Школа для родителей «Первые шаги» (занятие с родителями детей раннего возраста «Играем пальчиками – развиваем речь»)
консультация (младшая группа)
Мастер-класс с родителями и детьми
«Играем пальчиками и развиваем речь».
Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.
Задачи:
Стремиться установить доверительные отношения с родителями;
формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом.
Ознакомление родителей с упражнениями и играми, направленными на развитие мелкой моторики для развития речи ребенка.
Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес детей и взрослых.
Обучать ловкости в обращении с предметами, тренировать мышцы рук детей.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Развить стремление у родителей дошкольников к совместной деятельности с ребёнком.
Формировать потребность в приобретении новых знаний.
Материалы и оборудование:
тарелки для круп, различные емкости ( небольшие пластмассовые тазики), фасоль, манка, горох, макароны (трубочками), шнурки ( веревки), клубочки ниток, прищепки, заготовки из картона(солнце, ежик), 2 большие губки, веревка (для белья), соленое тесто (для лепки Колобка).
Оборудование:
•мультимедийная установка для показа слайдов;
•презентация;
•музыкальное оформление;
Участники: учитель-логопед, педагог-психолог, родители, дети.
Ход мастер-класса:
«Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня мы с вами поговорим о пальчиковых играх и их влиянии на развитие речи. Тема нашей встречи, а точнее семинара – практикума «Играем пальчиками и развиваем речь».
1. Теоретическая часть.
Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движения рук – один из показателей речевого развития, интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры».
Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно – от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики).
Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.
На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.
Например:
мизинец – сердце,
безымянный – печень,
средний – кишечник,
указательный – желудок,
большой палец – голова.
Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
2. Практическая часть.
1. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант таких игр – «Кулачки», «Ладушки – ладушки, сладкие оладушки», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
«Кулачки»
Кулачки сложили,
Кулачками били.
Тук-тук!
Тук-тук!
Тук-тук!
Сложить кулачки обоих рук
Бьют кулачками.
Пальчиковая игра «Ладушки – ладушки, сладкие оладушки»
Возьмите раскрытую ладошку ребенка в руку.
Ладушки, ладушки,
Пекла бабка оладушки,
(Начертите пальцем на ладошке ребенка круг)
Маслом поливала,
Деткам раздавала:
(поочередно загибайте пальчики, поглаживая от основания к кончикам)
Маше - два,
Саше - два,
Ване - два,
Тане - два,
Коле - два.
Хороши оладушки У нашей бабушки!
Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:
• На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
• Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
• Показываем «да», «нет» движением головы;
• Показываем «спасибо» кивком головы;
• На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)
2. Одним из любимых детьми способов развития мелкой моторики являются игры с крупой и рисование на ней. Они не только тренируют и массируют пальчики, но также снимают нервное напряжение, успокаивают детей, развивают головной мозг. У детей развивается усидчивость, аккуратность, обогащается сенсорный опыт. Для игр подойдут различные виды круп (гречка, рис, нут, горох, манка, фасоль, чечевица и т. д., а также макароны разной формы. Чем разнообразнее получится материал, тем лучше, так как ребенок сможет получать широкий спектр тактильных ощущений.
Игры с крупой, зернами и т.д.
-найти фасолинки(игрушки) в манке;
-выложить фасолью рисунок на манке;
-рисуем пальчиками на крупе;
-рассортировать фасоль от гороха (мелких игрушек);
-собрать бусы из макарон
3. Чтобы немножко размяться и отдохнуть, предлагаю сделать физкультминутку!
(Педагог вместе с родителями и детьми делает физкультминутку под музыку).
«Будем прыгать и скакать!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! Прыжки на месте.
Наклонился правый бок. Наклоны туловища влево-вправо.
Раз,два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки Руки вверх.
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, Присели на пол.
Разомнем мы ножки.
4. -Замотать клубочек;
- К шаблонам солнышка и ежика прикрепить прищепки;
-Выжать губку из одного таза в другой.
Предлагаем еще одно интересное и любимое занятие для малышей-лепку из соленого теста. Его всегда можно сделать самим. Мы предлагаем слепить Колобка. Давайте подготовим пальчики для лепки (пальчиковая игра «Быстро тесто замесили»).
Быстро тесто замесили
На кусочки разделили,
Раскатали все кусочки
И слепили колобочки!
Отрываем от теста небольшой кусок и катаем его между ладонями-получился Колобок!!! Из крупы делаем глазки, ротик, носик.
5. Вот еще некоторые занятия, которые Вы можете предложить детям дома:
Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире.
Очищать крутые яйца.
Чистить мандарины.
Очищать фисташки.
Включать и выключать свет.
Выкладывать различные узоры из пуговиц, бусинок, нанизывать их на леску.
Рвать, мять, скручивать бумагу.
Отлеплять и прилеплять наклейки.
6. Артикуляционные упражнения
Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Маша научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:
- Задувать свечку;
- Дуть в дудочку;
- Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;
- Надувать мыльные пузыри;
- Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;
- Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.
7. Заключительная часть.
Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
Я очень надеюсь, что мастер-класс был для Вас полезным и занимательным.
Благодарим вас за активное участие в проведении семинара практикума и желаем успехов в воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс с родителями и детьми «Играем пальчиками и развиваем речь». | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс с родителями и детьми
«Играем пальчиками и развиваем речь».
Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.
Задачи:
Стремиться установить доверительные отношения с родителями;
формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом.
Ознакомление родителей с упражнениями и играми, направленными на развитие мелкой моторики для развития речи ребенка.
Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес детей и взрослых.
Обучать ловкости в обращении с предметами, тренировать мышцы рук детей.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Развить стремление у родителей дошкольников к совместной деятельности с ребёнком.
Формировать потребность в приобретении новых знаний.
Материалы и оборудование:
тарелки для круп, различные емкости ( небольшие пластмассовые тазики), фасоль, манка, горох, макароны (трубочками), шнурки ( веревки), клубочки ниток, прищепки, заготовки из картона(солнце, ежик), 2 большие губки, веревка (для белья), соленое тесто (для лепки Колобка).
Оборудование:
•мультимедийная установка для показа слайдов;
•презентация;
•музыкальное оформление;
Участники: учитель-логопед, педагог-психолог, родители, дети.
Ход мастер-класса:
«Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня мы с вами поговорим о пальчиковых играх и их влиянии на развитие речи. Тема нашей встречи, а точнее семинара – практикума «Играем пальчиками и развиваем речь».
1. Теоретическая часть.
Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движения рук – один из показателей речевого развития, интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры».
Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно – от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики).
Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.
На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.
Например:
мизинец – сердце,
безымянный – печень,
средний – кишечник,
указательный – желудок,
большой палец – голова.
Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
2. Практическая часть.
1. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант таких игр – «Кулачки», «Ладушки – ладушки, сладкие оладушки», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
«Кулачки»
Кулачки сложили,
Кулачками били.
Тук-тук!
Тук-тук!
Тук-тук!
Сложить кулачки обоих рук
Бьют кулачками.
Пальчиковая игра «Ладушки – ладушки, сладкие оладушки»
Возьмите раскрытую ладошку ребенка в руку.
Ладушки, ладушки,
Пекла бабка оладушки,
(Начертите пальцем на ладошке ребенка круг)
Маслом поливала,
Деткам раздавала:
(поочередно загибайте пальчики, поглаживая от основания к кончикам)
Маше - два,
Саше - два,
Ване - два,
Тане - два,
Коле - два.
Хороши оладушки У нашей бабушки!
Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:
• На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
• Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
• Показываем «да», «нет» движением головы;
• Показываем «спасибо» кивком головы;
• На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)
2. Одним из любимых детьми способов развития мелкой моторики являются игры с крупой и рисование на ней. Они не только тренируют и массируют пальчики, но также снимают нервное напряжение, успокаивают детей, развивают головной мозг. У детей развивается усидчивость, аккуратность, обогащается сенсорный опыт. Для игр подойдут различные виды круп (гречка, рис, нут, горох, манка, фасоль, чечевица и т. д., а также макароны разной формы. Чем разнообразнее получится материал, тем лучше, так как ребенок сможет получать широкий спектр тактильных ощущений.
Игры с крупой, зернами и т.д.
-найти фасолинки(игрушки) в манке;
-выложить фасолью рисунок на манке;
-рисуем пальчиками на крупе;
-рассортировать фасоль от гороха (мелких игрушек);
-собрать бусы из макарон
3. Чтобы немножко размяться и отдохнуть, предлагаю сделать физкультминутку!
(Педагог вместе с родителями и детьми делает физкультминутку под музыку).
«Будем прыгать и скакать!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! Прыжки на месте.
Наклонился правый бок. Наклоны туловища влево-вправо.
Раз,два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки Руки вверх.
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, Присели на пол.
Разомнем мы ножки.
4. -Замотать клубочек;
- К шаблонам солнышка и ежика прикрепить прищепки;
-Выжать губку из одного таза в другой.
Предлагаем еще одно интересное и любимое занятие для малышей-лепку из соленого теста. Его всегда можно сделать самим. Мы предлагаем слепить Колобка. Давайте подготовим пальчики для лепки (пальчиковая игра «Быстро тесто замесили»).
Быстро тесто замесили
На кусочки разделили,
Раскатали все кусочки
И слепили колобочки!
Отрываем от теста небольшой кусок и катаем его между ладонями-получился Колобок!!! Из крупы делаем глазки, ротик, носик.
5. Вот еще некоторые занятия, которые Вы можете предложить детям дома:
Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире.
Очищать крутые яйца.
Чистить мандарины.
Очищать фисташки.
Включать и выключать свет.
Выкладывать различные узоры из пуговиц, бусинок, нанизывать их на леску.
Рвать, мять, скручивать бумагу.
Отлеплять и прилеплять наклейки.
6. Артикуляционные упражнения
Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Маша научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:
- Задувать свечку;
- Дуть в дудочку;
- Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;
- Надувать мыльные пузыри;
- Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;
- Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.
7. Заключительная часть.
Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
Я очень надеюсь, что мастер-класс был для Вас полезным и занимательным.
Благодарим вас за активное участие в проведении семинара практикума и желаем успехов в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста «Тренируем руки — развиваем речь»
Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста «Тренируем руки — развиваем речь» Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологи...
Родительское собрание в группе раннего возраста "Играем пальчиками - развиваем речь"
Родительское собрание конспект...
Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь»
Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь»...
Сенсорное воспитание детей раннего возраста "Играем и развиваемся"
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...
Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"
Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"...
Консультация для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста «Рисуем пальчиками – развиваем речь, память, мышление, воображение»
Мелкая моторика — это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. И если ходьба, бег и прыжки в нас заложены на уровне безусловных рефлексов, то...