Мастер-класс для родителей и детей «Методы и приёмы технологии ТРИЗ» в подготовительно группе
материал
Мастер-класс для родителей и детей
«Методы и приёмы технологии ТРИЗ» в подготовительно группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priyomy_tehnologii_triz.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей и детей
«Методы и приёмы технологии ТРИЗ» в подготовительно группе
Цель: знакомство родителей с теорией решения изобретательских задач, некоторыми методами и приёмами технологии.
Задачи:
Для родителей:
- познакомить родителей с технологией ТРИЗ, методами и приёмами: синектика: прямая аналогия, личностная аналогия (эмпатия), системный оператор;
- показать, как можно применять приёмы и методы ТРИЗ в практической деятельности с детьми.
Для воспитанников:
- развивать ассоциативное мышление детей, эмпатию;
- закреплять умение системного анализа объекта;
- закреплять умение пользоваться моделью «пятиэкранка».
Материалы и оборудование: презентация «Методы и приёмы технологии ТРИЗ», мультимедийная установка, компьютер; заготовки с фигурами: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, набор фломастеров на каждую семью; индивидуальные задания по личностной аналогии (эмпатия); модель «пятиэкранки» (системный оператор) на каждую семью; мольберт, буклеты «ТРИЗ для дошкольников».
Ход мастер-класса:
Добрый вечер, уважаемые родители и воспитанники!
Сегодня темой нашего разговора станут «Методы и приёмы технологии ТРИЗ». (Презентация. Слайд 1)
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач была разработана Генрихом Сауловичем Альтшуллером, инженером-изобретателем, писателем-фантастом. (Презентация. Слайд 2)
Изначально ТРИЗ предназначался для инженерно-технических работников и в детский сад пришёл совершенно случайно. В городе Находка проходил семинар, участники которого попросили показать им занятие по программе «ТРИЗ» с детьми в школе. По ошибке слушателей семинара привезли в детский сад, в подготовительную группу. Дошкольники с удовольствием приняли игру для развития творческих способностей «Маленькие человечки» и показали хорошие результаты.
Оказалось, что ТРИЗ даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей дошкольного возраста. (Презентация. Слайд 3)
Чтобы стимулировать творческую активность детей, используют различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. В технологии ценно ещё и то, что определённые методы и приёмы можно применять на практике, даже не зная теории. В чём вы сегодня и убедитесь сами.
Один из методов синектика. (Презентация. Слайд 4)
В основе метода лежат различного типа аналогии: прямая, личностная, фантастическая.
Прямая аналогия проводится по внешнему виду, по форме. (Презентация. Слайд 5)
В совместной и самостоятельной деятельности с детьми я использую упражнение «Дорисуй». Детям предлагается исходная фигура, которую надо изменить, дорисовать. У вас на столах находятся заготовки с различными фигурами, я предлагаю вам проявить своё творчество, создать новые предметы.
Совместная работа детей и родителей. Демонстрация нарисованных предметов.
Личностная аналогия (эмпатия) – умение поставить себя на место другого, ощутить его настроение, чувства, ощущения. (Презентация. Слайд 5)
Я предлагаю вам представить себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации и изобразить это вместе со своим ребёнком.
Раздать родителям задания на эмпатию:
Изобрази рассерженного поросенка
Покажи старую бабушку
Покажи маму, которая опаздывает на работу
Изобрази вора с большим мешком
Изобрази будильник, который забыли выключить
Покажи походку человека, которому жмут ботинки
Дети и родители обсуждают ситуации и демонстрируют их.
Одним из основных методов ТРИЗ является «Волшебный телевизор» (системный оператор) – это название мы говорим детям. (Презентация. Слайд 6)
Его цель: формировать представления о строении, взаимосвязях, этапах жизни системы.
Давайте рассмотрим содержание экранов. (Презентация. Слайд 7) Средний ряд – это сама система; в среднем экране находится объект, предмет, который мы изучаем; экран слева – прошлое предмета, т.е. каким или чем предмет был раньше; экран справа – будущее системы: каким или чем станет предмет в будущем. Верхний ряд – надсистема, т. е. частью чего является рассматриваемый предмет, к чему он относится. Нижний ряд – подсистема: из каких частей состоит предмет.
Что бы вам стало понятнее, мы вместе заполним «волшебный телевизор», в котором рассмотрим ёлку. (Презентация. Слайд 8)
Работа педагога и участников мастер-класс с системным оператором «Ёлка» (Презентация. Слайд 8)
А теперь я предлагаю Вам самостоятельно заполнить волшебные экраны.
Самостоятельная совместная работа родителей и детей с системным оператором, представление результатов. Дети и родители у мольберта рассказывают участникам мастер-класса о строении, взаимосвязях, этапах жизни системы, представленной на «пятиэкранке» (системном операторе.)
Технология ТРИЗ формирует у дошкольников инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться, что очень пригодится ребёнку и в школе, и во взрослой жизни. На этом наш мастер-класс закончен, спасибо за участие. Предлагаю вашему вниманию буклет с играми по формированию основ системного мышления детей. В эти игры можно играть по дороге из детского сада, в домашней обстановке.
Список литературы и интернет-источников:
- Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: 2008.
- Страунинг М. А. Методы активизации мышления. Часть1, часть 2: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Аспект-ТРИЗ, 1994.
- Шустерман М. Н. Новые приключения Колобка, или Развитие талантливого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2006.
- http://www.altshuller.ru/bibliography1/contents1.asp
Подготовила:
воспитатель Смирнова О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов " Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе знакомства детей дошкольного возраста с народной куклой"
Используя в своей работе элементы технологии ТРИЗ, я решила попробовать применить методы и приёмы этой технологии в процессе знакомства детей с народными тряпичными куклами....
Непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Речевое развитие» с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ
Непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Речевое развитие»с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗЦель: создание условий для усвоения дет...
Образовательный проект "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности"
Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология теория решения изобретательских задач занимает особое место, как технология, позволяющая м...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДОУ
Мастер – класс «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДО....
Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой как фактор познавательного развития дошкольников
Использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании даст возможность превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное «мыслительн...
Мастер-класс для родителей на тему "Методы и приёмы работы с детьми логопедической группы"
Мастер-класс разработан с целью повышения профессиональной компетенции родителей по использованию эффективных методов и приёмов в работе с детьми с нарушениями речи....
«Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе ознакомления детей с природой»
Самое важное — научить детей любить и понимать природу, сформировать у них экологическую культуру....