с ребенком рассмотрите на улице «Жилые дома».
Какие бывают дома?
Для чего строят дома?
Кто строил дом?
- Побеседуйте с ребенком о доме, в котором вы живете.
Сколько в нем этажей?
На каком этаже ты живешь?
Выучите с ребенком домашний адрес.
Виды заданий и упражнений:
Какие бывают дома?
Для людей – жилой дом.
Для машин – гараж.
Для собак – конура, будка.
Для коней – конюшня.
Для птиц – скворечник, гнездо.
Для кур – курятник …
Назови какой?
Дом из соломы – соломенный
… из кирпича – кирпичный
… камня –
… дерева –
Крыша из железа. Какая?
Окна из стекла. Какие?
Пол из дерева. Какой?
Отгадай и выучи загадку:
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.
(Замок.)
Одной ручкой всех встречает,
Другой ручкой провожает.
(Дверь.)
Без шофера, без колес,
А домой меня привез.
Прокатил меня почти
До дверей квартиры.
Управляли им в пути
Сами пассажиры.
(Лифт.)
Рекомендации для родителей по теме «Транспорт. ПДД»
Родителям рекомендуется:
- Вместе с ребенком понаблюдать на улице за движением различного транспорта.
- Спросить у ребенка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, воздушному, водному.
- Побеседовать с ребенком о необходимости соблюдения правил дорожного движения, а также о профессии шофера.
Отгадать загадку о транспорте.
- Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит.
- Бежит конь вороной, много тащит за собой.
Виды заданий и упражнений:
1. «Четвертый лишний»
- Самолет, пароход, лодка, корабль.
- Автомобиль, грузовик, пароход, велосипед.
- Вертолет, самолет, ракета, поезд.
2. «Подобрать действия к предметам»
- Поезд (что делает?) –
- Самолет (что делает?) –
- Пароход (что делает?) -
Выполни штриховку по образцу.
Рекомендации для родителей по теме «Весна»
Родителям рекомендуется:
- Побеседовать с ребёнком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в живой и неживой природе весной.
- Вспомнить названия весенних месяцев.
- Понаблюдать за изменениями в природе во время совместной прогулки в парке.
- Вспомнить о том, как ведут себя лесные звери и птицы весной, какие изменения происходят с деревьями и кустарниками, какие изменения в одежде людей.
Рекомендации для родителей по теме «Насекомые»
1. Рассмотреть иллюстрации с изображением насекомых и обсудить их внешний вид (пчела, муравей, стрекоза, бабочка, божья коровка, жуки).
- Рассказать ребенку о том, какую пользу приносят эти насекомые, учить ребенка бережному отношению к природе.
2. Отгадать загадку и выучить по выбору.
- Много мастеров срубили избу без углов.
(Муравей)
- Спал цветок и вдруг проснулся: больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
- Насекомое — в почёте,
Целый день она в полёте,
Опыляет все цветы,
Чтоб медку отведал ты.
(Пчела)
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко
Это…
3. Игра «Бывает – не бывает»
Бабочка ловит девочку.
Девочка поймала бабочку.
Бабочка поймала девочку.
Рекомендации для родителей по теме «Водные обитатели: рыбы»
Рекомендации для родителей
1. Рассмотреть вместе с ребенком иллюстрации с изображением водных обитателей: рыб (щука, карась, окунь, ёрш, сом). Закрепить в словаре обобщающие понятия «пресноводные рыбы», «аквариумные рыбы».
2. Покажи части тела рыб (туловище, хвост, спинку, голову, глаза, рот, плавники, чешую, жабры).
3. Рассказать где живут рыбы, чем питаются. Одни маленькими рыбками, другие подводными травами, лягушками и т.д.
Виды заданий и упражнений:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по использованию техники оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
У дошкольников с нарушением зрения наблюдается низкий уровень координации движений рук, мелкой моторики пальцев, навыков ориентировки в микропространстве. Оригами способствует компенсации этих отклоне...
Использование новых форм взаимодействия с родителями в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компе...
Рекомендации по проведению логопедической работы по формированию и коррекции грамматического строя с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение зрения.
В статье подобраны рекомендации для логопедов, воспитателей и родителей, имеющих детей с нарушением зрения....
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения на тему "Автомобиль Малыш на улицах города"
Мы живем в большом городе, который таит в себе много интересного и опасного. Необходимо научить ребенка ориентироваться в условиях города, познакомить его с правилами безопасного поведения на дороге. ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения по теме: «Деревья в наших парках». Экскурсия в природу
Экскурсия в природу «Деревья в наших парках» поможет закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, рассказать детям о парке, как о многоярусном, многоэтажном доме, обра...
Конспект совместной игровой деятельности: «Синичкин день» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и речи (при участии родителей)
Этот материал поможет детям старшего возраста закрепить материал о городскиз птицах....
Рекомендации воспитателям по организации конструирования с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Некоторые рекомендации по организации конструирования с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения...