Мастер-класс для родителей и детей «Методы и приёмы технологии ТРИЗ» в подготовительно группе
материал

Мастер-класс для родителей и детей

«Методы и приёмы технологии ТРИЗ» в подготовительно группе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priyomy_tehnologii_triz.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей и детей

«Методы и приёмы технологии ТРИЗ» в подготовительно группе

Цель: знакомство родителей с теорией решения изобретательских задач, некоторыми методами и приёмами технологии.

Задачи:

Для родителей:

  • познакомить родителей с технологией ТРИЗ, методами и приёмами: синектика: прямая аналогия, личностная аналогия (эмпатия), системный оператор;
  • показать, как можно применять приёмы и методы ТРИЗ в практической деятельности с детьми.

Для воспитанников:

  • развивать ассоциативное мышление детей, эмпатию;
  • закреплять умение системного анализа объекта;
  • закреплять умение пользоваться моделью «пятиэкранка».

Материалы и оборудование: презентация «Методы и приёмы технологии ТРИЗ», мультимедийная установка, компьютер; заготовки с фигурами: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, набор фломастеров на каждую семью; индивидуальные задания по личностной аналогии (эмпатия); модель «пятиэкранки» (системный оператор) на каждую семью; мольберт, буклеты «ТРИЗ для дошкольников».

Ход мастер-класса:

Добрый вечер, уважаемые родители и воспитанники!

Сегодня темой нашего разговора станут «Методы и приёмы технологии ТРИЗ». (Презентация. Слайд 1)

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач была разработана Генрихом Сауловичем Альтшуллером, инженером-изобретателем, писателем-фантастом. (Презентация. Слайд 2)

Изначально ТРИЗ предназначался для инженерно-технических работников и в детский сад пришёл совершенно случайно. В городе Находка проходил семинар, участники которого попросили показать им занятие по программе «ТРИЗ» с детьми в школе. По ошибке слушателей семинара привезли в детский сад, в подготовительную группу. Дошкольники с удовольствием приняли игру для развития творческих способностей «Маленькие человечки» и показали хорошие результаты.

Оказалось, что ТРИЗ даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей дошкольного возраста. (Презентация. Слайд 3)

Чтобы стимулировать творческую активность детей, используют различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. В технологии ценно ещё и то, что определённые методы и приёмы можно применять на практике, даже не зная теории. В чём вы сегодня и убедитесь сами.

Один из методов синектика. (Презентация. Слайд 4)

В основе метода лежат различного типа аналогии: прямая, личностная, фантастическая.

Прямая аналогия проводится по внешнему виду, по форме. (Презентация. Слайд 5)

В совместной и самостоятельной деятельности с детьми я использую упражнение «Дорисуй». Детям предлагается исходная фигура, которую надо изменить, дорисовать. У вас на столах находятся заготовки с различными фигурами, я предлагаю вам проявить своё творчество, создать новые предметы.

Совместная работа детей и родителей. Демонстрация нарисованных предметов.

Личностная аналогия (эмпатия) – умение поставить себя на место другого, ощутить его настроение, чувства, ощущения. (Презентация. Слайд 5)

Я предлагаю вам представить себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации и изобразить это вместе со своим ребёнком.

Раздать родителям задания на эмпатию:

Изобрази рассерженного поросенка

Покажи старую бабушку

Покажи маму, которая опаздывает на работу

Изобрази вора с большим мешком

Изобрази будильник, который забыли выключить

Покажи походку человека, которому жмут ботинки

Дети и родители обсуждают ситуации и демонстрируют их.

Одним из основных методов ТРИЗ является «Волшебный телевизор» (системный оператор) – это название мы говорим детям. (Презентация. Слайд 6)

Его цель: формировать представления о строении, взаимосвязях, этапах жизни системы.

Давайте рассмотрим содержание экранов. (Презентация. Слайд 7) Средний ряд – это сама система; в среднем экране находится объект, предмет, который мы изучаем; экран слева – прошлое предмета, т.е. каким или чем предмет был раньше; экран справа – будущее системы: каким или чем станет предмет в будущем. Верхний ряд – надсистема, т. е. частью чего является рассматриваемый предмет, к чему он относится. Нижний ряд – подсистема: из каких частей состоит предмет.

Что бы вам стало понятнее, мы вместе заполним «волшебный телевизор», в котором рассмотрим ёлку. (Презентация. Слайд 8)

Работа педагога и участников мастер-класс с системным оператором «Ёлка» (Презентация. Слайд 8)

А теперь я предлагаю Вам самостоятельно заполнить волшебные экраны.

Самостоятельная совместная работа родителей и детей с системным оператором, представление результатов. Дети и родители у мольберта рассказывают участникам мастер-класса о строении, взаимосвязях, этапах жизни системы, представленной на «пятиэкранке» (системном операторе.)

Технология ТРИЗ формирует у дошкольников инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться, что очень пригодится ребёнку и в школе, и во взрослой жизни. На этом наш мастер-класс закончен, спасибо за участие. Предлагаю вашему вниманию буклет с играми по формированию основ системного мышления детей. В эти игры можно играть по дороге из детского сада, в домашней обстановке.

Список литературы и интернет-источников:

  1. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: 2008.
  2. Страунинг М. А. Методы активизации мышления. Часть1, часть 2: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Аспект-ТРИЗ, 1994.
  3. Шустерман М. Н. Новые приключения Колобка, или Развитие талантливого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2006.
  4. http://www.altshuller.ru/bibliography1/contents1.asp

Подготовила:

воспитатель Смирнова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов " Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе знакомства детей дошкольного возраста с народной куклой"

Используя в своей работе элементы технологии ТРИЗ, я решила попробовать применить методы и приёмы этой технологии в процессе знакомства детей с народными тряпичными куклами....

Непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Речевое развитие» с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ

Непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Речевое развитие»с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗЦель: создание условий для усвоения дет...

Образовательный проект "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности"

Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология  теория решения изобретательских задач  занимает особое место, как технология, позволяющая м...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДОУ

Мастер – класс «РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДО....

Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой как фактор познавательного развития дошкольников

Использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании даст возможность превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное «мыслительн...

Мастер-класс для родителей на тему "Методы и приёмы работы с детьми логопедической группы"

Мастер-класс разработан с целью повышения профессиональной компетенции родителей по использованию эффективных методов и приёмов в работе с детьми с нарушениями речи....

«Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе ознакомления детей с природой»

Самое важное — научить детей любить и понимать природу, сформировать у них экологическую культуру....