Консультация по экологическому воспитанию "Воспитание любви к природе у дошкольников"
консультация
В данной статье я рассказала о том, как важно воспитывать любовь к природе у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад №5 г. Россоши
Консультация по экологическому воспитанию
«Воспитание любви к природе у дошкольников»
Подготовила воспитатель
Резникова О.А.
«Живой букварь» В. Орлова
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Учит по календарю
По живому букварю.
Птицы учат пению -
Паучок терпению.
Учит нас пчелиный рой
Дисциплине трудовой,
Обучает жить в труде
И по справедливости.
Учит пёс правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород
Весь большой лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Став взрослыми, мы часто вспоминаем своё детство. Многое конечно забылось, но то, что связано с природой, навсегда останется в памяти. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, душевностью воздействует на все его чувства.
В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста, так как приобретённые в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов, тем самым формирует в ребёнке личность.
Научить ребёнка видеть красоту родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней, научить любить природу – одна из главных задач педагогов и родителей, задача эта нелёгкая. Чувством любви к природе, утверждают психологи, наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Здесь только беседами, чтением книг о природе не обойтись. Надо изо дня в день кропотливо, ненавязчиво, учить детей подмечать всё вокруг, уметь любоваться и красотой восхода солнца и его захода, небом, облаками, цветами, наслаждаться пением птиц и многим другим.
По словам В.М. Сухомлинского, чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать эти чувства с детства.
Проводя работу по экологическому воспитанию педагог, прежде всего должен сам хорошо знать её, должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать, он должен не только сообщить детям конкретные знания, но и вызвать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик, пробуждать этические чувства.
Любовь к природе у дошкольников нужно прививать в разные времена года. Наш детский сад расположен в красивой местности, где растут различные деревья: тополя, клёны, белоствольные берёзки, акации, рябина, неподалёку сосновый лес. Красив и привлекателен участок нашего детского сада во все времена. И тем не менее, мы не раз замечали какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, ребята любят играть под берёзкой, она укрывает их от дождя, защищает от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени её листьев, не обращали внимания на их нежность. Мало кто из детей любовался только что распустившимися цветами, их яркими красками. Поэтому стоит задача не только научить детей видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в её создании, в стремлении оберегать всё живое и красивое. Для решения этой задачи важно, прежде всего, умение самого воспитателя ценить и любить родную природу, находить прекрасное и в ярком солнечном летнем утре, и в пасмурном дождливом осеннем дне, а также правильно организовать труд детей.
Мы вместе с родителями – первые проводники детей в природу. Мы должны вводить ребёнка в этот прекрасный мир природы, раскрывать перед ним его тайны и законы, воспитывать правильное отношение к ней, потребность в её познании. Очень важно учить ребёнка всматриваться, любоваться, радоваться, и восхищаться красотой мира природы.
Детям всегда интересно говорить о том, что им понятно. А почерпнуть знания дети могут не только из книг, но и из непосредственного общения с природой. Эффективным средством приобщения ребёнка к миру природы являются прогулки и экскурсии, во время которых, мы можем знакомить с явлениями живой и неживой природы, рассказывая о жизни и разнообразии растений и животных, птиц, насекомых и т.д. Объясняя, какую пользу приносят птицы и почему следует отпустить животных после наблюдений, почему нельзя уничтожать мухоморы и трогать птичьи гнёзда, воспитатель даёт не только первичные знания, но и формирует любовь к природе. Именно во время экскурсии дети получают колоссальный материал. Они не только познают природу, но расширяют свой кругозор, активизируют внимание, развивают мышление. Каждый объект природы по-своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учиться определять своё отношение к ней, передавать его в рассказах и рисунках. Встречи с природой возбуждают фантазию ребёнка, способствуют развитию речевого и изобразительного творчества. Природу любят практически все, но бережно, внимательно относиться к ней, могут далеко не все. И перед воспитателем стоит задача – научить детей общению с природой, воспитывать бережное отношение к ней.
Особенность полноценного экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых, в природном окружении на участке, в правильно оформленном уголке природы в группе, в организации систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, в приобщении детей к регулярному труду, в правильно подобранных по тематике, содержанию, художественных произведений таких писателей, как В.Бианки, М.Пришвина, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, С.Михалкова и др.,в изучении произведений искусства, в разнообразном подборе интересных игр и игр – экспериментов. Специальные беседы с детьми, чтение художественной литературы, включение ребят в практическую деятельность, в игры-эксперименты, помогут им осознать необходимость бережного отношения к природным богатствам страны. Огромное значение имеет художественно- творческая деятельность: лепка из глины, пластилина, все виды аппликации, конструирование с применением круп, теста, природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствует воспитанию любви к природе.
Работу нужно планировать с учётом возрастных особенностей детей, соответствующая программе воспитания, доступная по содержанию и исполнению.
Воспитание правильного отношения к природе может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье. Интерес и дела взрослых, связанные с миром природы, могут стать средством воспитания детей: увлечение комнатными растениями, присутствием животных в доме, приусадебный участок и работа с детьми на нём. Игра и развлечения, просмотр кинофильмов, чтение книг - это тоже средства, которые могут быть использованы родителями в воспитании любви к природе. Животные в доме – это мощный фактор воспитания детей.
Родители должны понимать, что дети ведут себя так, как окружающие их взрослые!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание бережного отношения и любви к природе у дошкольников
Здесь представлен материал о необходимости воспитания бережного отношения к природе у детей...
Консультация для родителей "Воспитание любви к природе"
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым востребованным, полезным, но одновременно и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет род...
Консультация для родителей "Воспитание любви к природе".
Задача воспитания эмоционально- положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней....
"Воспитание любви к природе у дошкольников"
Здесь представлен материал о воспитание любви к природе у дошкольников...
Консультация для родителей "Воспитание любви к природе"
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещѐ прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, ...
«Воспитание любви к природе у дошкольников»
Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, оп...
Воспитание любви к природе у дошкольников
Жидкова Людмила Ивановнастарший воспитатель «Воспитание любви к природе у дошкольников» Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается....